творческая презентация | Губская Наталья Владимировна. Работа №235568
Автор: Губская Наталья Владимировна
Развитие элементарных математических представлений дошкольников с использованием мобильного пособия "Дидактический Фартук"
Много профессий на свете бывает,
И каждая для человека важна.
Но эту профессию не выбирают,
Она, говорят, выбирает сама.
Работать с детьми я решила однажды.
И убеждаюсь сильней и сильней,
Что быть воспитателем может не каждый –
Здесь не бывает случайных людей!
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри.
Зовут меня Наталья Владимировна Губская, я воспитатель детского сада № 428 Дзержинского района.
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей разных профессий. Эта наука обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение.
Еще великий педагог В. А. Сухомлинский сказал, что без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Как же совместить игру и обучение? На помощь приходят дидактические игры и упражнения, которые в игровой форме позволяют познакомить детей с элементарными математическими представлениями.
Дидактическая игра как нельзя лучше подходит для усвоения начальных математических понятий: увлекаясь игрой дети не замечают, что учатся и постигают сложные для них математические понятия.
А что же значит играть в математику? Разве можно играть в науку, к тому же ни в какую - нибудь, а в самую «грозную» из всех наук.
Для детей моей группы познание математики – это путешествие по неизведанной стране, где воспитатель превращается в королеву Математики и помогает детям выполнить все задания требующие внимания, смекалки и приобрести новых друзей в этой чудесной стране. А числа, геометрические фигуры могут превратиться в удивительных сказочных персонажей. И каждый раз дети с нетерпением ждут новых приключений.
Дошкольники проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, время, пространство), у них недостаточно развиты элементарные математические представления.
Стремление найти пути решения данной проблемы привели меня к идее разработать мобильный многофункциональный дидактический фартук по развитию элементарных математических представлений. В работе с пособием возможно применение различных методов обучения: обследование, рассматривание, создание проблемных ситуаций, беседа и множество других методов.
Это игровое дидактическое пособие - отличная альтернатива фланелеграфу. Его мобильность заключается в том, что во время образовательной деятельности можно надеть фартук, расстелить его, как коврик, использовать как панно. Детей привлекает всё яркое и необычное и мои воспитанники сразу «одобрили» его.
В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал для закрепления и расширения знаний, используется для создания игровой мотивации и решений проблемных ситуаций, а также его можно использовать в свободной самостоятельной деятельности детей. Организовать её можно как индивидуальную игру, и игру для работы с подгруппой детей (от 2 до 4 воспитанников).
Новизна данного пособия заключается в наложении дидактических игр и упражнений на дидактический фартук, что обеспечивает увеличение познавательного интереса у детей.
В соответствии с возрастом детей усложняются дидактические задачи и дополняется дидактический материал.
Применение наглядного материала расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость детей и в целом облегчает весь процесс обучения.
Мною были разработаны следующие виды дидактических фартуков по развитию элементарных математических представлений:
- Дидактический фартук «Математический театр», который способствует развитию и обучению детей счету в прямом и обратном порядке, в игровой форме знакомят с миром геометрических фигур.
- Дидактический фартук «Временные представления»,
служит для знакомства детей с временами года, днями недели, частями суток.
- Дидактические фартуки «Ориентировка в пространстве»
При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять положение предметов относительно друг другу.
- Дидактический фартук «Состав числа»
Входят игры на совершенствование знаний о составе числа из двух меньших.
Фартуки привлекательны внешне и притягивают к себе внимание ребенка, как магнит, заставляют действовать с его элементами, а, главное, общаться с воспитателем, привыкая к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально.
Действуя с элементами фартука, дети расширяют диапазон своих сенсорных ощущений, развивают мелкую моторику, совершенствуют восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Для выражения своих эмоций объяснения их, ребенок ищет контакт со взрослым и детьми, а значит, совершенствует речь, учится приемам общения. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть кнопку или липучку, достать нужный предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно помогает педагогу не выпустить из рук и сердца эмоциональный, коммуникативный рост малыша, возможность приобрести знания, умения, навыки.
В перспективе данное пособие может быть использовано в разных вариантах например, фартук «В гостях у сказки» на все случаи воспитания и образования (адаптационный период, сенсорное развитие, познавательное развитие и развитие речи, изо-деятельность, музыкальное развитие).
Опыт работы показал, что использование игровых форм благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений и способствует повышению уровня математического развития у дошкольников. Дети активнее стали использовать математические знания в повседневной жизни.
В педагогическом мероприятии с детьми будет продемонстрирована работа по развитию элементарных математических представлений с помощью данного пособия.
«Учиться можно только весело…Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю Анатолю Франсу, но с ним трудно не согласиться. Учение должно быть радостным!