Творчество как способ положительной мотивации учения. | Мой кабинет. Работа №342128
Буклет: Творчество как способ положительной мотивации учения. Памятка - подсказка про урок.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель».
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М
Урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:
уроки
изучения нового
учебного материала (1-й тип);
уроки
совершенствования знаний, умений и навыков
(сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока);
уроки
обобщения и систематизации
(3-й тип),
комбинированные
уроки (4-й тип);
уроки
контроля и коррекции
знаний, умений и навыков (5-й тип).
Небезынтересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» по результатам американских исследований:
Лекция-монолог
5%
Чтение (самостоятельное)
10%
Аудио-видеообучение
20%
Показ (демонстрация)
30%
Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)
50%
Практика в процессе деятельности
75%
Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)
90%
Ориентация современной школы предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания.
Выделяют несколько десятков типов нестандартных уроков.
Наиболее распространенные типы (по форме проведения) нестандартных уроков.
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
8. Интегрированные уроки.
9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Нетрадиционные формы урока:
ролевые игры;
урок-путешествие;
урок-спектакль;
круглый стол или конференция;
исполнение сказочного сюжета;
урок-состязание;
смотр знаний;
пресс-конференция;
урок фантазирования;
урок взаимообучения;
урок-игра;
урок открытых мыслей;
деловая игра;
урок-восхождение;
урок-зачет;
урок-соревнование;
урок взаимообучения;
урок-диалог;
урок-КВН;
мозговая атака;
урок-викторина;
урок-брифинг;
игра «Следствие ведут знатоки»;
актуальное интервью;
аукцион знаний;
имитационно-ролевое моделирование;
урок-диспут;
моделирование мышления учащихся;
урок-турнир;
ролевая деловая игра;
урок-эврика;
урок-лекция:
игра «Волшебный конверт»;
межпредметный интегрированный урок;
урок-конкурс;
лекция вдвоем;
урок творчества;
математический хоккей;
лекция-провокация;
лекция-диалог
лекция-конференция;
Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока.
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируются на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключить из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагать обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Уметь управлять своими эмоциями и учить этому детей.
- Если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или с учителем, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с точки зрения учителя, то у ребенка он не оставил следа.