Тренинг для педагогов. Эффективность общения с родителями. | Мой кабинет. Работа №343039
Тренинг рассчитан для педагогов дошкольников для повышения уровеня профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Тренинг в интересной и игровой форме знакомит с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций, с приемами бесконфликтного общения.; формирует навыки конструктивного решения конфликта.
Тренинг для педагогов. Эффективность общения с родителями
Цель. Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- познакомить с методами предупреждения и эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки конструктивного решения конфликта;
- познакомить с приемами бесконфликтного общения.
Ход семинара-практикума.
Приветствие. Каждый представляется следующим образом: называет свое имя и эпитет на ту же букву. Следующий повторяет сказанное и представляется сам и т.д. начинаем с тренера.
Разминка. «Домино»….
Притча «Страшный сон». Педагогам предлагается послушать и обсудить притчу.
Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Обсуждение.
Какое отношение, на Ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара?
Какие у Вас возникают трудности в общении с родителями?
Прежде всего, нужно научиться внимательно слушать. Человек нуждается в том, что бы его слушали.
Отрабатываем технику активного слушания. Уметь внимательно слушать - один из важных компонентов коммуникативной деятельности. Навыки активного слушания начинают формироваться в детстве. Чтобы научиться эффективно слушать требуется много усилий. Внимательное слушание дает ряд преимуществ, например, сохранение заинтересованности в процессе общения. Очень важно выдерживать паузу после реплик собеседника. Желательно повторять последнюю фразу собеседника: «Я правильно услышала (поняла), что, по вашему мнению…, вы можете поправить меня, если я ошибаюсь… и т.д.». Контакт глаз, открытая поза.
Существует два типа слушания: активное и пассивное. Чаще всего в деловых контактах необходимо активное слушание. Его цель - получить как можно больше информации от партнера. Но почему же человека, который хочет нам что-то сообщить, мы не должны выслушать пассивно? Вот причины:
1) вследствие многозначности слов и выражений, возможно, неправильно истолковать сообщение;
2) собеседник не всегда умеет четко и определенно выразить свои мысли;
3) собеседник может избегать открытого самовыражения или намеренно скрывать информацию.
Выделяют следующие приемы активного слушания:
Пауза
— это просто пауза. Она даёт собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то ещё, о чём промолчал бы без неё. Пауза так же даёт самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств), и сосредоточиться на собеседнике. Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт.
Уточнение
— это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники часто непроизвольно избегают явно поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей собеседника в такой ситуации.
Пересказ (парафраз)
— это попытка слушателя кратко и своими словами повторить изложенное собеседником только что. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ даёт собеседнику обратную связь, даёт возможность понять, как его слова звучат со стороны. В результате, собеседник либо получает подтверждение того, что он был понят, либо получает возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.
Развитие мысли
— попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.
Сообщение о восприятии
— слушатель сообщает собеседнику своё впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например, «Эта тема очень важна для вас».
Сообщение о восприятии себя
— слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своём собственном состоянии в результате слушания. Например, «Мне очень больно это слышать».
Замечания о ходе беседы
— попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например, «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».
Упражнение «Говорим – слушаем». Перефразируем пословицы. Нельзя обобщать и интерпретировать, надо научиться перефразировать содержание. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Семь раз отмерь, один отрежь. Один в поле не воин. Дружба познается в беде.
Очень важно понять сообщение партнера именно в том смысле, который он туда вкладывал.
Педагоги участвуют по желанию. Один говорит, другой слушает. Все наблюдают. Сложно ли слушать? И т.д.
Тренировка эмоций
Группе участников предлагается прочесть маленький текст. Текст следует
читать
ярко выражая радость, гнев, печаль, тревогу, грусть, страх, досаду (как написано в задании). Можно с демонстрацией. Обсуждение (как для вас это было, помогало, или мешало участие товарищей по группе).
Тексты приведены в приложении.
А теперь по очереди каждый из участников произносит фразу: «Пошла муха на базар и купила самовар» с разной эмоциональной окраской:
- рассерженный человек;
- любящая мама;
- котенок, на которого лает собака;
- задиристый петушок;
- ребенок, у которого отобрали игрушку;
- хитрая лиса,
- командир, отдающий команды;
- уставший человек;
- человек, которого обсчитали в магазине;
- спортсмен, занявший первое место;
- мама, у которой ребенок принес домой очередную двойку;
- сплетница, рассказывающая что-то по секрету;
- жалующийся на кого- то ребенок;
- нежащийся на солнышке человек.
Обсуждение (насколько было сложно).
Разыгрывание различных ситуаций. Ситуацию могут предложить сами участники. Или выбрать из предложенных: ребенок дерется, кусается; в саду не занимаются с ребенком, что бы он полноценно развивался и т.д.
Конечно же, успех общения зависит не только от того, что мы говорим, но и как, каким тоном. Участникам предлагается по очереди сказать фразу: «Прошу вашего внимания». (требовательно, сердито, тревожно, радостно, грустно, с осуждением и т.д.).
Зеркало. Люди чувствительны к различным аспектам, поэтому практически каждому человеку важно как его воспринимают другие.
Участники называют, как они видят друг друга. Это может быть ассоциация с животным, растением. Затем участники говорят, как, или кем они сами себя видят.
Каждая команда должна нарисовать или выложить композицию из заданных геом.фигур (2-треуг., 3 – квадрата, 1-прямоуг., 1 – круга). Когда композиции будут готовы, команды обмениваются капитанами. Один из участников, посмотрев рисунок у другой команды, должны объяснить участникам своей команды, что изображено у соперников. Команда должна максимально точно изобразить рисунок соперников. Задавать наводящие вопросы нельзя. Затем сравниваются получившиеся рисунки.
Комментарий. Каждый имеет право на ошибку, наши старания не обязательно приводят к тому, чего мы ожидаем. Возможно, не понятно объясняем, по-другому понимаем и т.д. главное научиться смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и другого человека (родителя).
Упражнение «Желаю Вам..». Задача – сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.
В завершение подводится итог, что любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах родителей свидетельствует о его компетентности.