Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Творческий рассказ как средство развития связной речи у детей 5-7 лет | Молостова Елена Александровна Петрова Вера Геннадьевна учителя-логопеды. Работа №336081

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. В это время дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, выразительном чтении стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства. 

Творческий рассказ как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. В это время дети проявляют большую творческую активность в художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, выразительном чтении стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов — новообразований).

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе

В формировании детского художественного творчества мы выделяла три этапа.

Первый этап. Обсуждалки.

Происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап. Сочинялки.

Процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

Третий этап. Оформлялки.

Появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов. Так, наблюдая зимний пейзаж, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояний снега: белый, как вата; чуть голубоватый под деревом; искрится, переливается, сверкает, блестит; пушистый, падает хлопьями. Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег — белый, пушистый — и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями»).

Творческий рассказ — продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий — умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал».

Результатом работы стали вот такие замечательные сказки:

«Ласточки» Автор - Молоканова Кристина, 6 лет.

Весной ласточки вернулась домой. Они были очень рады, они сразу полетели поздороваться с другими птичками. Ласточки весело летали и играли. Но вдруг они увидели рыжего кота, который хотел подобраться к их гнёздам. Сначала они испугались, а потом решили, что их много, а кот один. Ласточки все сразу налетели на кота, он, испугался и убежал. Больше рыжего кота ласточки никогда не видели.

«Как панамка спасла птенчиков от дождя» . Автор - Бодина Таисия, 6 лет.

Панамка с хозяйкой пошли гулять в парк. Вдруг поднялся сильный ветер, пошёл дождь. Панамку унесло на гнездо птички, там сидели птенчики, а мамы не было в гнезде. Панамка упала на птенчиков, она укрыла гнездо от дождя и спасла птенчиков. Мама птица поблагодарила панамку и отнесла её хозяйке.

«Всё возможно!»

Авторы - Самгина Дарина, 6 лет, Самгин Денис, 6 лет, Фомин Владимир, 6 лет.

Это стиральная машина. Вы думаете, что она простая, нет она умеет всё что угодно. Умеет стирать, убирать игрушки, протирать пыль, мыть окна, моет всё что захотите, только нужно попросить. Однажды стиральная машина сломалась. Приходили разные мастера, но не смогли её починить. И вот как то, раз в гости зашёл друг пылесос.

-Что у тебя случилось - спросил пылесос?

-Не знаю, не могу пошевелиться - ответила стиральная машина.

Тогда пылесос обследовал машину и сказал:

-У тебя скопилось очень много пыли, сейчас я тебя почищу, за одну минуту, и ты заработаешь.

Пылесос почистил машинку.

Она сказала: «Ты мой спаситель, ты мой герой, спасибо тебе, дорогой друг». И машинка стала работать как прежде. Пылесос заходил в гости и чистил машинку. А потом они сидели и смотрели мультфильмы про фиксиков.

Коллекция с творческими сказками и рассказами пополнилась, и мы решили создать большую книгу под названием «Домик в котором живут сказки».

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой познавательной активности и самостоятельности.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×