Три злодейства ☼
Автор: Чамурян Инна Григорьевна
ТРИ ЗЛОДЕЙСТВА
Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» (8 класс)
« Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства», - небрежно роняет Томский о Германне, танцуя на балу у посланника с Елизаветой Ивановной. «Молодая мечтательница», проявляющая романтические наклонности, очень серьёзно воспринимает «мазурочную болтовню» кавалера. С ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».
Урок начинается с инсценировки этого эпизода, которая позволяет учащимся погрузиться в глубины сюжета повести.
Опорный вопрос:
- Какие три злодейства совершил Германн? Его постановка придаёт уроку, в центре внимания которого три главных образа – Германн, Лизавета Ивановна и графиня, - целостность и завершённость. Красной нитью пройдёт этот вопрос через весь урок. Он же позволит надолго сохранить в памяти всё то, что станет литературоведческим открытием.
Ученики легко «открывают» первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна вызывает их горячее сочувствие.
-
Внимательно прочитаем строки, посвящённые судьбе героини (2 глава «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…»; «Лизавета Ивановна была домашней мученицею».)
-
«Пренесчастное создание», «домашняя мученица» - проанализируем пушкинские характеристики героини, попробуем разобраться, что же толкнуло её откликнуться на домогания «влюблённого» военного инженера.
-
«Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест», около которых увивались «расчётливые молодые люди». Так пишет Пушкин. А может быть, эти мысли принадлежат самой девушке? Может быть, трагедия Лизаветы Ивановны в том, что она также не свободна от расчёта? Напомним учащимся: «Она была самолюбива, живо чувствовала своё положение и глядела кругом себя, - с нетерпением ожидая избавителя».
Чтение по ролям финала 4-ой главы. Именно это позволит ученикам наглядно увидеть героев произведения.
- Успел ли Германн полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, когда роковой целью его ухаживаний было проникновение в дом?
Несомненно. И поцелуй доказывает это.
-
Что же помешало ему полностью отдаться возникшему чувству?
Ответ звучит из уст Лизаветы Ивановны: «Деньги, - вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его!»
-
С каким чувством «бедная девушка» простилась с Германном? Её «холодная безответная рука (удивительно точная художественная деталь) говорит о многом.
-
О чём думала в этот момент Лизавета Ивановна, если учесть, что впоследствии она вышла замуж «за очень любезного молодого человека», который имел «порядочное состояние»?
Без труда определяют учащиеся и «вторую жертву» Германна: старуха-графиня! Ученики пересказывают вторую главу, которая повествует о её жизни, знакомит с особенностями характера персонажа, останавливаются на отношении к нему автора. Затем ребята слушают монолог Германна (5гл.: «Для кого вам беречь вашу тайну…»). Следует обратить их внимание на слова героя: «Я готов взять грех ваш на свою душу. Откройте мне только вашу тайну…»
-
Кто же третья жертва Германна?
Этот вопрос открывает обширное поле для предположений и размышлений подростков, которые должны подойти к мысли: «третья жертва» - сам Германн.
Ещё раз вспомнив слова, сказанные героем старухе, и его потаённые мысли, которые неожиданно открылись Лизавете Ивановне, перейдём к чтению отрывка «Германн был сын обрусевшего немца…» (2гл.)
-
«Он расчётлив, вот и всё!» - характеризует его Томский. Вы согласны с этим?
-
Каким предстал перед Лизаветой Ивановной Германн в их первую встречу? Читается отрывок «Чёрные глаза его сверкали из-под чёрной шляпы…»
-
Каким образом всего за три недели Германн сумел добиться свидания?
-
В чём заключалась притягательность его писем для Лизаветы Ивановны? Один из учеников декламирует отрывок: «Германн их писал, вдохновенный страстию, и говорил языком, ему свойственным: в них выражалась и непреклонность его желаний, и беспорядок необузданного воображения…» Исподволь подводим ребят к ответу: Германн был не только расчётлив. Пушкин заострял на этом внимание: «Он имел сильные страсти и огненное воображение…» Именно огненное воображение и заставило героя перечеркнуть жизненный ориентир, который он сам для себя создал: «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты».
-
Как же случилось, что алчность, жажда обогащения постепенно заслонили в его душе все остальные человеческие чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем более раскаяния? У Германна «профиль Наполеона» - бесчувственный профиль, словно отчеканенный на расхожей монете.
Соединение корыстолюбия с огненным воображением приводят Германна к трагическому концу: человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Мечтавший обрести «покой и независимость», он вынужден до конца своих дней беспокойно повторять названия трёх роковых карт…