Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Трудные вопросы» по русскому языку в основной общеобразовательной школе | Кузнецова Светлана Николаевна. Работа №346969

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена трудным вопросам, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе изучения русского языка в основной общеобразовательной школе. Рассматриваются основные трудности, возникающие у учеников, и предлагаются методы их преодоления. Важное внимание уделяется конкретным примерам, а также практическим рекомендациям для учителей, направленным на улучшение усвоения грамматики, орфографии и пунктуации.

Ключевые слова: русский язык, трудные вопросы, грамматика, орфография, пунктуация, методика, обучение.

«Трудные вопросы» по русскому языку в основной общеобразовательной школе

 

Кузнецова Светлана Николаевна, учитель

ГБОУ «Школа № 2104» г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена трудным вопросам, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе изучения русского языка в основной общеобразовательной школе. Рассматриваются основные трудности, возникающие у учеников, и предлагаются методы их преодоления. Важное внимание уделяется конкретным примерам, а также практическим рекомендациям для учителей, направленным на улучшение усвоения грамматики, орфографии и пунктуации.

Ключевые слова: русский язык, трудные вопросы, грамматика, орфография, пунктуация, методика, обучение.

 

Изучение русского языка в основной школе — это не только освоение правил и норм, но и глубокое погружение в язык как инструмент общения и самовыражения. Одной из главных задач учителя является не просто передача знаний, но и преодоление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся. Трудные вопросы по русскому языку могут варьироваться от правил орфографии и пунктуации до грамматических конструкций и стилистики. Понимание этих вопросов и грамотное их объяснение могут существенно улучшить уровень владения языком у школьников.

Среди наиболее распространенных трудностей, связанных с изучением русского языка, можно выделить орфографию. Многие учащиеся испытывают сложности с написанием слов, особенно если в них присутствуют сложные сочетания букв. К примеру, слова с «нн» в прилагательных, таких как «красный» и «красивый», часто вызывают путаницу. Учитель может использовать метод ассоциаций, связывая написание слова с его значением. Например, можно объяснить, что слово «красивый» связано с качеством и, следовательно, требует двойной «н». Игры на запоминание правил написания слов могут сделать процесс обучения более увлекательным.

Пунктуация – еще одна область, где у школьников возникают затруднения. Применение знаков препинания зависит от понимания структуры предложения и интонации. Неправильное употребление запятой в сложносочиненных предложениях, например, часто становится причиной ошибок. Для более глубокого понимания темы можно использовать практические задания, где ученики должны сами расставить знаки препинания в предложениях. Это не только поможет им лучше усвоить правила, но и научит анализировать текст. Например, можно предложить ученикам взять короткий текст и выделить сложные предложения, а затем совместно определить, где нужно ставить запятую.

Кроме того, важным аспектом трудных вопросов является грамматика, в частности, употребление падежей и форм слова. Многие ученики путают окончания слов в различных падежах, что может затруднить понимание текста и грамматическую правильность речи. Учителя могут использовать практические упражнения, где ученики должны заполнить пропуски в предложениях, выбирая правильные формы слов. Например, в предложении «Я купил книгу о ___ (Петербург)» ученики должны вставить «Петербурге», что позволит им на практике закрепить правила употребления предлогов и падежей.

Не менее важным аспектом является работа с текстом. Учащиеся могут испытывать трудности в анализе и интерпретации прочитанных произведений. Учитель может предложить ребятам составить план чтения и выделить ключевые моменты произведения, а затем обсудить их в классе. Это поможет детям научиться критически воспринимать информацию и формулировать свои мысли. Кроме того, можно организовать групповые обсуждения, где каждый учащийся сможет высказать своё мнение о прочитанном, что создаст атмосферу открытого диалога и обмена идеями.

Методы работы с трудными вопросами также могут включать использование технологий. В современном обучении можно активно применять онлайн-ресурсы, которые помогают учащимся закреплять знания. Различные интерактивные тесты и приложения позволяют детям в игровой форме изучать правила русского языка. Например, платформы, где они могут проходить викторины по орфографии или пунктуации, делают процесс обучения более разнообразным и интересным. Это способствует не только лучшему усвоению материала, но и повышению мотивации учащихся.

Важно помнить, что трудные вопросы — это не только проблемы, но и возможности для развития. Преодоление трудностей в обучении позволяет ученикам не только улучшить свои знания, но и развить уверенность в себе. Каждый раз, когда учащиеся справляются с трудным заданием, они не только усваивают новые знания, но и формируют навыки критического мышления, саморегуляции и упорства. В этой связи, учителю следует не просто ставить перед учениками задачи, но и поддерживать их, создавать атмосферу, где ошибки воспринимаются как часть процесса обучения, а не как повод для стыда.

Применение проектной работы также может оказаться полезным в изучении русского языка. Ученики могут создавать свои проекты на темы, связанные с языком и литературой, что поможет им глубже погрузиться в предмет. Например, можно предложить им создать газету, в которой они будут писать статьи на темы, связанные с литературой или историей языка. Это не только развивает навыки письма, но и углубляет понимание русского языка и его культуры.

Не менее важно прививать ученикам любовь к чтению и литературе. Участие в чтении классической и современной литературы поможет им лучше понимать структуру языка, а также осваивать богатство словарного запаса. Уроки, на которых дети обсуждают прочитанное, создают пространство для обмена мнениями и формирования критического мышления. Воспитание интереса к чтению может стать одним из важнейших аспектов в преодолении трудных вопросов.

Таким образом, трудные вопросы по русскому языку в основной общеобразовательной школе — это сложная, но важная часть учебного процесса. Понимание и преодоление этих трудностей требует от учителя терпения, креативности и использования разнообразных методов и приемов. Активное вовлечение учащихся в процесс обучения, использование современных технологий и привлечение их к самостоятельной деятельности способствуют не только улучшению знаний, но и формированию уверенности в своих силах. Правильный подход к обучению русского языка позволит каждому ученику достичь успеха и развить любовь к этому прекрасному языку.

 

Список литературы

 

1. Актуальные проблемы современной лингвистики: учебное пособие / сост. Л.Н. Чурилина. - 10- е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 412 с.2.

2. Евсеева, И.В. Современный русский язык. Актуальные вопросы морфемики, морфонологии и словообразования: учебное пособие / И.В. Евсеева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. - 204 с.: табл., схем

3. Канакина Г. И., Петрунина В. М. Трудные вопросы русского языка: Учебное пособие для учащихся старших классов школ с углублённым изучением русского языка, гимназий, педагогических лицеев и колледжей / Под общ. ред. Г. И. Канакиной. - Пенза, 2000. - 298 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×