тренинг:" Искусство общения" для учащихся 5-8 классов | Мой кабинет. Работа №351242
"Искусство общения" тренинг для учащихся 5-8 класс.
Участники группы общения должны научиться:
-правильно общаться друг с другом;
-давать и получать обратную связь;
-развивать чувство открытости и доверия;
-проявлять уважение к индивидуальности других.
Задачи тренинга:
-способствовать развитию умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей;
-развивать умение говорить о своих чувствах и чувствовать партнера по общению;
-способствовать повышению уверенности в себе;
-снятие психо-эмоционального напряжения.
Тренинг общения
Егорова Елена Анатольевна
18.11.2024
Участники группы общения должны научиться:
-правильно общаться друг с другом;
-давать и получать обратную связь;
-развивать чувство открытости и доверия;
-проявлять уважение к индивидуальности других.
Задачи тренинга:
-способствовать развитию умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей;
-развивать умение говорить о своих чувствах и чувствовать партнера по общению;
-способствовать повышению уверенности в себе;
-снятие психо-эмоционального напряжения.
Основная часть
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.
У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.
Я предлагаю вам на наших занятиях овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, научиться общаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.
1.Упражнение «Знакомство»
Цель: установление доверительных отношений, снятие тревожности и напряжения.
Каждый участник тренинга называет свое имя и говорит о тех чувствах, которые он испытывает в данный момент времени.
Правила:
Общение всегда идет по определенным правилам – взрослого человека мы называем на «Вы», молодого, сверстника можем позволить себе назвать на «ты» и т.д.
Поэтому для работы в группе нам необходимо принять определенные правила. Вот они:
• Называть друг друга по имени
• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».
• Хранить секреты участников группы
• Быть открытыми в общении
• Уважать говорящего, уметь слушать
• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы
2.Упражнение «Досчитай до 10»
Инструкция: Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два” ,третий скажет “три” и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут, к примеру “два” или “четыре”, счёт начинается начала. Участникам необходимо научиться понимать друг друга без слов.
Анализ упражнения:
Удалось ли группе это сделать?
Если да, то каким образом?
Если не получилось, то почему?
Что мешало?
Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?
Комментарий: Если у группы долго не получается выполнить это упражнение, смягчите условия: попросите их сосчитать только до 5, пусть они достигнут хоть какого-то результата.
Но потом необходимо подробно обсудить это упражнение: почему не удалось достигнуть первоначальной цели и сосчитать до 10?
Это упражнение во многом направлено на командное взаимодействие. На умение слушать друг друга, уступать, двигаться к общей цели, быть терпимыми. Также оно было направлено на то, чтобы вы посмотрели, как вы можете чувствовать и понимать друг друга без слов.
Безусловно, это очень трудно. И на сегодняшнем занятии мы с вами многое узнаем о процессе общения и освоим некоторые очень полезные техники.
3. Информационный модуль:
Этот модуль проходит в интерактивном режиме.
Ведущий задает участникам вопрос: Что такое общение? Кому и для чего оно нужно.
Выслушивает ответы ребят, подводит итоги:
Общение – это обмен информацией.
Общение необходимо для установления контактов между личностями.
Роль общения в жизни человека:
Люди не могут быть одинокими. Так установлено природой, что каждый человек нуждается в общении. Кому-то просто нужно выговориться, а кто-то не может без диалога. Ответ на вопрос, зачем общение человеку, даст история первобытного общества. Уже после того как люди научились высказывать мнение, разговаривать, стали появляться правила. Благодаря им человечество стало более культурным и развитым. На сегодняшний день только общение помогает человеку каждый день совершенствоваться.
Теперь люди могут слушать и передавать информацию, понимать товарища, коллегу, друзей и воспринимать всё, что говорят окружающие.
4.Послушайте притчу о Змее.
«Жила - была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила простодушно жить, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец, увидев, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил перестать причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты не шипела и не отпугивала их».
Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы «шипеть» на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны, и не пускать «яд» в кровь своего врага.
5. Тест «Какой я в общении»
Цель: самоосознание, самораскрытие и самоанализ особенностей своей личности.
Тест позволяет участникам тренинга осознать свои сильные и слабые стороны в процессе общения.
Тест «Какой я в общении?»
Внимательно прочитайте предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью. При этом вам следует отвечать «да», «и да, и нет», «нет».
Выбирайте один из вариантов ответа, особенно не задерживайтесь над каждым вопросом. (Демонстрация)
1. Много ли у тебя друзей?
2. Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
3. Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснение в общении с людьми?
4. Бывает ли тебе скучно наедине с собой?
5. Всегда ли можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
6. Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
7. Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
8. Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
9. Можешь ли сдержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10. Способен ли идти в общении на компромисс?
11. Умеешь ли в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12. Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13. Если узнали о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
Обработка результатов:
За каждый положительный ответ, т.е. «да», поставьте себе 3 очка, за каждый ответ «и да, и нет» - 2 очка, за каждый отрицательный ответ «нет» - 1 очко. А теперь суммируйте свои очки.
Интерпретация результатов:
30-39 очков. Ты – человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты – «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей – иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
20-29 очков. Ты – человек в меру общительный, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.
до 20 очков. Ты – человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Ну, а если тебе хочется свободно высказать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям.
6. Игра «Запрещенная цифра»
Цель: развитие внимательности, умения слушать.
Ведущий называет цифры (от 0 до 10), участники тренинга повторяют их хором вслед за ним. Одна из цифр является «запрещенной», ее нельзя произносить. Когда ведущий называет эту цифру, участники хлопают в ладоши.
Затем игра усложняется: к одной «запрещенной» цифре добавляется вторая. На этот раз участники тренинга должны хлопнуть в ладоши 2 раза. Затем добавляется третья «запрещенная» цифра, участники должны топнуть и т.д.
7. Упражнение «Самооценка качеств, важных для общения».
Приготовьте листики и ручки. Записываем качества важные для общения: (Демонстрация)
Открытость
Отзывчивость
Доброта
Внимательность к людям
Умение решать конфликты
Тактичность
Вежливость
Готовность к сотрудничеству и др.
Ребята оценивают развитие этих качеств у себя, в своей личности. Листочки с самооценкой переворачиваем и оставляем у себя.
8.Упражнение «Рассказ по цепочке»
Цель: выработка свободного стиля общения, формирование умения общаться в соответствии с принципом «здесь и теперь»
Ведущий начинает рассказ одной фразой, участники тренинга продолжают. Каждый произносит по одному предложению. Например: «Я отправляюсь на Северный полюс и хочу взять с собой…»
9.Упражнение «Памятник чувству»
Цель: развитие способности к самоанализу, умения выражать свои чувства невербальными средствами
Раздаются карточки с названиями чувств. Ребята знакомятся с ними, не показывая их окружающим. Задача участников тренинга – изобразить «памятник» тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, «памятник» какому чувству они видят.
Чувства:
• Радость
• Огорчение
• Обида
• Вдохновение
• Страх
• Гнев
• Стыд
• Благодарность
• Удивление
• Злость
• Смущение
• Печаль
• Восхищение
• Нетерпение
10. Упражнение «Индивидуальные и общие потребности»
Цель: научиться понимать и чувствовать другого человека
Написать на бумаге то, что вам необходимо в данный момент. Прочитать вслух.
– Как вы считаете, это желания или потребности?
Вывод: если вы будете разочарованы, не получив этого, мы говорим о желании. Если вам действительно причиняется ущерб, когда вы этого не получаете, то мы говорим о потребностях.
Зачитывается история: «Шура и Саша – соседи. Шура вечером поздно слушает музыку, включая ее на полную громкость. Учится он во вторую смену и потому утром может подольше поспать. Саша учится в первую смену и встает очень рано. По утрам он собирается очень шумно, и своим шумом будит Шуру».
Участники делятся на две равные группы: «друзья» Шуры и «друзья» Саши.
Первая группа перечисляет потребности Шуры (не желания).
Вторая группа – потребности Саши.
– Что общего в их потребностях?
– Есть ли в двух списках потребности, которые не могут быть удовлетворены сразу для обоих, так как противоречат друг другу?
Советы Шуре: пойти навстречу Саше и в 9-10 часов вечера делать музыку тише, купить наушники, позвать Сашу в гости и вместе с ним слушать музыку.
Советы Саше: Постараться не шуметь, вставая в 6 утра
– Как сделать, чтобы другие люди удовлетворяли ваши потребности?
11. Групповая дискуссия «Индеец Джо»
Цель: отработка навыков ведения дискуссии, развитие умения высказывать и защищать свою точку зрения.
Участникам тренинга зачитывается следующая задачка: «Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов. Затем продал ее за 7, занял у соседа один доллар и купил другую лошадь за 8 долларов. Потом продал ее за 9 долларов. Какова прибыль индейца Джо?»
Ребята должны посчитать прибыль и доказать, что их ответ правилен. Упражнение помогает научиться убеждать другого человека, отстаивать свою точку зрения.
12. Упражнение «Комплимент»
Цель: развитие умения позитивного восприятия другого человека
Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу «Мне в тебе нравится такая черта, как...» по отношению к своему соседу.
12.Упражнение «Чемодан»
Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении
Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Чему-то за это занятие вы научились, чему-то еще предстоит научиться.
Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать чемодан, но это будет необычный чемодан. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.
Собирать «чемодан» будем всей группой каждому по очереди.
Кто первый? (по 2 минуты на каждого).
И в конце нашего занятия мы бы хотели поделиться с Вами одними из самых эффективных методов снятия стрессового напряжения являются дыхательные упражнения (7 мин).
13. Упражнение «Дыхание на счет 7-11»
Цель: снятие напряжения, усталости.
Инструкция: Дышите очень медленно и глубоко, причем так, чтобы весь цикл дыхания занимал около 20 секунд. Возможно, вначале Вы почувствуете затруднение. Но не надо напрягаться. Считайте до 7 при вдохе и до 11 при выдохе.
-Наберите побольше воздуха в грудную клетку, задержите дыхание на долю секунды и выдохните до конца. Не торопитесь вдыхать снова. Повторите упражнение несколько раз до полного успокоения. Для удлинения фазы выдоха с целью успокоения иногда рекомендуется также складывать губы трубочкой и пускать воздух по возможности вверх.
-При вдохе вы говорите про себя слово «вдох». При выдохе «выдох». На 5-7 минуте выполнения этого упражнения дыхание начнет само замедляться, увеличится пауза между вдохом и выдохом. Оно очень простое, его можно выполнять даже во время разговора с кем-либо, или параллельно выполняя какую-либо работу, если нет возможности все бросить на несколько минут и уединиться. Выполнить его также нужно до полного успокоения.
-Если ваши кулаки сжимаются от злости, то можно сделать так: на вдохе сжать кулаки крепче и на выдохе резко их опустить, разжать пальцы. При необходимости можно повторить это несколько раз. Напряжение уходит.
Спасибо за занятие!