Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Трудовое воспитание младших дошкольников | Ольга Николаевна Рябчикова , Табуева Любовь Юрьевна. Работа №340532. Номер работы: №340532

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья о трудовом воспитание младших дошкольников направлено на формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действияДостижению данной цели способствует последовательное решение задач:

1. Познакомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении.

1. Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок.

1. Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий.

Виды труда:

Развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях:

1. Самообслуживание.

1. Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой.

1. Труд в природе: дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена.

1. Ручной труд: изготовление поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках.

В первой младшей группе труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, так как малыши нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: сервируют стол, раскладывают материал для занятий, поливают растения.  Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

 

Трудовое воспитание младших дошкольников

 

В. А. Сухомлинский писал: ««Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости, выполняемой работе, возможность доставлять радость другим»».

Трудолюбие не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.

Трудовое воспитание дошкольников является средством всестороннего развития личности ребенка: развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память, мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка.

Трудовое воспитание младших дошкольников направлено на формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия. Достижению данной цели способствует последовательное решение задач:

Поз

накомить детей с профессиями, тружеников которых они видят в реальной жизни, ближайшем окружении.

Развивать и поддерживать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок.

Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий.

Виды труда:

Развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях:

Самообслуживание.

Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой.

Труд в природе: дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена.

Ручной труд: изготовление поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках.

В первой младшей группе труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, так как малыши нуждаются в постоянном контроле. Дети действуют вместе с воспитателем: сервируют стол, раскладывают материал для занятий, поливают растения. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Во второй младшей группе в поручениях, направленных на выполнение уже хорошо знакомых действий, могут принимать участие три-четыре ребёнка одновременно. Каждый из них выполняет своё задание, действует в темпе, соответствующем своим индивидуальным особенностям и уровню умений, и по окончанию работы получают оценку педагога.

Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но не испытывает никакой зависимости от них.

В средней группе педагог продолжает использовать индивидуальные поручения с целью закрепления сформированных навыков , но организация поручений принимает характер коллективной деятельности: предъявляется нескольким участникам одновременно общее задание и подведение единого итога результатов труда. Дошкольник понимает, что общий итог работы зависит от добросовестного выполнения своего задания.

В средней группе вводится форма труда дежурства: с начала года – по столовой, со второй половины учебного года – по подготовке к занятиям. Дежурный выполняет порученное дело самостоятельно, в определённый срок, заботиться обо всех, действует без напоминания взрослого. Дежурство – это первая трудовая обязанность ребёнка.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективным приёмам является наблюдение. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.

Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».

Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение — отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.

Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)

Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.

Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.

Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

Дошкольники любят трудиться со взрослыми. Можно организовать труд детей совместно с родителями, с дворником, няней. В процессе совместной деятельности взрослые показывают пример положительного отношения к труду, товарищеских взаимоотношений.

Воспитание трудовой деятельности у детей дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×