Требования к составлению рабочей программы по учебному предмету ☼
Автор: Полякова Наталья Петровна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Полякова Наталья Петровна,
МБОУ Комсомольская СОШ
пгт. Комсомлольска
Тисульского района
Кемеровской области
При подготовке рабочей программы вы должны руководствоваться требованиями стандарта к ее структуре.
· Структура рабочей программы по учебному предмету включает в себя следующие разделы:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В соответствии со ст. 32 п.7 закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ). Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на ступень обучения. Рабочая программа, разработанная учителем, должна отражать особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе. Педагог при планировании должен определить наиболее эффективное для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целями обучения.
· Что необходимо учесть при составлении рабочей программы:
- концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
- образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);
- особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
- уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;
- состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, в т.ч. и учебно-методического.
· Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- требования к уровню подготовки учащихся;
- учебно-тематический план;
- содержание программы;
- календарно-тематическое планирование.
· В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:
- перечень методической литературы;
- дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
- перечень наглядного оборудования; - перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
- перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
· Оформление данного раздела должно иметь следующую структуру:
- список литературы (в алфавитном порядке):
для учителя;
для обучающихся;
- перечень учебно-методических средств обучения;
- образовательные электронные ресурсы;
- Интернет-ресурсы.
· В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
- на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;
- цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
- особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации
работы в данном классе;
- используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой
учреждения);
- информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);
- количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
· Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе.
В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.