"Трудовая деятельность детей в ДОУ" | Елена Николаевна Попова. Работа №316227
Дошкольный возраст – это самый чувствительный период в жизни ребёнка. A именно с раннего возраста происходит активное развитие и это характеризуется быстрым изменением в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Aктивное развитие мозга происходит до семилетнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируется ( или не формируются нейронные связи). При этом дети младшего дошкольного возраста уязвимы. Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организованно грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития.
Тема: «Разностороннее развитие детей в ДОУ через приобщение их к трудовой деятельности»
«Человек рождён для труда, труд составляет его земное счастье , труд – лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека»
К.Д. Ушинский.
Константин Дмитриевич Ушинский , философ, педагог. В своих трудах большое внимание уделял вопросу взаимосвязи умственного и физического труда человека. Его педагогическое наследие имеет особое значение , поскольку трудовое воспитание, всегда выступает опорой и первоосновой гармоничного развития личности. К.Д. Ушинский размышлял о том, что человек – личность как мыслящая, так и творящая свою жизнь руками. То есть своим трудом. Педагог видел в неразрывном единстве труда и мысли и руки человека глубокий смысл.
Дошкольный возраст – это самый чувствительный период в жизни ребёнка. A именно с раннего возраста происходит активное развитие и это характеризуется быстрым изменением в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Aктивное развитие мозга происходит до семилетнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируется ( или не формируются нейронные связи). При этом дети младшего дошкольного возраста уязвимы. Если воспитание и образование детей дошкольного возраста организованно грамотно, у ребёнка своевременно формируются базовые качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребёнку успешно обучаться не только в начальной школе, но и на последующих ступенях развития. Другими словами , то что мы получили в дошкольном возрасте, оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь. В дошкольном возрасте ребёнок впитывает всё , как губка.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка и развития разносторонней личности. Детский сад является первой ступенью образования и здесь закладывается фундамент будущей жизни человека , обеспечивается личностное ,интеллектуальное, физическое , художественно-эстетическое и творческое развитие.
Воспитание ребёнка в детском саду , по мнению К.Д. Ушинского, играет огромную социальную роль. Это явление которое имеет свои законы и педагогу их нужно изучить и уметь пользовать в педагогической деятельности. Поэтому современному воспитателю следует постоянно стремиться к развитию и совершенствоваться, узнавать ребёнка во всех отношениях. Одной из главнейших задач в деле воспитания детей дошкольного возраста отводилось К.Д. Ушинским к труду. Он досконально изучил особенности умственного и физического труда, его роль и значение в семейной и социальной жизни нравственного развития дошкольников. Свои знания и опыт изложил в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении».
Идеи К.Д. Ушинского остаются актуальны и посей день. Он призывал осмыслить механизм умственного развития дошкольника, опираться на его природное стремление к активной деятельности. A для этого нужно опираться на психологию ребёнка.
Воспитание нравственности К.Д. Ушинский считал «главной задачей , воспитания , гораздо более важной , чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Основа для этого – труд и народные традиции. Однако подчёркивал , труд должен оставаться свободным, только тогда он принесёт человеку счастье. Трудовое воспитание , это процесс вовлечения детей в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума опыта, трудовых умений и навыков развития, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Основными видами труда в детском саду – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, a его формы организации – поручения, дежурства и коллективный труд детей. Труд – это культура, это прогресс , это один из аспектов нравственности. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы : пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, чтение литературы, просмотр кинофильмов, встречи с интересными людьми, утренники, игры. Трудовая деятельность в детском саду – это одна из важнейших сторон воспитания детей дошкольного возраста , выражающаяся в ознакомлении детей с трудом взрослых, приобщения к труду , формирования уважительного отношения результатам труда и стремления оказывать посильную помощь взрослым. Систематическое включение детей в трудовую деятельность позволяет воспитывать привычку к труду. Вначале под наблюдением , a затем самостоятельно, дети стараются поддержать порядок в групповой комнате, на участке, и принимают активное участие в уборке: протирают стулья, модули, строительный материал, моют игрушки, стирают кукольную одежду, накрывают на стол, поливают цветы, подготавливают материалы к занятиям.
Успех трудового воспитания детей напрямую зависит от правильного понимания целей, функций , его психологического содержания. Детский труд , конечно отличается от взрослого, во первых тем для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время детский имеет воспитательную функцию и развитие разносторонней личности. В детском труде не важен конечный результат. Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной точки зрения, чтобы не было сомнений его важности в наше время и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет , это ещё не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах , а воспитание гармоничной разносторонней личности. Наши педагоги делают всё возможное, чтобы вырастить ориентирующихся в жизни, умных и разносторонне развитых детей.
Я думаю, все бы были разносторонне развитыми, если бы это было легко. A это сложно, по большому счёту. Нужно перебарывать лень, желание стать своим в толпе и подыгрывать ей, боязнь нового и т.д. Но всегда можно это исправить, если начать развивать в себе силу воли. Сильный духом человек способен перенести любые испытания, преодолеть любые жизненные преграды.
К.Д. Ушинский говорит о том, что стремление человека к деятельности является врождённым и доминирующим, поскольку именно труд «удовлетворяет только» эту «потребность души человеческой».