Тренинг для подростков "Жизнь дана на добрые дела" | Перепелкина Лариса Константиновна. Работа №272779
Автор: Перепелкина Лариса Константиновна
Тренинг направлен на развитие нравственного сознания и поведения подростков, осмысленного отношения с родителями, осознания роли семьи
Детско-родительский тренинг
«Жизнь дана на добрые дела»
Цель:
- Развитие осмысленных отношений с родителями с позиции нравственности, осознание детьми роли семьи, системы родственных отношений, определение своего места как члена семьи.
- Формирование нравственного сознания, поведения.
- Развитие нравственных переживаний и чувств.
Задачи:
- Развивать навыки бережного и заботливого отношения к членам семьи, осознать особенности родственных отношений, поддерживать чувство благодарности и уважения к родителям.
- Формировать у ребенка нравственные чувства и привычки: умение сопереживать, стремление оказать помощь.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать позитивное отношение к себе, к окружающим.
- Воспитывать уважение друг к другу, доброту и отзывчивость.
Форма проведения: тренинг.
Целевая аудитория: родители и дети.
Оборудование: бейджи, клубок, листы А 4, ручки, цветные карандаши, фломастеры, буклеты.
Ход тренинга
1. Организационный этап
Оформление бейждей.
Приветствие. Сообщение темы тренинга.
Упражнение «Ожидания - опасения». На большом листе записывают в две колонки ожидания участников тренинга и их опасения, связанные с данным мероприятием.
Принятие правил тренинга.
Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют. Примерный перечень правил:
- На занятии одновременно может говорить только один человек.
- Необходимо соблюдать временной регламент.
- Говорить можно только в круг, нельзя шептаться с соседом.
- Другим людям, даже близким, можно рассказывать только о том, что делал или чувствовал на тренинге ты сам. Нельзя рассказывать о том, как вели себя или что говорили другие участники группы.
- Старайся участвовать во всех упражнениях.
- Позаботься о себе сам: устал сидеть – тихонько встань, захотел попить – сделай это, не мешая другим, и т.д.
2. Основной этап
«Связующая нить»
Цель: Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности в группе.
Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передает клубок соседу. Тот, кому попал клубок, приветствует всех и передает клубок следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связанными» одной нитью. «Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире».
«Знакомство»
Цель: Сближение участников игры.
Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребенка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя своих родителей.
«Зеркало»
Цель: Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий, другой – «зеркало». Водящий смотрит в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу «ведущего» участники меняются ролями, затем напарниками.
«Семейный герб и девиз»
Цель:
- Расширение представлений о своей семье.
- Выравнивание эмоционального фона, сплочение группы.
- Развитие воображения, кругозора, умения работать совместно.
- Воспитание доброжелательности, толерантности.
Ведущий: «Я прошу вас подумать, каким мог бы стать девиз вашей семьи. В качестве девиза может выступить все что угодно известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное – чтобы он как можно точнее отражал образ жизни, мировоззрение вашей семьи. Следующее задание – придумать какой-либо символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание вашей семьи.
Читать девизы и показывать свои символы пока не нужно. То, что я скажу дальше, вам, наверное, покажется неожиданным. Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что мы все принадлежим к знатным и древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах, на дверцах которых красуются гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение их обладателей. Так что же это за гербы и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче. Кто-нибудь из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославляло его и оно отображалось в гербе и девизе. Его потомки получали эти геральдические атрибуты в наследство и не ломали голову над тем, какими должны быть их личные гербы и девизы. А нам придется самим потрудиться над созданием своих собственных геральдических знаков.
Задание. На листе бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно будет изобразить ваш личный семейный герб, снабженный девизом. (предложить примерную форму герба).
Контур разделен на несколько областей. Постарайтесь учесть предназначение каждого участка герба и символически передать необходимую информацию. Левая часть – наши главные достижения в жизни. Средняя – то, как мы воспринимаем свою семью. Правая часть – наша главная цель в жизни. Нижняя часть - наш девиз в жизни.
Будет неплохо, если рисование сопровождается спокойной медитативной музыкой. По окончании работы участники группы представляют свои гербы и девизы. Во время представления участники могут задавать уточняющие вопросы друг другу. Затем семьям предлагается подойти к тем семьям, чьи герб и девиз в наибольшей степени сходны с их личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образовываться как семейные пары, так и более многочисленные подгруппы.
- А теперь, прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих кружках, что именно вам показалось похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным и представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий - для членов подгруппы - символ и объединяющий вас девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб – достаточно указать один общий для вас символ.
Последняя оговорка - символ, а не герб - важна потому, что часто бывает очень трудно отразить объединяющие людей характеристики в гербе: ведь его части (достижения, представление о семье, цели) порой очень сильно разнятся между собой у разных семей и почти не поддаются состыковке. После представления каждой подгруппой своих выводов об общих чертах гербов и девизов и новых выработанных ими коллективных символов и девизов происходит обсуждение всего упражнения и каждого из его этапов.
Упражнение для родителей и детей «Поговорим о нас»
(Упражнение выполняется вдвоем – родитель с ребенком.)
Предлагаю вам очень хорошую игру: она улучшает отношения, повышает самооценку, разряжает обстановку.
Сядьте друг против друга на стулья. Теперь по очереди нужно говорить, что вам нравится в сидящем напротив человеке: «Мне нравится, доченька, что ты...». Выслушав вас, ребенок тут же говорит о том, что ему в вас нравится. И так до 7 раз. Часто бывает, выясняются такие вещи, о которых вы даже и не подозревали! Поиграйте! Так же интересно играть в эту игру с супругом (супругой), с друзьями. Возможно, узнаете о себе много нового
Упражнение «Подари улыбку»
Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя и развитие умения выражать свои чувства, эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки, каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовал? Какое сейчас настроение?
Упражнение «Дары феи Любви»
«У феи Любви есть волшебный ларец, в котором хранится все самое лучшее, что нужно для счастья людей Земли». Детям нужно подумать, что Любовь достанет из своего ларца, если:
- между разными странами начнется война;
- станут гибнуть леса, поля и реки;
- будет много бедных и голодных людей;
- люди перестанут мечтать и надеяться и т. д.
Последний ребенок должен перечислить по памяти все дары, о которых говорили дети.
Игра «Молекулы» (деление на команды)
Инструкция: Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и, время от времени, объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное. Оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате и, время от времени, я буду называть какое-либо число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы. Молекулы выглядят так: выстраиваемся лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.
Упражнение «Могущественный волшебник»
Задание. Разбойники поймали достойного человека и хотят убить его. Предложите 10 способов его спасения и изобразите графически на бумаге.
Представление способов спасения (работа в группе). Аплодисменты друг другу.
Упражнение «Новый круг»
Инструкция: «Пожалуйста, встаньте все в один большой круг и возьмитесь за руки (если у Вас не хватает места для большого круга, то сделайте два или три маленьких.) Расцепите руки. Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение в пространстве комнаты. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам команду, вы все начните, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь в середине. Сделайте это очень медленно и осторожно и вновь возьмите друг друга за руки. Когда вы окажитесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте. Потом вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая глаз, снова отойти назад и там открыть глаза. Вот и все. А теперь начните снова медленно идти к центру…»
Комментарии для ведущего. Эта игра помогает сфокусировать внимание, внутренне упокоиться после напряженной работы во время тренинга. Необычная структура игры дает возможность участникам почувствовать солидарность и уважение друг к другу. Физический контакт является символом единства группы.
3. Заключительный этап
Подведение итогов. Обсуждение – оправдались ли ожидания, сбылись ли опасения.
Рефлексия «Смайлики»: настроение после тренинга хорошее – «)», настроение удовлетворительное – «-», настроение плохое «(».
Спасибо за участие в тренинге!