Творческие домашние задания как фактор формирования здоровьесберегающего мышления школьников | Фёдорова Светлана Владимировна. Работа №344202. Номер работы: №344202
Формирование здоровьесберегающего образа мышления современного человека не может быть вырвано из общей системы образования. Необходимость изучения здоровье сберегающих технологий при обучении в школе вызвана тем, что одной из основных проблем подрастающего поколения является отсутствие мотивации в сохранении и укреплении своего здоровья.
Творческие домашние задания как фактор формирования здоровьесберегающего мышления школьников
Фёдорова С.В.
учитель химии
Формирование здоровьесберегающего образа мышления современного человека не может быть вырвано из общей системы образования. Необходимость изучения здоровье сберегающих технологий при обучении в школе вызвана тем, что одной из основных проблем подрастающего поколения является отсутствие мотивации в сохранении и укреплении своего здоровья. При этом, чтобы дети понимали важность в отношении сохранения и укрепления своего здоровья примером для них должны стать родители. Таким образом, чем раньше будет сформировано здоровье сберегающее мышление, тем прочнее оно войдет в жизнь каждого человека.
Здоровьесберегающее мышление — вид мышления, который направленный на сохранение личного здоровья и который является как базой качественного обучения, так и квалифицированной работы.
Задачи создания здоровье сберегающего мышления:
-понимание приоритета здоровья в системе жизненных ценностей;
-мотивация личного здоровьесберегающего поведения в быту;
-владение системой понятий о культуре питания и потребления.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что средства массовой информации запускают рекламу, формирующую у учащихся неправильные пищевые привычки: яркие фантики и упаковка различных сладких батончиков, чипсов и сухариков, красивые фотографии бургеров, картошки фри, и т.п. зазывают заманчивыми предложениями побыстрее утолить голод огромным количеством калорий, а всеми любимая кока - кола превышает суточное потребление сахара даже в расчете на одну баночку.
Кроме того для ребят сейчас характерно отсутствие активного образа жизни, что затрудняет расход калорий и приводит к избыточному весу.
В разговорах с учащимися я столкнулась с тем, что и ббольшинство взрослых не стремятся прививать навыки здорового питания, дабы не расстроить свое чадо, и с готовностью покупают им не очень полезные «вкусняшки».
Поэтому в школе очень важно уделять внимание данному вопросу. Предмет химии, как раз является тем предметом, на котором можно и нужно говорить о сохранении здоровья.
Что же такое здоровье сберегающие технологии?
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:
1. «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
4. Субъект–субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
6. Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
7. Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
8. Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
9. Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровье сберегающие технологии.
Отличительными особенностями здоровье сберегающих образовательных технологий являются:
отсутствие назидательности и авторитарности
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
воспитание, а не изучение культуры здоровья.
Виды здоровье сберегающих технологий.
Все здоровье сберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
– технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
– технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
– разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами..
Методы здоровье сберегающих технологий.
В качестве здоровьесберегательных технологий применяются различные методы (фронтальный; групповой; практический, познавательная игра; игровой метод; соревновательный; активные методы обучения; и т.п.), приёмы (защитно-профилактические, стимулирующие, информационно–обучающие).
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления и создает ситуацию успеха.
В качестве творческих заданий на уроке провожу
разны
е
форм
ы
уроков (
викторины,
игра);
использую интерактивные задания и модели
;
занимательных упражнений;
фантазирования;
загад
ки
, ребусы,
ассоциации
по
различным темам.
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к урокам.
Так в 8 классе, упражнения вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении тем «Простые и сложные вещества», «Химические элементы и простые вещества», «Сложные вещества и смеси» и т.д. при названии элемента или простого вещества можно вставать или поднимать руки, подниматься на носки. Так же используется уже знакомая всем игра “атомы, молекулы”- когда нужно объединяться в группы по парам. Подвижным элементом урока является задание на построение генетических цепочек или собирание пазлов.
Далеко не всем учащимся легко дается химия, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. В последнее время, учащиеся не любят выходить к доске, здесь можно использовать прием “рулетка” или «случайный выбор”, при изучении сложных тем использую прием “отложенная проверка”, тетради делю на две стопки-в одной те, кто уверен и просит выставить оценку в тетрадь, вторая стопка для тех, кому выставляется только хорошая оценка.
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Для этого полезно развивать зрительную память- игра “мемори”, использовать эксперимент, при его недоступности – виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет практическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. Данный прием по моим наблюдениям особенно хорошо реализуется при решении творческих домашних заданий. Именно при их реализации достигается наибольший эффект от изучения материала.
Творческими заданиями, по которым мы работали со школьниками были:
-создание презентации; ЛЭП- буков, стендов и коллекций.
Так при изучении темы «Жиры» рассматриваем не только их строение и химические свойства, но и в качестве домашнего задания действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы, или то, как избавиться от жирных пятен, или что такое холестерин.
При изучении темы «Белки» рассматриваем вопрос почему волосы держат химическую завивку. При изучении темы “Вода” рассматриваем важность употребления именно чистой воды.
В 8 классе при изучении темы «Соли» был изготовлен леп-бук о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляемостью, потерей аппетита, возникновением неутомимой нужды.
Изготовление плакатов и памяток по теме «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия». Основная цель работы показать влияние алкогольных напитков на системы органов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохранение собственного здоровья.
При этом выполняя творческие задания ребята не только формируют правильную мировоззренческую базу в отношении здоровья, но и развивают так востребованные сейчас навыки “4к” компетенций - критическое мышление, креативность, кооперация и коммуникация.
К тому же творческие проекты учащихся зачастую становятся их исследовательскими проектами.
Подытоживая вышесказанное могу отметить, что моя многолетняя практика показала, что, когда ребенок сам находит информацию, перерабатывает её и представляет другим – она более прочно заседает у него в голове. А выбор правильной темы способствует развитию здоровье сберегающего мышления.
Литературные источники
1. Информационно–публицистический бюллетень «Просвещение», №8 (15), декабрь, 2007.
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: «ВАКО», 2004, 296 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: «ВАКО», 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
5. http://www.shkolnymir.info/. О.А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.