Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Трансляция педагогического опыта | Ольга Александровна Яценко. Работа №339015

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка правильная речь – залог успешного обучения и развития.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

 

 

ГБУ ОО ЗО " Средняя общеобразовательная школа 5"

имени Героя Советского Союза Матюха П.И. г. Токмака

 

 

 

 

 

 

«Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время с применением инновационных технологий»

 

 

из опыта работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка правильная речь – залог успешного обучения и развития.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

К сожалению, за время работы в школе, приходится отметить, что многие дети приходят учиться с низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Их речь суха, лишена образности, яркости.

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся я считаю развитие речевой деятельности.

Я поставила перед собой задачу научить детей чувствовать слово, строить предложения, понимать текст.

Эту задачу я начала решать не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других уроках, а так же во внеурочное время. Я занялась изучением данного вопроса и сбором практического материала по теме «Развитие речи младших школьников на уроках и во внеурочное время с применением инновационных технологий».

Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание в своей работе обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

В методике развития речи я применяю инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся. Инновационные методы, технологии, методики не требуют особых усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребёнка, оптимизируют процесс развития речи детей и способствуют всестороннему развитию личности.

Решению данных задач способствует использование инновационных технологий речевого развития:

Проблемное обучение

Игровые технологии

Компьютерные технологии

Речетворчество

Метод проектов

 

 

Проблемное обучение предполагает развитие речи в экспериментально – поисковой деятельности детей. Я использую в работе с детьми проблемно – речевые ситуации .

Проблемно – речевые ситуации использую в различных словесных дидактических играх (ситуации, где ребёнок становится на место взрослого и пытается сделать свой вывод, палагаясь на имеющийся опыт). Это следующее задания для умения видеть проблемы :

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

«Сколько значений у предмета»

«Назови как можно больше признаков предмета» и др.

При этом ребенок принимает активную роль в получении, переработке информации: гипотезы и их проверки, проблемные вопросы.

Происходит развитие речевого творчества.

Пример ролевой игры «Юные экологи» на уроке по предмету “ Окружающий мир»: разыгрывается ситуация, как мальчик, съев мороженое, незаметно бросает в воду мусор. Группа юных экологов видит это. Перед ними ставится проблема, как разрешить ситуацию?

 

Игровые технологии.

На уроках для развития речи я так же применяю игровые технологии, выполняющие коммуникативную функцию. С их помощью ребенок учится устанавливать контакты.

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

На уроках я использую разные игровые формы упражнений, забавные сюжеты, рисунки, с помощью которых ученики вводятся в определенную игровую ситуацию .

Так же для развития речи не менее важны кроссворды, викторины, ребусы, интеллектуальные игры.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

 

Компьютерные технологии так же важны для развития речи, поскольку они имеют некоторые преимущества:

- предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей интерес, положительные эмоции. Иллюстрации или сюжетные картинки для развития речи можно представить на экране.

 

Варианты работы по развитию связной речи с применением ИКТ

Составление предложений из слов, по картинке,по схеме, по опорным словам;

Составление текста, рассказа по вопросам;

Составление рассказа по заданному началу, картинкам и ключевым словам.

Придумать начало рассказа по данному тексту, картинкам и ключевым словам.

Сочинение по картинам

 

 

Речетворчество

Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения выполнять домашние задания, на воспитании уверенности в себе при написании сочинений. Здесь необходимо создать комфортные условия для речетворчества, особую творческую атмосферу, творческую активность, то есть состояние, при котором у учащихся «развязывается язык», когда каждый ребенок, максимально полно реализует свои потенциальные способности.

На уроке решаются следующие речетворческие задачи:

–  учить видеть, слышать и чувствовать текст;

–  пополнять речевую память учащегося новыми способами создания художественного образа;

–  развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Важной составляющей речетворческой деятельности являются тренинги, при проведении которых используются различные приёмы:

Прием свободных ассоциаций :

а) «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить);

б) «Брошенный камень» (слово и связанные с ним ассоциации)

в) «Фантастический банан»

г) «Сочини сказку»

 

Так же на уроках для развития речи я использую синквейн. Как всем известно, «Синквейн» - от французского «пять строк».

Правила написания синквейна:

1 строка – существительное

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – фраза из четырёх слов

5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Эффективность и значимость «синквейна»

- это его простота, его могут составлять все;

- при составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие способности, интеллектуальные возможности;

- это игровой приём;

- используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Так же речетворчество предполагает сочинение сказок и загадок, стихов, что нравится детям. Данный прием я использую и на уроках литературного чтения (сочинить сказку, четверостишие), и на уроке окружающего мира (сочинение загадок), и на уроке музыки (сочинение коротких песенок, закличек) и на др.уроках.

 

Метод проектов

Этот метод способствует не только развитию у школьников творческого мышления, самостоятельности, умения работать в коллективе, но и развитию речи, т.е. формирует у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

А так же применяю другие методы, способствующие развитию речи:

анализ содержания учебного текста и планирование высказывания;

сообщение признаков изучаемых понятий, упражнения на их закрепление;

различные виды пересказа, изложений, сочинений

 

Для развития речи во внеурочное время я использую виды работ по развитию речи :

 

Словарная и орфографическая подготовка.

Словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).

Обогащение словаря младших школьников является одним из направлений в развитии речи. Обогащению словарного запаса способствует изучение темы

«Пословицы и поговорки». Самое главное здесь научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Можно дать задание составить небольшой текст к данной пословице или поговорке. При изучении данной темы провожу такие игры: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу из рассыпанных слов».

 

Работа со скороговорками

Для развития речи младших школьников веду работу со скороговорками. Для снятия напряжения во время урока можно провести такую минутку:

Задание: - проговорить в разном темпе, с разной интонацией скороговорку «Белые бараны били в барабаны». Проговариваем с чувством радости, грусти, удивления.

Фонетическая зарядка. 

На каждом уроке литературного чтения провожу фонетическую зарядку: отрабатываем произношение звуков и интонацию.

Еженедельное «Свободное сочинительство».

Занимаемся «свободным сочинительством» (помимо изложений и сочинений на уроках русского языка)

Применение игровых приемов, заданий для развития речи. «Игра – ради дела».

На каждом уроке применяю игровые моменты (считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).

Игровые упражнения по подбору рифм помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;

- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;

- в некоторых загадках можно использовать рифму.

     Для сочинения загадок детям нужно рассказать о типах загадок: описание, иносказание, вопрос. Это запоминается легко, т.к., выделяя существенные признаки загадки, эти приемы обсуждались с детьми.

 

Упражнения по речевому этикету

Речевой этикет- неотъемлемая часть развития речи учащихся.

Формирование навыков речевого этикета – неотъемлемая часть развития речи. С первого дня пребывания ребёнка в школе я ставлю задачу по обогащению речи такими языковыми средствами, которые необходимы в повседневном общении и служат для выражения приветствия , благодарности и т. д.

С этой целью провожу занимательные упражнения: « Договори фразу» -Ученик вежливый и развитый, говорит ,встречаясь… ( здравствуйте). -Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день) . -Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо). -Когда нас бранят за шалости , говори…(простите , пожалуйста).

Введение формул речевого этикета в речь младших школьников не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к речи, умение выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации. Владение речевым этикетом – условие правильных взаимоотношений со сверстниками.

Детские стихи, загадки, скороговорки, считалки, составление кроссвордов являются прекрасной основой для развития речи, мышления, памяти учащихся.

 

Эти занятия воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Таким образом, подводя итог всему выше изложенному, можно утверждать, что новые подходы, методики технологии способствуют речевому развитию детей, раскрепощению детей, что в свою очередь ведет к всестороннему развитию личности.

 

Практическая часть

Словесное рисование.

     Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

Я использую четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для усиления эмоционального восприятия необходимы такие задания:

·                    Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

·                    Обратите внимание на слова, которые выбирает автор для передачи радости при виде необыкновенной красоты.

·                    Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.

·                    Придумайте ( подберите) мелодию к этому стихотворению.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование). Задания:

·                     Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.

·                     Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;

·                     Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»?

·                     Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку.

·                     Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Задания:

·                       Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.

·                       Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору.

·                       Найдите в тексте стихотворения образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору.

·                       Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения:

·                       Какие настроения автора вы почувствовали?

·                       Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.

·                       Выразите возникшие у вас чувства.

·                       Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.

 

Математическая речь.

 Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.

     Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия. Например, «Как построить отрезок?», «Как решить задачу?», «Как решить уравнение?» и т.п.

     Например:«Треугольник. Треугольник – это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначать буквами А,В,С и др. В треугольнике есть три угла».

     Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т .п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся. Можно предлагать темы, связанные с историей возникновения математических понятий и их терминов или символов («Как возникло название…?», «Как возник знак ...?», «Как люди научились считать?»).

     Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. Например, треугольник может изменить форму, название, пройти приключения, связанные с процессом нахождения значений его величин (площади, периметра и т.п.). а с числами могут производится какие-то сказочные арифметические действия, изменение «внешнего вида» (цифрового обозначения).

     К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

     Например, в форме описания: «Это число есть и у собаки, и у кошки, и у стула. У человека его нет. Но когда человек был еще маленьким, у него тоже было это число. Это число состоит из двух одинаковых чисел». В форме сказки: «Жило-было одно число. Решило оно изменить свою внешность. Пошло в салон красоты и объяснило, как оно хочет выглядеть. Работники салона красоты сказали, что для этого числу достаточно приподнять шляпу и надеть поясок. Какое число пришло в салон красоты, и как оно хотело выглядеть?».

     Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, математической речи, на формирование положительных эмоций в обучении математики.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Соколова Т.Н. Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: методическое пособие. – М:, Издательство РОСТ, 2013

 

2. Соколова Т.Н. Школа развития речи Т.Н.: Курс «Речь»: рабочие тетради для 1 – 4 классов. – М:, Издательство РОСТ, 2013

 

3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для начальных классов. – М: Издательство РОСТ

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×