Трудности в работе классного руководителя | Людмила Петровна Нигнивенко. Работа №280825. Номер работы: №280825
Автор: Людмила Петровна Нигнивенко
Процесс модернизации отечественного образования предъявляет новые требования к работе классного руководителя. И это не случайно, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками, организует познавательную и воспитательную деятельность в учебном заведении; помогает разрешать проблемы общения в детском коллективе; осуществляет непосредственное взаимодействие семьи и школы.
Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой. В Законе РФ «Об образовании» классное руководство определяется как профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной.
В своей педагогической деятельности мне приходилось сталкиваться и с пассивным отношением классного руководителя к своим обязанностям, отсутствием ответственного отношения к своей работе. Почему это происходило?Можно выделить распространённые проблемы и трудности, которые мешают учителям вести классное руководство.
· Как правило, классные руководители – это учителя-предметники. Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой просто не хватает времени.
· Во многих образовательных учреждениях отсутствуют часы для проведения классных мероприятий.
· Невозможность собрать класс в полном составе в силу внеурочной загруженности детей (одни убегают в кружки, другие – в спортивные секции и т.д.).
· Не сложившиеся отношения родителей и классного руководителя, как результат – отсутствие интереса к образованию, развитию и воспитанию школьника, как педагога, так и представителей ребёнка.
· Образовательное учреждение не контролирует, не стимулирует, не поддерживает (морально и материально) классных руководителей.
· Некомпетентность классных руководителей (незнание нормативных документов, психологии школьников, низкое качество образования), нежелание учиться, общаться с успешными коллегами.
Трудности в работе классного руководителя
Процесс модернизации отечественного образования предъявляет новые требования к работе классного руководителя. И это не случайно, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками, организует познавательную и воспитательную деятельность в учебном заведении; помогает разрешать проблемы общения в детском коллективе; осуществляет непосредственное взаимодействие семьи и школы.
Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой. В Законе РФ «Об образовании» классное руководство определяется как профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности.
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя.
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между обучающимися.
Классный руководитель – особый феномен педагогической среды. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности ребенка в период его школьного образования. Классному руководителю важно помнить, что объектом его труда являются ученики. Опыт работы показывает, что в работе классного руководителя важными являются не столько его профессионализм, сколько его индивидуальность и личностный подход к работе.
Ш.А. Амонашвили - известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Я считаю, что классное руководство – это не работа, а образ жизни, т.к. свои функции и обязанности можно выполнить до конца только тогда, когда полюбишь детей своего класса, когда они станут для тебя близкими и родными. Их проблемы в учебе, в семье станут твоими проблемам, и разрешены они могут быть только при помощи старшего друга и советчика. Я являюсь классным руководителем обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Основными функциями классного руководителя считаю :
а) аналитическую:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
- изучение и анализ развития классного коллектива;
- анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
- анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;
б) организационно - педагогическую:
- организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;
- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;
в) коммуникативную:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;
- создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый классный руководитель взаимодействует с:
Учителями - предметниками;
Педагогом-психологом;
Социальным педагогом;
Педагогом дополнительного образования;
Библиотекарем;
Медицинским работником;
Органами ученического самоуправления;
Семьей;
Педагогом организатором (вожатой)
Содержание моего сотрудничества с родителями включает три основных направления:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении школы.
Каждое из направлений предполагает организацию определенных форм работы с семьей.
В соответствии со своими функциями я, как классный руководитель, отбираю формы работы с обучающимися и родителями:
индивидуальные
(беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),
групповые
(советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)
коллективные
(коллективные творческие дела, конкурсы, концерты, походы, соревнования и др.).
Нужно построить работу так, чтобы плоды этой работы с классом были видны, и у меня есть своя концепция воспитательной системы - «Я с вами, вы со мной». Это позволяет мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления моих действий, действий обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе.
Девизом своей работы я выбрала следующие слова: «Учась и играя, мы творим и дерзаем. Создавая и творя, мы совершенствуем себя».
Воспитательная система нашего класса, как и любого другого класса школы, построена на гуманистическом принципе воспитания, а ребенок – главная ценность в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
Сопутствующими принципами моей модели воспитания являются:
принцип личностно-ориентированного
подхода
– в основе
которого
лежит
уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям;
принцип социальной адаптации
, где работа строится на отношениях партнерства, приспособления к окружающей среде;
принцип создания воспитывающей среды
, где предполагается формирование умений и навыков самоанализа и самооценки.
Немаловажную роль в воспитании обучающихся играет трудовая деятельность, самообслуживание, общественно-полезный и производительный труд.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между классным руководителем, обучающимися и семьей.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Нередко можно встретиться с мнением, что семья представляет собой источник стихийных, неорганизованных влияний на детей, и поэтому школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Но семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер.
В своей работе с родителями я использую различные виды собраний: организационные, собрания по плану классного всеобуча родителей, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, итоговые.
Любая воспитательная система, имеющая цели и задачи, должна предполагать ожидаемый результат, т.е. что мы хотим получить в итоге.
Я опираюсь на мнение и интересы ребят своего класса. Именно они являются помощниками в составлении данной модели воспитательной системы, потому что вместе с ребятами и их родителями мы решаем многие задачи, стоящие перед нами.
Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами - процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом.
Чаще всего классные руководители планирование жизнедеятельности в классе берут на себя, что является педагогической ошибкой.
При планировании воспитательной работы в классе следует помнить (по моему мнению), что это процесс совместной деятельности классного руководителя, обучающихся и родителей. Не следует забывать, что план работы должен содержать «необходимое, возможное и желаемое».
Великий Авиценна писал: «Учитель - это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам.
В своей педагогической деятельности мне приходилось сталкиваться и с пассивным отношением классного руководителя к своим обязанностям, отсутствием ответственного отношения к своей работе. Почему это происходило?
Можно выделить распространённые проблемы и трудности, которые мешают учителям вести классное руководство.
Как правило, классные руководители – это учителя-предметники. Никто не освобождает их от прямых обязанностей: проверки тетрадей, оформления документов (конспекты, планы уроков и т.д.), участия в совещаниях и других школьных мероприятиях. Для осуществления роли классного руководителя порой просто не хватает времени.
Во многих образовательных учреждениях отсутствуют часы для проведения классных мероприятий.
Невозможность собрать класс в
полном
составе в силу внеурочной загруженности детей (одни убегают в кружки, другие – в спортивные секции и т.д.).
Не сложившиеся отношения родителей и классного руководителя, как результат – отсутствие интереса к образованию, развитию и воспитанию школьника, как педагога, так и представителей ребёнка.
Образовательное учреждение не контролирует, не стимулирует, не поддерживает (морально и материально) классных руководителей.
Некомпетентность классных руководителей (незнание нормативных документов, психологии школьников, низкое качество образования), нежелание учиться, общаться с успешными коллегами.
Подводя итог хотелось бы сказать, что вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. От уровня мастерства классного руководителя, педагогической культуры во многом зависит качество процесса воспитания и развития индивидуальности.
В жестоком сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя защищенным, не чувствует себя безопасно и комфортно. Значит, школа должна обеспечить такие условия, при которых детям в ней будет хорошо. Только в условиях комфортной обстановки (психологический климат) в школе возможно развитие личности. И здесь, опять же, главную роль играет классный руководитель.