Творческие занятия как средство развития моторики и координации у детей с ОВЗ | Долгаева Елена Васильевна. Работа №350483
Аннотация. Статья посвящена значению творческих занятий в развитии моторики и координации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются методы и практические упражнения, направленные на стимулирование двигательных и координационных навыков, а также социального взаимодействия у детей дошкольного возраста. Представлены примеры, которые помогут воспитателям организовать творческую деятельность, способствующую эффективному развитию моторных навыков и укреплению уверенности детей с ОВЗ в своих возможностях.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, моторика, координация, творческая деятельность, дошкольное образование, двигательные навыки.
Творческие занятия как средство развития моторики
и координации у детей с ОВЗ
Долгаева Елена Васильевна, воспитатель
МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья» г. Магнитогорска
Аннотация. Статья посвящена значению творческих занятий в развитии моторики и координации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются методы и практические упражнения, направленные на стимулирование двигательных и координационных навыков, а также социального взаимодействия у детей дошкольного возраста. Представлены примеры, которые помогут воспитателям организовать творческую деятельность, способствующую эффективному развитию моторных навыков и укреплению уверенности детей с ОВЗ в своих возможностях.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, моторика, координация, творческая деятельность, дошкольное образование, двигательные навыки.
Творческие занятия занимают важное место в системе развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как через творчество детям легче выражать свои эмоции и развивать моторику и координацию. Воспитателям и педагогам необходимо учитывать особые потребности каждого ребенка и создавать условия, в которых можно достичь максимального прогресса. Именно через творческую деятельность, такую как рисование, лепка, аппликация и другие виды изобразительных и прикладных занятий, дети могут развивать мелкую и крупную моторику, улучшать координацию движений, а также укреплять эмоциональную связь с окружающими. Примеры и практические задания, которые предлагает воспитатель, играют важную роль в достижении этих целей.
Начнем с того, что развитие мелкой моторики, связанное с точными и мелкими движениями пальцев и рук, является важной частью работы с детьми с ОВЗ. Через упражнения на мелкую моторику дети не только развивают свои двигательные навыки, но и готовятся к освоению навыков письма, рисования и работы с мелкими предметами, что может стать важным этапом в их будущей школьной жизни. Одним из примеров может быть работа с пластилином или глиной. Лепка требует от ребенка с ОВЗ сосредоточенности и координации, так как для создания определенной формы он использует движения пальцев и ладоней. Можно предложить детям создать простые фигурки животных или геометрические формы, помогая и направляя их на каждом этапе. Лепка также стимулирует сенсорное восприятие, так как материал имеет разную текстуру, что обогащает тактильные ощущения ребенка и помогает ему чувствовать свое тело.
Другой важный метод — рисование пальчиками или кистями, которое также поддерживает развитие моторики и позволяет детям выразить себя. Рисование пальцами — это не только радостное занятие, но и эффективный способ для развития координации и мелких мышц. Дети могут рисовать цветные пятна или линии, используя различные цвета, и постепенно создавать простые изображения. Воспитатель может предлагать детям нарисовать солнце, деревья, животных и многое другое, помогая в освоении новых движений. Например, можно попросить ребенка нарисовать круг, что способствует развитию координации движений, учит его правильно распределять усилия и контролировать направление.
Важным элементом является также развитие крупной моторики и координации всего тела. Одним из вариантов таких занятий может быть участие детей в создании больших коллективных рисунков или панно, где им нужно вставать, перемещаться вокруг листа бумаги и взаимодействовать с другими. Например, воспитатель может предложить детям совместно нарисовать лес или парк, где каждый рисует свои детали. Это позволяет ребенку развивать способность координировать свои действия и учитывать движения других участников. Также полезным упражнением могут быть игры с мячом, когда дети перебрасывают мяч друг другу, выполняют броски или прокатывают мяч по полу. Такие игры помогают детям учиться удерживать равновесие, следить за движением предмета и развивать реакцию, что важно для развития координации.
Работа с аппликацией также является отличным методом для развития моторики. Вырезание фигурок и их наклеивание требует от детей внимательности и усилий. Воспитатель может предложить детям создать коллективные аппликации, например, выложить на бумаге цветочный сад или группу животных. Это занятие не только развивает мелкую моторику, но и учит ребенка кооперироваться с другими, развивает способность следовать инструкции и завершать начатую работу. Например, при вырезании цветов или листьев из цветной бумаги ребенок учится контролировать движения ножницами, а наклеивая элементы, развивает точность.
Кроме занятий с использованием классических материалов, полезно также включать игры и упражнения с природными материалами, которые можно найти на прогулке: шишки, листья, камушки и веточки. Работая с такими материалами, дети учатся контролировать свои движения, укрепляют мелкую моторику и узнают о разнообразии текстур и форм в природе. Примером может служить создание картины из осенних листьев или выкладывание узоров из камней, где каждый ребенок выполняет свою часть задачи и при этом развивает способность к взаимодействию и координации движений.
Для детей с ОВЗ особенно важно развивать способность выражать свои эмоции через творческие задания. Часто такие дети испытывают сложности в вербальном общении, поэтому через творчество воспитатель может помочь им передать свои чувства и переживания. Например, воспитатель может предложить детям нарисовать свое настроение или сделать фигурку из пластилина, которая отразит их внутренние ощущения. Это помогает детям не только развивать моторику, но и понимать и осознавать свои эмоции, что важно для психологического развития.
Работа над моторикой и координацией также требует систематического подхода. Занятия должны быть регулярными, чтобы дети могли постепенно совершенствовать свои навыки. Важно, чтобы воспитатель давал детям время для выполнения задания в их собственном темпе и поощрял их успехи. Создание позитивной атмосферы и обеспечение психологической поддержки позволяет детям с ОВЗ чувствовать себя уверенно, что мотивирует их к более активному участию в творческом процессе.
Таким образом, творческие занятия являются универсальным и эффективным средством для развития моторики и координации у детей с ОВЗ. Рисование, лепка, аппликация, игры с природными материалами и упражнения с мячом — всё это позволяет детям постепенно осваивать новые движения и совершенствовать их, помогает им выражать себя и развивать коммуникативные навыки. Воспитатель, используя данные методики и подходы, создает среду, где каждый ребёнок, независимо от особенностей, чувствует поддержку и возможность развиваться, что способствует его успешной социальной адаптации и укреплению уверенности в своих силах.
Список литературы
Васик
Н. В. Лепка из теста как способ развития мелкой моторики / Н. В.
Васик
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 184-186. — URL:
https://moluch.ru/archive/189/47928/
Степанова М. Г.
Р
азвитие мелкой моторики у учащихся с
ОВЗ
с помощью нетрадиционного рисования на уроках
ИЗО
(
из
опыта реализации программы внеурочной деятельности) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
2017.
№2-2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-melkoy-motoriki-u-uchaschihsya-s-ovz-s-pomoschyu-netraditsionnogo-risovaniya-na-urokah-izo-iz-opyta-realizatsii-programmy