Труд(технология): плюсы и минусы рабочих программ | Гурмаев Шовхалби Хамидович. Работа №343254. Номер работы: №343254
Чем отличается труд от технологии, где получить практику, чем преподавание труда в советской школе отличается от преподавании технологии в российской школе, влияет ли количество часов преподавания на качество преподавания предмета, нужно ли делить труд на чисто "женский" и "мужской". Какие новшества ожидают нас в 2024 г?
Труд(технология): плюсы и минусы
В работах учёных-педагогов о значении труда сказано очень много.
В. А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [6, c. 134].
А. С. Макаренко считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Он утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. [2, с.143]
Трудовое воспитание способствует социализации учащихся, физическому, нравственному воспитанию, и развитию личности: развивает такие качества как ответственность и трудолюбие, усидчивость и упорство, точность и аккуратность, уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого); формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу. Занятые различными видами труда дети – внимательны, старательны, сообразительны, изобретательны, у них богатый словарный запас. Участие в трудовых процессах положительно влияет на их поведение, дисциплинирует. С помощью трудового воспитания формируются крепкие связи в коллективе, тем самым развивается самостоятельность детей, их личная и групповая ответственность, личная инициатива. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в команде. Ну и, конечно же, подготовка молодежи к самостоятельному труду, профессиональному самоопределению и овладению профессиями является одной из главных целей системы общего образования, и, в первую очередь, ее важнейшая составляющая – технологическая подготовка школьников.
Россия на современном этапе своего развития переживает реформу образования, меняются учебники, меняются программы, сокращаются часы, все меньше и меньше времени уделяется практическим занятиям (а ведь это самая любимая и жизненно необходимая часть программы для учащихся).
Давайте вспомним, как проходили уроки труда в советское время.
В младших классах дети, делали аппликации, поделки из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы, делали подарки для родителей на 8 марта и 23 февраля, игрушки на Новый год и т.д.
Работали старательно, (как говорят: «высунув язык»). Развивалась мелкая моторика рук, что очень важно для учащихся младших классов. Учитель заинтересовывал детей, затем показывал, как и что нужно делать, подходил к каждому учащемуся, направлял, поправлял, всегда приходил на помощь. Ну а когда работы были готовы, радости не было придела, учитель выставлял хорошие оценки, ребята хвалились друг перед другом, работы несли домой, а дома получали свою порцию похвалы и восхищение от родителей. Дети очень любили уроки труда, ведь они учились работать руками, видели результаты своей работы и получали удовольствие.
В средней школе начиналось гендерное разделение классов.
Девочек обучали основам домоводства, сюда входило материаловедение, конструирование, моделирование, кулинария, рукоделие, где-то сельскохозяйственный труд, народные промыслы.
Там была реальная работа руками. Девочки, учились шить, вязать, вышивать варить, делать салаты. Мальчики ждали, когда девочки сварят, и пригласят их снимать пробу. Ребята пробовали, хвалили, благодарили, что девчатам было очень приятно, у них появлялась гордость за свой труд. И они с удовольствием готовились к следующему уроку, радостно распределяли, кто какие продукты принесёт в другой раз. И, конечно же, старались приготовить дома то, чему научились на уроках, чем несказанно радовали своих родителей.
Это была практика для девочек, которая всегда помогала им в жизни. Ведь сделать дома для своей семьи что-то приятное, было весьма интересно и похвально.
Мальчики, учились работать по дереву и металлу, на токарных и сверлильных станках. Они пилили, строгали, выжигали по дереву, делали скворечники и с гордостью вешали их в школьном саду или дворе, делали разделочные доски для кабинета кулинарии, чему девчонки были несказанно рады, а мальчишки испытывали гордость за свой труд. Совки и швабры распределялись по кабинетам, в которых дети сами же и производили уборку после уроков. А также делали полочки, табуретки и многое другое. Конечно же, уроки труда не проходили даром, ведь мальчишки как будущие главы семейств уже умели много делать своими руками.
В старших классах была обязательной профориентация, первая ступень к освоению профессии. Работали УПК (учебно-производственные комбинаты) где девушки могли получить специальность швеи-мотористки, продавца непродовольственных товаров, крутильщицы, машинистки. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж, автодело. Многие дети после 8 класса шли работать, получив ту или иную профессию, многие шли в профессиональные училища, где готовили специалистов по рабочим специальностям, ведь в Советское время, был высок престиж рабочих профессий, да и зарплата у рабочих была достойная.
Конечно, большое значение имели межпредметные связи с такими предметами как: математика, физика, химия, биология, история, черчение. Дети начинали лучше разбираться в этих предметах, а порой узнавали то, что не входило в школьную программу.
А так же в школах проходили сбор макулатуры, металлолома, отработка на пришкольных участках, генеральные уборки и дежурства по кабинетам, субботники, старшие классы ездили в колхозы. И все эти мероприятия проходили весело, дети проявляли взаимопомощь, смекалку.
Это был коллективизм, дружба, общение. Эти дети вырастали созидателями, они учились делать полезное сами, своими руками для себя и общества ну, и конечно же школа и родители приветствовали такое воспитание.
Что сейчас
Пришла технология к детям.
Учащимся сказали, делаем проекты, они делают. Делаем расчёты, и они сочиняют, придумывают, но руками уже практически ничего не делают. Как говорится теперь каждый сам за себя. Вперёд, ты должен быть первым, ты должен быть успешен. Но все не могут быть первыми в силу разных способностей и особенностей. И эти лозунги испортили наших детей.
Они уже не знают, зачем брать в руки рубанок или молоток. Они не знают, как сварить суп или кашу. Родителям некогда. Школа этому не учит. Нет практической направленности во всех этих технологиях. Вернее, это есть, но там больше расчётов и работы на компьютере, чем практики. Нет такого общения, единства и коллективизма, с трудом ушла и ответственность.
Школа стала воспитывать потребителей, которым все будут должны по жизни, а они никому ничего не должны. Ведь дети сами так прямо и говорят: «Зачем мне что-то делать своими руками, мне всё купят, можно пригласить мужа на час или заказать доставку еды, вызвать клининговую компанию для уборки, а лучше найти « папика», что бы он тебя всем обеспечивал».
Дети сейчас зачастую ни чем не помогают по дому, ну а в школе им вообще ничего нельзя делать. Есть такие родители, которые возмущаются, если их чадо заставили помыть доску или собрать мусор. А то, что ребенок день, а порой и ночь сидит в интернете, их не волнует, что – то я сомневаюсь, что дети там ищут модели и способы вязания шапки или ремонт старого стула. Ну и кого мы воспитываем?
И вот такое потребительское отношение порождает, лень, безответственность, безынициативность, исчезло понятие коллективизма, взаимопомощи, заинтересованности в труде.
Конечно, мир не стоит на месте и новые технологии это большой прогресс. И сейчас многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас и станки и швейные машинки новые, универсальные, программируемые.
Роботы, это конечно хорошо, за ними будущее. С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа.
Жаль, конечно, что уроков технологии так мало – два часа в неделю с пятого по седьмой класс и всего час в восьмом. Ведь это профессионально ориентированный предмет, который непременно пригодится в жизни. Ведь подросток, оценив на себе ответственность работы, начинает лучше ценить труд других, а особенно своих родителей, начинает бережнее относиться к семейному бюджету. Также это поможет в дальнейшем построении собственной крепкой семьи. Люди умеющие работать руками, всегда могут найти выход в любой сложной жизненной ситуации. Это осознали и родители во время дистанционного обучения – дети делали уборку, готовили, кормили семью, мыли посуду, да еще и пятерки за это получали.
Сейчас среди вопросов, которые остро волнуют учителей трудового обучения, являются: сокращение часов преподавания технологии в учебных планах; устаревшая база школьных мастерских; разделение классов, в зависимости от наполненности, на подгруппы; как достичь цели изучения тем учебной программы учащимися за один урок в неделю? И это только малая часть, которая интересует не только учителей, но и родителей. Вопросов пока больше чем ответов.
Но ведь в гармонично развитой личности умение трудиться как физически, так и интеллектуально должно быть развито в сильнейшей степени, и по этому, надо бы вернуть обычный труд, но совместить его с современными требованиями и возможностями.
В заключение, хочется сказать, что без активного труда, человек постепенно теряет быстроту реакции, умение адекватно оценивать различные жизненные ситуации, возможность находить нестандартные варианты решения задач.
Сейчас, в период санкций, когда на производстве требуются высококлассные рабочие и инженеры, в возрождении технического творчества и серьёзном развитии технологии в школе я вижу залог развития любого села, посёлка, города и всей нашей страны.
А вы за или против?
И вот пока я писала и собиралась опубликовать эту статью, Путин подписал закон о привлечении школьников к общественно полезному труду в школе.
И это очень правильно!
Литература:
Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 269 с.