Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ | Масленникова Светлана Николаевна. Работа №337926

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает значение труда в формировании дружественных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, а также влияние труда на развитие коммуникативных навыков, самооценки, ответственности и эмпатии у детей. Описывается разнообразие видов труда, таких как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной (художественный) труд.

 

Ключевые слова: труд, дружественные взаимоотношения, дошкольный возраст, социальные навыки, коммуникация, самооценка, ответственность, эмпатия, совместные задания, совместные игры, креативность, самостоятельность.

 

ТРУД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Масленникова Светлана Николаевна, воспитатель

МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Берёзка»

 

Аннотация. Статья рассматривает значение труда в формировании дружественных взаимоотношений у детей дошкольного возраста, а также влияние труда на развитие коммуникативных навыков, самооценки, ответственности и эмпатии у детей. Описывается разнообразие видов труда, таких как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной (художественный) труд.

Ключевые слова: труд, дружественные взаимоотношения, дошкольный возраст, социальные навыки, коммуникация, самооценка, ответственность, эмпатия, совместные задания, совместные игры, креативность, самостоятельность.

 

В современном обществе все больше внимания уделяется формированию социальных навыков и коммуникативной компетенции среди детей дошкольного возраста. Один из наиболее эффективных способов достижения этой цели - организация трудовой деятельности для детей.

Труд имеет важное значение в формировании дружественных взаимоотношений у дошкольников. В процессе выполнения различных задач и обязанностей, дети учатся сотрудничать, делиться, взаимодействовать со сверстниками. Эти навыки социального взаимодействия являются основой формирования дружелюбных отношений.

Во-первых, труд способствует развитию коммуникативных навыков у детей. В процессе выполнения общих задач, например, уборки в группе или совместной игры, дети вынуждены общаться, обсуждать планы и договариваться друг с другом. Они учатся выслушивать мнение других, выражать свои мысли и искать компромиссы. В результате этих взаимодействий дети учатся понимать и уважать точку зрения другого человека, укрепляют связи с друзьями и развивают навыки эмпатии.

Во-вторых, труд помогает детям осознавать свою значимость в группе. Когда ребенок делает что-то полезное и важное для других, он понимает, что его участие ценно и востребовано. Это укрепляет его самооценку и уверенность в своих возможностях. Когда другие дети замечают и ценят усилия ребенка, возникает чувство признания и благодарности. В результате дети укрепляют связи с другими участниками группы и формируют дружественные взаимоотношения.

В-третьих, труд учит детей быть ответственными и надежными. Когда дети выполняют свои обязанности, они понимают, что на них полагается и от них зависит успешное выполнение задачи. Чувство ответственности и желание не подвести других детей мотивирует их работать с усердием и тщательно выполнять свои обязанности. В результате дети формируются, как надежные и ответственные члены группы, что способствует развитию дружественных отношений с другими детьми.

Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения, носит ситуативный, необязательный характер. В процессе труда дети приобретают не профессиональные навыки, а навыки, помогающие им становиться самостоятельными. Еще одной характерной особенностью трудовой деятельности детей является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Как отмечается в работах С.А.Козловой, труд детей дошкольного возраста по содержанию принято подразделять на четыре вида:

- самообслуживание;

- хозяйственно-бытовой труд;

-труд в природе;

-ручной (художественный) труд.

Одним из практических аспектов использования труда для укрепления дружбы между детьми является проведение совместных заданий. Ребята могут выполнять различные задачи вместе: уборку игровой площадки, создание коллективных проектов, посадку и уход за цветами и овощами в садовом участке и т. д. В процессе совместной работы дети учатся взаимодействовать, делить обязанности, обсуждать и принимать решения вместе. Такие совместные действия помогают детям раскрыть свой потенциал и понять, как важно работать в команде.

Использование труда для укрепления дружбы также включает организацию совместных игр и занятий. Например, игра «собирание пазлов» или «строительство города» могут быть прекрасными средствами для развития сотрудничества и дружбы между детьми. В этих играх дети вырабатывают навыки взаимной поддержки и общения, учатся принимать и уважать мнение друг друга, а также развивают творчество и воображение.

Трудовые занятия также способствуют развитию креативности и самостоятельности у детей. В ходе таких занятий дети могут проявить свои таланты и интересы, воплотить свои идеи в жизнь. Они могут самостоятельно выбирать задания, делать планы и принимать решения. Такая самостоятельность укрепляет уверенность в своих силах и способствует развитию творческого мышления.

Трудовые занятия также помогают детям научиться управлять своими эмоциями. В ходе работы они могут столкнуться с трудностями и неудачами. Важно научить детей не отчаиваться и не сдаваться при возникновении трудностей, а искать решения и верить в себя. Такое обучение помогает формировать умение контролировать свои эмоции и управлять своим поведением.

Труд, будучи организованным как средство обучения и воспитания, играет важную роль в формировании дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Разнообразные виды труда способствуют развитию социальных навыков, уважения к окружающим и формированию позитивной социальной среды в дошкольном учреждении.

 

Список литературы

1. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005.-80 с.

2. Ханова Т.Г. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.В. Кочурова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 282-285.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×