Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Трудовая деятельность младших школьников во внеурочное время | Гаврилова Наталья Александровна. Работа №346353. Номер работы: №346353

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль трудовой деятельности младших школьников во внеурочное время, её значение для всестороннего развития детей. Описываются примеры успешной организации труда в группе продленного дня, выделяются ключевые аспекты воспитания у детей ответственности, трудолюбия и навыков самоорганизации. Приведены примеры практической работы, такие как уход за растениями и участие в коллективных проектах.

Ключевые слова: трудовая деятельность, младшие школьники, внеурочное время, воспитание ответственности, самостоятельность, коллективные проекты, организация труда.

Трудовая деятельность младших школьников во внеурочное время

 

Гаврилова Наталья Александровна, воспитатель

ГБОУ «Средняя школа №22 им. Маршала Сергеева г.о. Макеевка» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматривается роль трудовой деятельности младших школьников во внеурочное время, её значение для всестороннего развития детей. Описываются примеры успешной организации труда в группе продленного дня, выделяются ключевые аспекты воспитания у детей ответственности, трудолюбия и навыков самоорганизации. Приведены примеры практической работы, такие как уход за растениями и участие в коллективных проектах.

Ключевые слова: трудовая деятельность, младшие школьники, внеурочное время, воспитание ответственности, самостоятельность, коллективные проекты, организация труда.

 

Трудовая деятельность младших школьников во внеурочное время играет важную роль в их всестороннем развитии. Воспитание трудолюбия и ответственности, формирование самостоятельности и навыков самоорганизации — всё это достигается через вовлечение детей в разнообразные виды труда. В группе продленного дня трудовая деятельность становится не только способом занять ребенка, но и важным элементом образовательного процесса, который помогает детям усваивать новые знания, применять их на практике и воспитывать такие личностные качества, как ответственность, упорство, уважение к труду и результатам своего и чужого труда.

Внеурочная трудовая деятельность может включать самые разные виды занятий: от уборки и ухода за классом до участия в проектах по благоустройству школьной территории или организации мини-садов. Такие виды труда не только развивают физическую выносливость, мелкую моторику и координацию, но и способствуют формированию чувства коллектива, взаимопомощи и дисциплины.

Одной из важных задач воспитателя является организация трудовой деятельности таким образом, чтобы она соответствовала возрастным особенностям детей, была интересной и полезной для них. Например, младшие школьники могут быть вовлечены в уход за комнатными растениями, поделки из природных материалов, создание декоративных элементов для оформления класса или работы по самообслуживанию (уборка своих рабочих мест, поддержание порядка в кабинете). Важно, чтобы труд был посильным и не перегружал детей, а задачи — конкретными и понятными. Это поможет избежать усталости и потерю интереса к процессу.

Примером успешной организации трудовой деятельности может служить совместный проект по созданию мини-сада в школьном дворе. В рамках проекта дети вместе с воспитателем выбирают растения, учатся их сажать и ухаживать за ними. Такая работа требует не только физических усилий, но и проявления ответственности, наблюдательности и заботы. В дальнейшем дети с гордостью будут показывать результаты своего труда своим родителям, друзьям и гостям школы.

Воспитание у младших школьников уважения к труду и его результатам важно как в рамках организованной деятельности, так и в повседневной жизни. Например, воспитатель может использовать игровые элементы для того, чтобы вовлечь детей в трудовые процессы. Игра в «помощников» или «мастеров», когда каждый ребенок выполняет определенную роль в общей задаче, делает труд интересным и мотивирует детей к выполнению заданий. Важно, чтобы такие игровые ситуации были направлены не только на выполнение конкретных задач, но и на формирование у детей позитивного отношения к труду в целом.

Кроме того, трудовая деятельность младших школьников способствует развитию навыков самоорганизации и ответственности. Когда дети учатся выполнять задания самостоятельно или в группе, они развивают способность планировать свои действия, распределять время и усилия. Это особенно важно во внеурочное время, когда у детей больше свободы, но они должны уметь эффективно использовать её. Например, самостоятельная уборка после творческих занятий или приготовление простых блюд на кулинарных мастер-классах помогает детям осознать, что труд — это часть их жизни, и умение организовать себя — необходимый навык для достижения успеха.

Одним из важнейших аспектов трудовой деятельности является воспитание в детях чувства ответственности. Вовлечение в трудовые процессы, особенно если результат зависит от действий каждого участника, формирует у детей осознание важности их вклада. Если ребёнок понимает, что от его работы зависит благополучие всего коллектива, он начинает чувствовать себя частью команды, учится уважать чужой труд и становится более ответственным.

Таким образом, трудовая деятельность младших школьников во внеурочное время является важным воспитательным инструментом, который способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Она помогает формировать такие ключевые качества, как ответственность, самостоятельность, трудолюбие, умение работать в команде и организовывать своё время. Важно, чтобы воспитатели уделяли внимание организации разнообразных и интересных для детей видов труда, которые будут способствовать их личностному росту и социальному развитию.

 

 

Список литературы

Аллагулов

А.М.

,

Сармутдинова

Г.Б.

О

тношение учителей к трудовому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности (сравнительный анализ сельских и городских школ)

// Вестник ПСТГУ. Серия

4: Педагогика. Психология. 2022.

№65. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-uchiteley-k-trudovomu-vospitaniyu-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-sravnitelnyy-analiz-selskih-i

Аспедников

, М. Г. Безопасность трудовой деятельности / М. Г.

Аспедников

. —

Текст :

непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X

Междунар

. науч.

конф

. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). —

Краснодар :

Новация, 2019. — С. 31-32. — URL:

https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14827/

Сармутдинова

Г.Б.

П

роцессная модель трудового воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

// МНКО. 2024. №1 (104).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/protsessnaya-model-trudovogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

Сармутдинова

Г.Б.

Т

еория и практика трудового воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности

//

Вестн

. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-

педагогич

. науки. 2022.

№4. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-trudovogo-vospitaniya-mladshego-shkolnika-vo-vneurochnoy-deyatelnosti

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×