Тренировочные задачи по математической грамотности | СМИРНОВА Надежда Михайловна. Работа №308229
Сегодня в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения происходящие в жизни, умение самостоятельно решать нестандартные задачи в различных сферах жизни на основе прикладных знаний. Одним из ее видов является математическая грамотность. В данной статье предлагаю математические задачи прикладной направленности. Учащиеся должны находить и отбирать информацию, производить арифметические действия, применять для решения задач. Интепритировать, оценивать и анализировать данные, уметь распознавать проблемы в окружающей среде.
Тренировочные задания по теме «Математическая грамотность»
Смирнова Надежда Михайловна, МБОУ СОШ№18, с. Юровка Анапского района
Земледелие в горных районах.
В горных районах, особенно в южных широтах с влажным климатом, земледельцы на склонах гор устраивают террасы. Земледельческие террасы - это горизонтальные площадки, напоминающие ступени.
Во время дождя вода стекает с верхних
террас вниз по специальным каналам. Поэтому почва на террасах не размывается и урожай не страдает. Медленный сток воды с вершины склона вниз с террасы на террасу позволяет выращивать даже влаголюбивые культуры. В Юго-Восточной Азии террасное земледелие широко применяется для производства риса, а в Средиземноморье - для выращивания винограда и оливковых деревьев.
Вопрос 1:Земледелец владеет несколькими участками, один из которых расположен на склоне холма. Ширина участка 20 м, а верхняя
точка находится на высоте 7 м от подножия.
Земледелец на расчищенном склоне холма выращивает мускатный орех. Какова площадь, отведённая под посевы? Ответ дайте в квадратных метрах.
Цель: формировать умения свободно оперировать понятиями: натуральное число и десятичная дробь, сравнивать числа, вычислять площадь, делать прикидку и оценку результата вычислений.
Ответ: 500 квадратных метров
Вопрос 2: Земледелец получает 750 г бурого риса с одного квадратного метра засеянной площади террасного участка. При шлифовке из бурого риса получается белый рис, но при этом теряется 18% массы. Сколько килограммов белого риса получит земледелец со всего своего участка?
Цель: формировать умение выбирать подходящий метод для решения задачи, способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Ответ:295,5 кг
Вопрос 3: Земледелец решил устроить террасы на своем участке (см. рис в 1 задаче), чтобы выращивать рис, пшено и кукурузу. Строительство террас возможно, если угол склона не больше 50 % (тангенс угла уклона , умноженный на 100%). Удовлетворяет ли уклон холма этим требованиям? Сколько процентов составляет уклон? Ответ округлите до десятых.
Цель: формировать умение выбирать подходящий метод для решения задачи, способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Ответ: 29,2
Вопрос 4: В таблице дана урожайность культур, которые может засеять земледелец на своём террасированном участке. За год обычно собирают два урожая - летом и осенью. По данным таблицы посчитайте наибольшее число килограммов урожая, которое может собрать земледелец с участка за один год, если он может засевать разные культуры.
Рис
Кукуруза
пшено
1 урожай (июнь)
700 г/м в кубе
800 г/м в кубе
Не выращивает
2 урожай (сентябрь)
750 г/ м в кубе
Не выращивает
500 г/ м в кубе
Ответ:744 кг
Цель: формировать умение выбирать подходящий метод для решения задачи, способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Ответ :744
Экология и охрана природных ресурсов.
В настоящее время общая площадь лесов на планете составляет 42 миллиона квадратных километров, из них 45% - леса России. А в последние годы площади вырубленных и сгоревших лесов в 7 раз превышают площади территорий, где посадили новые деревья. Каждый год вырубается примерно 400 тыс. кв.км леса. 125 миллионов деревьев вырубается только для производства бумаги.
Вопрос 1: Бумажная промышленность является одним из главных потребителей древесины, которая расходуется на изготовление учебных и письменных принадлежностей. Сколько гектаров леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж комплекта учебников для 6 класса. Размеры одной страницы учебника 16см на 21 см. В учебнике 284страницы, тираж составляет 75 000 экземпляров.
Цель: формировать умения свободно оперировать понятиями: натуральное число и десятичная дробь, сравнивать числа, находить площадь, делать прикидку и оценку результата вычислений.
Ответ :89.46 га
Вопрос 2: Ученикам было предложено ответить на вопрос.
Как вы используете оставшиеся тетради после окончания учебного года?
Предлагалось 5 вариантов ответов:
А) - оставляем на следующий учебный год;
Б) – используем для черновиков:
В) – отдаём младшим братьям или сестрам для рисования;
Г) – используем в неординарных целях;
Д) – сдаём на макулатуру.
Было опрошено 58 учащихся. Получили следующие результаты:
Вариант А – оставляют на следующий год – 39,6 %;
Вариант Б – используют для черновиков -27,5 %;
Вариант В – отдают младшим – 12%;
Вариант Г – используют в неординарных целях – 21%:
Вариант Д – сдают на макулатуру –0%.
За один школьный день в мусорной корзине накапливается изрезанной, измятой, исписанной бумаги (используемой в неординарных целях) примерно на одну простую школьную тетрадь. Если только по одному тетрадному листку за один школьный день выбросят в мусор ученики нашей школы (в школе - 93 ученика), то получится примерно 8 тетрадей за день. За учебный год - 2040 тетрадей. Одна простая тетрадь весит 27 грамм. Известно, что 20 кг макулатуры сохранит одно дерево .
Таким образом, только учащиеся нашей школы могут сберечь за год 3 дерева, если не будут выбрасывать тетради в мусорные урны.
В соседнем районе районе обучается 874 школьника. Сколько деревьев они могут сберечь за год?
А: примерно 15 деревьев
Б: примерно 20 деревьев
В: примерно 28 деревьев
Г: примерно 30 деревьев
Цель: формировать умения свободно оперировать понятиями: натуральное число и десятичная дробь, сравнивать числа, делать прикидку и оценку результата вычислений.
Ответ:В
Вопрос 3: Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они «работают» как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли. Площадь города около 10,8 тыс. га. Парки и бульвары, скверы занимают примерно 1/6 часть этой площади.
Рассчитайте, сколько квадратных метров зеленых насаждений должно приходиться на человека, чтобы город дышал свежим воздухом, если считать, что в городе 800 000 жителей.
Цель: формировать умение выбирать подходящий метод для решения задачи, способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Вопрос 4: Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности., но иногда человек, отдыхая на природе оставляет мусор. Накопление мусора, отравление почвы – экологическая проблема. Большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%), на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).
36 пластмассовых бутылок в среднем выбрасывается за год одной семьёй.
Эта цифра может быть гораздо больше. В селе Днепровское - 275 семей. Диаметр одной пластиковой бутылки – 9см. Длина бутылки – 32см.
Какую площадь займут пластиковые бутылки за 10лет в селе Днепровское?
Цель: формировать умение выбирать подходящий метод для решения задачи, способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Ответ:28512 квадратных метров