творческий проект "Родные люди" ☼
Автор: Пикатова Виктория Евгеньевна
Творческий проект "Родные люди"
Актуальность.
День пожилого человека – это прекрасная возможность еще раз сказать теплые слова благодарности и признательности нашему старшему поколению.
Отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно, ведь этот праздник – дополнительная возможность воспитать у детей любовь и уважения к старшему поколению. Так как в детском саду закладывается начало всему прекрасному, и, в том числе, любовь и уважение к старшему поколению. С детства человек впитывает от старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Мы никогда не забудем того, что сделано руками людей старшего поколения.
Проводя «День пожилого человека» в ДОУ поможет привить нашим воспитанникам такие важные личностные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, и, конечно же, поддерживаем творческую активность детей. Мы не должны забывать простую истину: старость придет к каждому из нас, и чтобы она была счастливой и беззаботной, нужно с раннего возраста прививать детям уважение к старшему поколению.
Цель проекта:
Формирование у детей основ уважительного отношения к людям преклонного возраста ( бабушки, дедушки, прабабушке, прадедушке)
Задачи:
-воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям(бабушкам, дедушкам и т.д)
-развитие коммуникативных навыков общения, связнной речи, умение анализировать, устанавливать родственные связи
-знакомство с историей возникновения праздника, углубление знаний о своей родословной, ориентировка в пространстве (справа, слево)
Ожидаемый результат: Предполагаем, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей:
Дети получат информацию о празднике «День пожилого человека»
Научаться проявлять заботу, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения
Этапы проекта:
Организационный этап:
Разработка проекта
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме
Основной этап –Совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями. (план работы см. ниже.)
Заключительный этап: Подведение итогов реализации проекта.
Список литературы:
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
Этапы деятельности проекта «Родные люди»
этапы | Содержание деятельности
| Ответственный | Сроки
|
I Организационный | -сбор информации о возникновении праздника - подборка методической и художественной литературы -постановка целей и задач - сотрудничество с родителями -разработка сценария праздника и конспектов занятий -атрибуты к сюжетно-ролевым играм |
Воспитатели
Музыкальный руководитель |
21.09- -2.10. 2015г. |
II Основной
| Цель: реализация совместного мероприятия детей и взрослых, направленных на укрепление связи между поколениями (бабушки и дедушки) 1.Проведение бесед и занятий (приложение №2) 2. Подготовка подарков для бабушек и дедушек (приложение №4) 3. Проведение праздника «Бабушек и дедушек поздравить мы спешим» (приложение №5) |
Воспитатели дети Воспитатели , дети
Музыкальный руководитель, воспитатели, дети; бабушки и дедушки |
21.09.-
-2.10.2015 |
III заключительный | Выставка рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка»
Изготовление подарков для бабушки и дедушки.
Развлечение «Бабушек и дедушек поздравить мы спешим!»
Фотовыставка «Мои бабушка и дедушка»
| Совместное творчество родители и дети
Воспитатели Дети
Работа с родителями | 21.09- 2.10. 2015 г. |
|
|
|
|
Результат проекта:
В воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Мы считаем, что основным условием воспитания дошкольников является установление тесной взаимосвязи со старшим поколением. Данный проект решил вопросы преемственности, передачу духовного богатства от старшего поколения к младшему в ходе организации и проведении совместных мероприятий. Формируются чувства сопереживания, дети стали добрее, возникли добрые чувства к людям преклонного возраста. Мероприятия проекта обеспечили более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками.
Дети- проявляют интерес к истории своей семьи, проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им. Понимают что бабушка и дедушка –это родители мамы и папы, прабабушка и прадедушка- это родители дедушек и бабушек.
Дальнейшее развитие проекта: - превратить работы по проекту в повседневную необходимость.
Итог проектной деятельности:
В заключении прошел праздник, посвященный Дню пожилого человека. Но назвать этих молодых и красивых людей пожилыми – язык не поворачивается, поэтому мы назвали его:
" Бабушек и Дедушек поздравить мы спешим!".
Все дети, с любовью и нежностью читали стихи, пели песни, танцевали. Бабушки весело играли со своими внучатами, отгадывали загадки, участвовали в соревнованиях.
Атмосфера доброты, любви и душевного тепла дарили ощущение семейного праздника
С почтением головы склоняем перед вами,
Мы вам стихи слагать еще могли бы,
За то, что вы живет рядом с нами,
От всей души вам говорим: «Спасибо!»
Срок реализации 21.09-2.10.2015г.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Тематическое занятие «Добро от холода согреет» (Приложение№1)
|
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»;(Приложение№3) Игры –драматизации по произведениям «Репка», «Красная шапочка», «Курочка ряба» |
Речевое развитие | Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Как я помогаю дома» Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фото) Беседы на тему:«Доброта», «Мой дедушка», «Бабушкины руки», «Как можно пожалеть» (Приложение №2) Пословицы и поговорки о семье Чтение стихотворений С. Капутикяна «Моя бабушка», Р. Газматова «Мой дедушка», М. Яснова «Бабушка в автобусе» «Бабушкины руки»- Л. Квитко «Бабушка забота»- Е. Благина «Наш дедушка» –Е. Благина «Семья» –Буракаева, «Руки моего дедушки»- Р.Байбулатов «Бабушка моя»- Ф.Мажитов «Рассказы для маленьких детей»-Л.Толстой Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иваннушка»
|
Экология | Что растёт в огороде у бабушки и дедушки |
Конструирование | Коробка для мелочей |
Художественно – эстетическое развитие
| 1. Рисование «Моя семья», 2.Портрет бабушки и дедушки 3.Лепка «Подарки для бабушки и дедушки» 4. Аппликация «Букет добрых дел» (Прил.№4 |
Музыка
| 1.Слушание «Расскажи мне сказку» Сл.Я. Гальперина, муз. Ю. Моисеева 2.Пение «Бабушки и дедушки самые родные» 3.Танец « На круглой планете» |
приложение №1
«Доброта от холода согреет»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми (образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы)
Педагогические задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к жизни и деятельности пожилых людей
2. Воспитывать у детей чувство уважения к пожилым людям
3. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека
4. Развивать речь, мышление
Предварительная работа:
• Подбор иллюстраций « пожилые люди» и «дети»
• Рассматривание картины Х. Такташева «Портрет матери»
• Чтение стихотворений С. Капутикяна «Моя бабушка», Р. Газматова «Мой дедушка», М. Яснова «Бабушка в автобусе»
Наглядный дидактический материал:
А) демонстрационный:
• Семейный альбом (фотографии бабушек и дедушек)
• Основа для коллективной работы «Букет добрых дел»
Б) раздаточный:
•цветы из цветной бумаги для «Букета добрых дел» по количеству детей
• краски, альбомные листы, кисточки, салфетки, стаканы с водой по количеству детей.
Ход образовательной деятельности:
На доске фотографии дедушек и бабушек
Дети рассматривают иллюстрации, фотографии отвечают на вопросы.
-Ребята, кого вы видите на доске? (детей, бабушек, дедушек)
-Как вы догадались, что это дети? Пожилые люди? (по лицу, по одежде, по росту)
-Когда они бывают счастливы?
-Что они не могут делать, и почему?
-Ребята, что же общего у детей и пожилых людей? (за ними нужно ухаживать, помогать)
-А чем они отличаются? (возрастом)
-Могут ли пожилые люди помолодеть? (выслушать высказывания каждого ребенка, как он об этом думает). А может быть, от вашего внимания, чуткости, общения с ними произойдет чудо?
-Ребята, а сейчас поудобнее, как дома, устраивайтесь на ковре (дети и воспитатель садятся на ковер по-турецки), и послушайте басню Л. Толстого «Старый дед и внучек»
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша? ». А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
-Ребята, вам понравилась басня? О чем она? (о дедушке, о Мише)
-Как вы думаете, правильно поступали сын с невесткой? (нет)
-Как нужно относиться к старикам? (заботиться, ухаживать)
-Кто вам понравился больше всего в басне? Почему? (дедушка, он добрый)
-Ребята, а какие добрые качества вы знаете? (доброта, мудрость, отзывчивость, справедливость, терпимость)
-Вот послушайте стихотворение о добре:
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник. Не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
-Зачем же людям нужно совершать добрые поступки? (чтобы помогать людям)
-Ребята, а вы знаете, что есть праздник «Международный день пожилых людей» или «День добра и уважения» и отмечается он 1 октября во всем мире? (да, нет)
-Как вы думаете, почему появился такой праздник? (чтобы люди помнили, что нужно заботиться о пожилых людях)
-Ребята, доброе дело-это как цветок, вот и у нас есть цветы, небывалой красоты. Возьмите каждый по цветочку, расскажите, пожалуйста, о добрых делах, которые вы делаете для бабушек и дедушек , давайте соберем «Букет добрых дел».
-Спасибо, ребята, за ваши рассказы и добрые дела. Посмотрите, какой красивый букет у нас получился. Недаром, наши бабушки и дедушки говорят: «Изба красна углами, а человек делами» Человек всегда должен делать добро, тогда он будет красив, как наш букет.
- Мы должны любить и сочувствовать, уважать, советовать, проявлять все самые светлые стороны нашей души, чтобы проявить себя и сделать что-то хорошее для людей. Это нужно делать обязательно, чтобы наши дедушки и бабушки не чувствовали себя одинокими.
-А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Ласковые слова для бабушек и дедушек» (все встают в круг, мяч передается по кругу с ласковыми словами) .
-Молодцы, как много ласковых слов вы знаете.
-А сейчас я предлагаю вам нарисовать подарок для своих бабушек и дедушек «Букет счастья», и пусть каждый цветочек символизирует доброе дело, чем больше цветов в букете, тем больше добра на земле.
Приложение № 2
Беседы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта
«Родные люди»
Беседа на тему: «Доброта»
Программное содержание беседы:
-Расширить представления детей об одном из основных духовно-нравственных понятиях - доброте и формах её проявления по отношению к родным, близким, окружающим людям, к природе.
-Развивать в детях умение отличать добрый поступок от злого и способность делать самостоятельный нравственный выбор в пользу добра.
Ход беседы:
Беседа проходит в форме активного диалога с использованием наглядного материала .
На иллюстрации: зима, старушка оступилась на скользкой дорожке, девочка.
Вопросы к картинке:
«Доброе дело делай смело»
- Что случилось со старушкой? Какое у неё выражение лица? Как она себя чувствует? Чем можно помочь старушке девочка?
- Могут ли пожилые люди помолодеть?
-Какие добрые дела вы можете сделать для:
-своей бабушки, дедушки;
-пожилых соседей;
-мамы и папы.
«Как сделать так, чтобы добра на планете Земля становилось больше? »
- самому совершать добрые поступки (примеры детей)
- вырасти хорошим, добрым человеком (что это значит)
-каждый день совершать пусть маленькие, но добрые дела (дети приводят примеры из личного жизненного опыта).
Беседа на тему: «Мой дедушка»
Программное содержание беседы:
-Воспитывать чувство любви, заботы и уважения по отношению к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам, прабабушкам и прадедушкам) .
-Вызвать желание больше узнавать о дедушке.
Ход беседы:
Беседа проходит в форме активного диалога.
Вопросы:
1. Какую обувь носит дедушка»
2. Носит ли дедушка очки?
3. Есть ли у дедушки борода?
4. Какой дед по характеру?
5. Чем отличается лицо молодого человека от старого?
6. Изменяется ли цвет волос с возрастом?
7. Одинаковая походка пожилого и молодого человека?
Беседа на тему: «Бабушкины руки»
Программное содержание беседы:
-Воспитывать чувство любви, заботы и уважения по отношению к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам, прабабушкам и прадедушкам) .
-Вызвать желание больше узнавать о бабушке.
Ход беседы:
Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки» и беседа о прочитанном.
1. Подходит ли пословица «Бабушкины руки не знают скуки» к стихотворению о бабушкиных руках?
2. Какие же дела творят бабушкины руки?
3. А что могут руки ваших бабушек?
4. Чему вас научила бабушка?
5. А как можно ласково назвать вашу бабушку?
Беседа на тему: «Как можно пожалеть»
Программное содержание беседы:
-Воспитывать чувство любви, заботы и уважения по отношению к старшим членам семьи (бабушкам и дедушкам) .
-Дать понятие о том, что такое сострадание.
- Продолжать знакомить детей с понятием – близкие родственники.
Ход беседы:
1. Когда взрослому или ребёнку плохо, так хочется, что бы вас пожалели. Как вас жалеет дедушка?
2. Что можно сказать человеку, что бы он успокоился?
3. Что можно сделать?
4. Как будет себя вести, если у бабушки болит голова, если сестрёнка или братик ушиблись? Если заболела кошка или собака?
5. Из-за чего человеку бывает плохо? Во всех ли случаях вы будете жалеть одинаково?
6. Дети, если вы даже очень спешите, вам весело, то обязательно пожалейте того, кому плохо, больно. Поступайте так, как хотелось бы вам, чтобы поступили с вами.
7. Делайте людям добро и оно вернётся к вам. Пусть добрый человек поймёт по взгляду, и в трудную минуту будет рядом.