ТРИЗ-технология в обучении рассказыванию по серии картин детей старшего дошкольного возраста | Карманова Татьяна Николаевна. Работа №362436
Приобретение новых знаний детьми посредством разрешения проблемных ситуаций и задач, которые их порождают, лежит в основе проблемного обучения. Разработанная Г.С. Альтшуллером система ТРИЗ предлагает разнообразные методы и приемы, применимая в работе по развитию связной речи у дошкольников. В данной работе будет рассмотрен один из таких методов, предложенный теорией решения изобретательских задач.
Карманова Татьяна Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №23 общеразвивающего вида»
г. Сыктывкара
ТРИЗ-технология в обучении рассказыванию по серии картин
детей старшего дошкольного возраста
Аннотация к статье: в данной статье идет речь об эффективности использования одной из инновационных технологий, используемых в развитии дошкольников, а именно, включая в работу серии картин.
Владение связной речью является непременным условием полноценного взаимодействия с окружающими людьми. Она способствует развитию коммуникативных навыков у ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, укрепляет уверенность в себе и формирует положительные черты характера.
Кроме того, свободное владение родным языком является основой для дальнейшего развития и получения образования, поскольку оно предоставляет возможность выражать свои мысли, уточнять и расширять знания.
В связи с этим, изучение особенностей формирования связной речи в современных условиях, а также поиск эффективных методов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей, является одной из актуальных и злободневных проблем.
Учитывая сказанное выше, и признавая ценность традиционных методов и приёмов развития речи, мы сосредоточили своё внимание на методике развития речемыслительной деятельности в рамках ТРИЗ-технологии Генриха Сауловича Альтшуллера.
Основная цель ТРИЗ-технологии - всестороннее развитие творческих способностей ребенка.
Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и схематическое изображение.
Этапы работы:
1. «Паровозик из картинок». Цель – научить ребенка раскладывать картинки слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета; по схеме узнавать игровые действия.
2. «Главный герой». Цель – учить детей определять героя, который встречается на каждой картинке; по схеме узнавать игровое действие.
3. «Место событий». Цель – научить детей определять место действия объектов на каждой картинке и давать обобщение; по схеме этапа узнавать игровые действия.
4. «Действия героев». Цель – научить детей называть действия героев, умозаключения, с какой целью это делается; учить делать обобщения (у всех героев есть какая-то цель и для ее достижения они совершают определенные действия); по схеме этапа узнавать игровые действия.
5. «Время событий». Цель – научить детей определять время событий с уточнением года и части суток; по схеме этапа узнавать игровое действие.
6. «Что за чем?». Цель – учить детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки; по схеме этапа узнавать игровые действия.
7. «Составление рассказа». Цель – учить детей составлять связный рассказ последовательно выложенной серии картинок; по схеме этапа узнавать игровые действия.
Таким образом, с помощью картинок, используя приемы ТРИЗ, формируется у детей понимание причинно-следственных связей и их результат, а также развивается связная речь.