Тренинг для воспитателей "Ваш успех - ваша речь" | Анисимова Елена Викторовна. Работа №314719
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по развитию речевого развития у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания педагогов по проблеме формирование речи детей в игровой форме.
- вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию речи детей.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Тренинг для воспитателей
«Ваш успех – ваша речь»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по развитию речевого развития у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- систематизировать знания педагогов по проблеме формирование речи детей в игровой форме.
- вооружить воспитателей практическими навыками работы по развитию речи детей.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. В наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его речи.
Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.
Прежде чем мы преступим к игре, предлагаю вам выполнить упражнение "Что нас объединяет?".
«Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять в нашей профессии?»
Каждый участник с передачей мягкой игрушки называет 1 общий признак (качество) для всех присутствующих». Я начну:
(любовь к детям; гуманизм; интеллигентность; готовность к постоянному саморазвитию; творческий подход к работе; высокая гражданская ответственность; социальная активность; юмор; физическое и психическое здоровье; организаторские способности; находчивость; коммуникативность; грамотная, поставленная речь и четкая дикция).
Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений.
В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.
1-ая игра называется «Эмоции и чувства».
Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.
Я раздам вам карточки с названием эмоции. Каждый педагог по очереди изображает выражение лица и произносит фразу «я воспитатель» соответствующую данной эмоции, другая команда должна догадаться и назвать эту эмоцию (радость, злость, испуг, удивление, отвращение, грусть, любопытство (интерес), паника, раздражение, гордость, восхищение, стыд и т. д.) за каждый правильный ответ команды получают балл.
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй - это зеркало интеллектуального развития человека. Это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
2-ая игра. «Подскажите слово» (проводится в быстром темпе)
Каждой команд предлагается добавить слово:
Кошка мяукает, а воробей…
Соль в солонке, а масло…
У лошади хвост лошадиный, а у собаки..
У кошки котята, а у слонихи…
У собаки щенята, а у жирафа…..
Корова мычит, а собака…
Цыпленок желтый, а курица…
Курица кудахчет, а утка…
Заяц пушистый, а слон…
У коровы рога, а у козленка…
У голубя перья, а у лисы…
Воробей маленький, а орел…
У зайчихи зайчонок, а у индейки …
Воробей чирикает, а ворона…
3 игра
Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:
Пришла! Мне страшно за тебя! — (со страхом)
Во всем вини саму себя! — (со страхом)
Пришла! А самолюбье где? — (с осуждением)
За ним как верный пес везде! — (с осуждением)
Пришел? Так обмануть меня — (с презрением)
Ты не мужик, а размазня! — (с презрением)
Пришел! Вот и попался, друг! — (с ехидством)
Меня ведь не обманешь вдруг! — (с ехидством)
Пришла! Знать, так тому и быть! — (радостно)
Нам друг без друга не прожить! — (радостно)
Ушел. Придет иль нет? Загадка. — (с тревогой)
Я поступила с ним так гадко! — (с тревогой)
Ушел! Гора свалилась с плеч! — (с облегчением)
Избави бог от этих встреч! — (с облегчением).
4-ая игра «Найдите похожие по звучанию слова»
Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе.
Спички – (синички)
Врач – (мяч)
Значок – (крючок)
Ключи – (кирпичи)
Стол – (пол)
Халат – (салат)
Елка – (иголка)
Белка – (стрелка)
Зайцы – (пальцы)
Яйцо – (крыльцо)
Огурец – (продавец)
Дворец – (певец)
Пирог – (творог)
Ворона – (корона)
Топор – (забор)
Нора – (дыра)
5-ая игра Исправьте ошибки в пословицах:
После драки много хромых (Храбрых).
Одна голова – хорошо, а две – некрасиво(Лучше).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).
Пришел, увидел, купил (Победил).
У каждого своя голова на шее (Плечах).
Мало хотеть – надо клянчить (Уметь).
Землю красит солнце, а человека – парикмахер(Труд).
Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).
Испокон века телевизор (книга) растит человека.
6- ая игра Составьте пословицы и поговорки из набора слов
(Каждой команде предлагаются карточки с набором слов для составления пословицы)
Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает)
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь)
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит)
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев)
Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет.
Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить.
Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет)
За, день, плетень, не, привяжешь, уходит.(Уходит день – не привяжешь за плетень.
Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют.
Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся)
7-ая игра называется «Почувствуй разницу».
Смысловое значение слов влияет не только на ударение, но и на употребление слов в речи. Каждой команде нужно будет дать правильный ответ.
(задание 1 команде)
«Я проснулась утром рано и стала собираться на работу. Сначала платье стала (надевать или одевать)
Куртку стала…
Шапку стала…
А потом стала сына (надевать или одевать).
Куртку стала…
Шапку стала…
Надевать что-то, одевать кого-то.
Напоминалка: «Одевают Надежду, надевают одежду».
(задание 2 команде)
Не (ложи или клади) локти на стол…
Я (ложила или клала) тетради в шкаф…
Мать говорит ребенку: «(Ложи или клади) вещи на место»;
Продавец говорит покупателю: «(Ложите или кладите) деньги, вот сюда»;
Один ребенок в детском саду учит другого: «Вот этот кубик надо (ложить или положить) на другой кубик»;
Бабушка говорит внуку, который пришел из магазина: «(Ложи или клади) хлеб на стол».
Глагола «ложить» в русском языке нет, он употребляется только с приставками!
Глагол «класть» употребляется без приставок!
Грамотно: класть, положить
8-ая игра называется «Зарядка для языка»
Каждый участник команд получает карточку, на которой написано имя и отчество. Вам нужно представиться, сказать быстро ваше имя и отчество.
Глориоза Провна
Шушаника Минична
Эннафа Варсонофьевна
Фессалоникия Якубовна
Вивиана Ионична
Маркелина Ермилинична
Нунехия Амфиохъевна
Антигона Маевна
Геновефа Иркнеевна
Ермиония Питиримовна
Беата Нифонтовна
Домитилла Ювенальевна
Рипсимия Флегонтовна
Вестита Евменьевна
Геласия Доримедонтовна
Для детей все слова, особенно новые, именно так и слышаться, а произносятся с большим трудом. Для этого и нужна артикуляционная гимнастика.
9-ая игра называется «Добавь словечко»
На мой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающихся с буквы (К). Какая команда даст больше ответов, зарабатывает балл. Отвечают по очереди по одному слову.
• Назовите имя на букву К? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
• Название города на букву К? (Калининград, Краснодар, Киев и т. д.)
• Название профессии на букву К? (кондитер, кладовщик, каменщик, кассир и т. д.)
• Какое вы знаете животное на букву К? (кабан, крокодил, кошка, кролик, кенгуру, кобра и т. д.)
• Назовите блюдо на букву К? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
• Назовите напиток на букву К? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
10-ая игра называется «Правильный ответ»
Каждая команда получает карточку, в которой написаны названия произведений и их авторы. За 1 минуту команды должны решить, в какой возрастной группе они изучаются и написать правильный ответ.
Возрастная группа- ___________________________
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр И. Карнауховой,«Лисичка-сестричка и волк», обр М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл», обр. О. Капицы, «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля, «Петушок и бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы (средняя)
Возрастная группа _____________________________
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина. (2 младшая группа)
Возрастная группа ______________________________
Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня 285 и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского (Подготовительная группа)
Рекомендации
1. Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
2. Будьте уверенными в себе.
3. Совершенствуйте технику речи.
4. Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
5. Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством!
6. Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль. Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.