Творческий проект по русскому языку «Русский язык без зубрёжки» | Кульчикова Надежда Андреевна. Работа №319685
Введение:
Всем известно то, что изучение русского языка – это трудная умственная работа, требующая большого запоминании и умения на практике применять правила языкознания.
Актуальность:
Именно по русскому языку каждому из нас предстоит неоднократно сдать Государственный экзамен. Знания грамматики русского языка, культура речи обязательны и всегда актуальны в современном обществе!
И я задумалась над таким вопросом: «А что нужно сделать, чтобы изучение трудного, монотонного материала по русскому языку стало интересным и захватывающим?» И выдвинула такую гипотезу!
Гипотеза: Можно ли изучать русский язык интересно и легко, без зубрёжки?
Я представляю небольшой проект из мира занимательной грамматики и хочу поделиться с вами своей интересной находкой в изучении трудного курса русского языка.
Я считаю, что работа над грамматическими правилами и определениями должна опираться на логическое мышление школьника, т.е. здесь требуется работа не только ума, но и воображения.
Соблюдая такой подход в изучении русского языка, я поняла то, что решение лингвистических задач, составление синквейнов, создание ассоциатиавных рисунков, решение кроссвордов и т. д., помогают не только лучше понять и быстро запомнить сложный материал грамматики, но и сделать его настоящим знанием, необходимым и интересным.
Творческий проект по русскому языку
Русский язык без зубрёжки
Выполнила
ученица 5 а класса
Каширина Анна
Руководитель
Кульчикова Н.А.
Маркс 2023г.
Оглавление
I Вступление: Введение 1-2
II Основная часть:
1. Языковая система и основные единицы русского языка (основной алгоритм и др.)
2. Изучение разделов русского языка с применением логических и игровых заданий:
- фонетика, звуки речи (занимательные лингвистические задачи и др.);
- морфемика, части слова (составление синквейна и др.);
- лексика, смысловое значение слов (загадки, шарады и др.);
- морфология, части речи ( лингвистические сказки, ассоциативные рисунки и др.)
- синтаксис, строение словосочетаний, предложений и текстов (даймонд, кластеры, кроссворды)
III Заключение:
Значение занимательной грамматики в изучении русского языка.
Введение:
Всем известно то, что изучение русского языка – это трудная умственная работа, требующая большого запоминании и умения на практике применять правила языкознания.
Актуальность:
Именно по русскому языку каждому из нас предстоит неоднократно сдать Государственный экзамен. Знания грамматики русского языка, культура речи обязательны и всегда актуальны в современном обществе!
И я задумалась над таким вопросом: А что нужно сделать, чтобы изучение трудного, монотонного материала по русскому языку стало интересным и захватывающим? И выдвинула такую гипотезу!
Гипотеза: Можно ли изучать русский язык интересно и легко, без зубрёжки?
Я представляю небольшой проект из мира занимательной грамматики и хочу поделиться с вами своей интересной находкой в изучении трудного курса русского языка.
Я считаю, что работа над грамматическими правилами и определениями должна опираться на логическое мышление школьника, т.е. здесь требуется работа не только ума, но и воображения.
Соблюдая такой подход в изучении русского языка, я поняла то, что решение лингвистических задач, составление синквейнов, создание ассоциатиавных рисунков, решение кроссвордов и т. д., помогают не только лучше понять и быстро запомнить сложный материал грамматики, но и сделать его настоящим знанием, необходимым и интересным.
Цели:
1. Изучить и систематизировать материал за весь курс 4-5 классов
2. Познакомиться с интересными заданиями занимательной лингвистики.
3. Учиться реализовывать логические и игровые задания на изучаемом материале по русскому языку.
Задачи:
Научиться работать со схемами, таблицами, кластером и т.д.
Развивать умение систематизировать изучаемый материал, выделяя главную и второстепенную информацию.
I. Процесс этот оказывается продуктивным, если он развёртывается не стихийно, а подчинён сознательному плану, закономерной языковой последовательности.
Один известный педагог Януш Корчак учил грамматике детей, рассказывая им сказки: Когда – то давно – давно все слова были свалены в кучу, где ничего нельзя было разобрать. Но пришла Грамматика и разложила все слова по ящикам.
Так, я выстроила для себя базовый алгоритм основных разделов и единиц русского языка:
ФОНЕТИКА МОРФЕМИКА ЛЕКСИКА
Звук части слова---- -слово -------с/с ------- предложение---текст
МОРФОЛОГИЯ СИНТАКСИС
II .1. Исходя из этого алгоритма, я начала свою работу с самой малой языковой единицы – это звуки речи. Чтобы лучше запомнить парные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, а также увидеть параллельное звучание гласных (в сильной и слабой позиции). Например, гласная Е даёт три звука: Э, И, ЙЭ. По этому принципу я стала составлять лингвистические загадки.
Б В Г Д Ж СОНОРНЫЕ носовые М – Н, СОНОРНЫЕ дрожащие Л – Р.
П Ф К Т Ш Всегда глухие согласные Х Ц Ч Щ разделила так: Х –Ц –самые глухие, Ч –Щ – глухие шипящие.
(Такой расклад помогает быстрее выучить значение и характеристику гласных и согласных звуков).
Посмотрите, какие интересные задачки получились:
ШЫР П И Р Ю ПЯБЮЖГЫ ЗЭЛЭМГЫЙ ГЁЗРЫГ
ЖИЛ БЫЛ У БАБУШ К И СЕРЕНЬКИЙ КОЗЛИК
Решение таких задач, с одной стороны помогают выучить материал по фонетике, а с другой стороны развивают нашу орфографическую грамотность.
2. Следующей единицей в алгоритме является МОРФЕМА – это части слова. Их немного в русском языке, но их роль очень важна в языкознании. Чтобы быстрее запомнить грамматические признаки морфем, я применила синквейн:
Синквейн – это творческое задание, состоящее из 5 строк:
- Морфема
- Важная, изменяемая
- Связывает, изменяет, указывает
- Она может быть нулевой
- Формообразование
О какой части слова будет идёт речь? (Окончание).
3. На мой взгляд, самый большой раздел русского языка Морфология.
Чтобы чётко распределить части речи, я использовала кластер:
Чтобы упорядочить грамматические признаки частей речи, я применяю метод полстроения РЫБЫ:
Даймонд
Синтаксис
Следующий раздел, который я хочу представить – это Синтаксис. К нему относятся большие единицы языка – словосочетания, предложение и текст.
Для того чтобы систематизировать огромный материал синтаксиса, я использую кластеры:
Синтаксис
И, конечно, самый сложный материал представляет собой текстология русского языка.
Грамматические виды связи предложений в тексте я представляю в ассоциативном рисунке:
Основные средства связи предложений в тексте также легко систематизировать в кластере:
Вот так работая, я пытаюсь интересно и творчески осмыслить грамматику русского языка. Несомненно, такая работа способствует развитию логики, помогает осознать запоминать сложный материал лингвистики, а также совершенствует умение применять их на практике.
Я хочу легко и свободно мыслить, овладевать нормами современного могучего и великого русского языка.
HYPER13PAGE HYPER15
7
Самостоятельные части речи
Именные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение
междометие
Наречие,
категория состояния
Глагольные: глагол, причастие, деепричастие
Постоянные
Непостоянные
Соб/нар
Одуш/
неод
Род
Склон
Разносклоняемые:
семя, бремя, темя, вымя, племя, пламя,
Разн
Падеж
Число
знамя, стремя, время, имя, путь
Тескст как языковая единица
Стиль
Тип текста
Смысловое значение
Грамматические признаки
текста
Цепная связь
Параллельная связь
Грамматические средства связи предложений в тексте
Местоименная связь
Наречия как средства связи
Замена частей речи