Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста | Пермякова Наталья Анатольевна . Работа №338364. Номер работы: №338364
Аннотация. Статья посвящена трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении (ДОУ). В статье рассмотрены основные аспекты организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста, а также представлены различные методы и подходы к ее проведению, включая организацию трудовых занятий и деятельности в игровой форме, использование индивидуального подхода к каждому ребенку, активное привлечение родителей и работу над формированием трудовых навыков через выполнение маленьких самостоятельных задач.
Ключевые слова: трудовое воспитание, дошкольники, положительное отношение к труду, трудовые умения и навыки, нравственно ценные качества, целостность, практико-ориентированность.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пермякова Наталья Анатольевна, воспитатель
МАОУ «Юговская средняя школа» структурного подразделение детский сад «Кояшкай»
Аннотация. Статья посвящена трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении (ДОУ). В статье рассмотрены основные аспекты организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста, а также представлены различные методы и подходы к ее проведению, включая организацию трудовых занятий и деятельности в игровой форме, использование индивидуального подхода к каждому ребенку, активное привлечение родителей и работу над формированием трудовых навыков через выполнение маленьких самостоятельных задач.
Ключевые слова: трудовое воспитание, дошкольники, положительное отношение к труду, трудовые умения и навыки, нравственно ценные качества, целостность, практико-ориентированность.
Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность.
Трудовая деятельность – это деятельность, направленная на создание общественно-полезных продуктов, материальных и духовных ценностей, необходимых человеку. Воспитание, осуществляемое в процессе трудовой деятельности, называется трудовым.
Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Как показывают исследования, у большинства детей:
- недостаточно сформирован интерес к различным видам и формам труда;
- дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и со взрослыми;
- недостаточно сформированы трудовые умения и навыки;
Цель трудового воспитания - формирование положительного отношения к труду взрослых.
Основными принципами трудового воспитания в ДОУ являются:
1. Целостность. Трудовое воспитание должно быть органичной частью общего воспитательного процесса и взаимосвязано с другими образовательными областями. Дети должны видеть связь между учебой, трудовыми занятиями и жизнью в целом.
2. Практико-ориентированность. Воспитание трудовых навыков должно осуществляться через активное практическое участие детей в самостоятельной трудовой деятельности. Дети должны ощущать результат своего труда.
3. Учет психофизиологических особенностей детей. Трудовая деятельность должна быть адекватной возрасту и развитию детей. Педагоги должны учитывать их возможности, интересы и индивидуальные особенности.
4. Вариативность. Трудовое воспитание должно предоставлять разнообразные виды трудовой деятельности, чтобы формировать у детей универсальные трудовые умения, которые могут быть применены в разных сферах жизни.
5. Дифференциация. Воспитатели должны учитывать различия в возможностях детей и предоставлять каждому ребенку трудовую деятельность, соответствующую его способностям и интересам.
Организация трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста является важной составляющей процесса их трудового воспитания в детском дошкольном учреждении (ДОУ). Далее рассмотрим основные аспекты этой организации.
Во-первых, в деятельности по труду детей старшего дошкольного возраста должны присутствовать игровой характер и элементы самостоятельности. Дети в этом возрасте активно изучают окружающий мир через игру, поэтому их трудовая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы она вызывала интерес и удовлетворение у детей.
Во-вторых, важно учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста при организации их трудовой деятельности. Например, дети в этом возрасте уже способны выполнять более сложные и ответственные задания, чем дети младшего дошкольного возраста. Поэтому важно предлагать им такие задания, которые соответствуют их возможностям и развивают их трудовые навыки.
В-третьих, организация трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста должна быть систематической и планируемой. Это означает, что воспитатели ДОУ должны определить цели и задачи этой деятельности, а также разработать планы ее проведения. Важно учитывать разнообразные виды труда (например, художественная деятельность, конструирование, сельскохозяйственная работа и т.д.) и обеспечивать детей необходимыми материалами и инструментами.
В-четвертых, в процессе организации трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста следует уделять внимание формированию у них навыков сотрудничества и коллективной работы. Дети должны учиться работать вместе, делиться обязанностями и ресурсами, а также принимать решения вместе. При этом воспитатели могут активно использовать различные методы и формы работы, например, групповые проекты, совместные игры и т.д.
В-пятых, организация трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста должна способствовать их личностному развитию. Работая над определенным трудовым проектом или заданием, дети развивают свою самостоятельность, ответственность, творчество и другие качества. Воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для их полноценного проявления и развития.
Для успешного трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении (ДОУ) используются различные методы и подходы, которые способствуют формированию навыков труда, ответственности и самостоятельности у детей.
Один из эффективных методов – это организация трудовых занятий и деятельности в игровой форме. Игра является природным способом детей познавать мир и осваивать новые знания. При этом организация трудовой игры позволяет детям испытывать радость от выполнения задач, развивает их воображение, логическое мышление и моторику. Например, дети могут играть в магазин, где осуществляют роль продавца и покупателя, или играть в строителей, создавая что-то своими руками.
Важно также использовать индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждый ребенок уникален и имеет свои способности, интересы и потребности. Поэтому, проводя трудовые занятия, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, если у ребенка есть интерес к рисованию, можно предложить ему задания, связанные с этой деятельностью, чтобы развивать его талант и увлечение.
Активное привлечение родителей также является важным аспектом эффективного трудового воспитания. Родители, как первые учителя, должны быть вовлечены в процесс воспитания через различные совместные мероприятия. Например, проведение семейных мастер-классов по рукоделию или общая работа над созданием праздничных украшений для ДОУ. Это поможет детям видеть примеры работы взрослых и понимать, что труд – это нечто важное и ценное.
Еще одним эффективным подходом является работа над формированием трудовых навыков через выполнение маленьких самостоятельных задач. Это может быть помощь в приготовлении еды, накрытие стола, уборка игрушек и т.д. Детям нужно давать возможность проявить свою самостоятельность и ответственность за свои действия. При этом важно поощрять их усилия и похвалить за проделанную работу.
Таким образом, эффективные методы и подходы к трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОУ включают организацию трудовых занятий и деятельности в игровой форме, использование индивидуального подхода к каждому ребенку, активное привлечение родителей и работу над формированием трудовых навыков через выполнение маленьких самостоятельных задач. Такие методы способствуют формированию у детей навыков труда, ответственности и самостоятельности, что важно для успешного развития ребенка.
Список литературы
1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 144 с.
2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2005.-80 с.