Творчество и показатели развития творческих способностей учащихся | Топалова Ольга Васильевна. Работа №235514
Автор: Топалова Ольга Васильевна
Одним из первых практиков, изучающих креативность, был американский учитель и психолог Е.П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требует от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
города Ростова-на-Дону «Центр детского технического творчества»
Методическая разработка
«Творчество и показатели развития творческих способностей учащихся»
Автор: Топалова Ольга Васильевна,
методист МБУ ДО ЦДТТ
Ростов-на-Дону
2020
Одним из первых практиков, изучающих креативность, был американский учитель и психолог Е.П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требует от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.
Е.П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей и скрытой одаренности детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.
Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.
Творчество (креативность).
Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.
Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.
В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творчества, но там содержится довольно много описаний основных параметров ее характеризующих.
При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е.П. Торранс) учитывают обычно четыре критерия.
Продуктивность или беглость-это способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако, чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных. Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому неизвестны.
Гибкость-способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.
Оригинальность-один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых.
Другой показатель творческости обозначается термином «разработанность». Творцы могут быть условно поделены на две большие групп: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие-детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.
На базе МБУ ДО ЦДТТ проводится исследование уровня креативности обучающихся с помощью краткого теста творческого мышления по П. Торранса.
Анализ результатов показывает, что беглость и гибкость у всех детей соответствует возрастной норме. Показатели по критериям «оригинальность» и «разработанность» распределились следующим образом:
Оригинальность идей у 60% детей соответствует возрастной норме; 34% детей имеют очень высокий уровень оригинальности мышления и только 6% свойственен низкий показатель.
Разработанность-способность к изобретательской и конструкторской деятельности-у 66% детей хорошо развиты (N), 31% испытуемых имеют высокий показатель продуктивности, у 3% обучающихся показатели ниже возрастной нормы. Учитывая тех детей, креативность которых имеет средний уровень развития, необходимо рекомендовать педагогам проведение системы мероприятий по созданию специальных условий, направленных на развитие творческого мышления обучающихся. Педагогам необходимо обратить особое внимание на обучающихся, с особо выдающимся творческим потенциалом. Так же не стоит забывать, что одним из основных слагаемых успеха является мотивация. Мотив (побудительная причина)- психологическое явление, становящееся побуждением к деятельности. При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, иначе говоря, ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».
Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т.п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е.П. Торранс и др.).
Доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.
С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.
Так отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а, следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.