Тьюторское сопровождение и его принципы. | Пустовалова Лилия Александровна. Работа №352646
Тьюторское сопровождение и его принципы
Тьюторское сопровождение – подход в педагогической практике, заключающийся в индивидуальных занятиях, направленных на формирование образовательных интересов у учащегося. Позволяет составить программу с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Цели привлечения тьютора
Методика применяется во всем мире. Поэтому на сегодняшний день уже сложилось понимание, для чего нужен тьютор, когда он назначается и какие задачи выполняет. Так, основной задачей специалиста является персональное сопровождение ребенка во время обучения в школе для формирования комфортных, а главное эффективных условий, позволяющих раскрыть внутренний потенциал. Он же помогает ребенку адаптироваться в социуме, что исключает различные нарушения в психике.
Тьюторское сопровождение и его принципы.
Тьюторское сопровождение – подход в педагогической практике, заключающийся в индивидуальных занятиях, направленных на формирование образовательных интересов у учащегося. Позволяет составить программу с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Цели привлечения тьютора
Методика применяется во всем мире. Поэтому на сегодняшний день уже сложилось понимание, для чего нужен тьютор, когда он назначается и какие задачи выполняет. Так, основной задачей специалиста является персональное сопровождение ребенка во время обучения в школе для формирования комфортных, а главное эффективных условий, позволяющих раскрыть внутренний потенциал. Он же помогает ребенку адаптироваться в социуме, что исключает различные нарушения в психике.
Основными целями тьюторского сопровождения являются следующие пункты:
донесение до ребенка информации о том, что образование в школе имеет определенное значение и ценности для учащегося, что позволяет сформировать субъективную позицию у пациента;
помощь ребенку при составлении плана с учетом индивидуальных особенностей;
оказание помощи на этапе оценки эффективности составленной программы и результатов ее применения;
помощь ребенку в стремлении развить определенные механизмы для получения новых знаний;
стимуляция ребенка на формирование понятий о себе как о субъекте.
После определения основных целей переходят в постановке задач. Так, главными будут являться:
определение интересов у ребенка, развитие образовательных мотивов;
поиск интересных для конкретного ребенка ресурсов, современных образовательных программ, которые потребуются для составления индивидуальной программы для учащегося;
проработка образовательного заказа, который направляет семья ребенка;
стимулирование формирования рефлексии у ребенка.
Цели привлечения тьютора исходят из конкретных образовательных функций специалиста. Так, тьюторское сопровождение включает следующие функции:
Организаторская функция. Заключается в распределении деятельности учащегося в школе, выбор образовательных ресурсов для составления индивидуального процесса обучающегося, формирование эффективных условий, в которых ребенок сможет успешно развиваться.
Воспитывающая функция. Подразумевает направление ребенка, чтобы он осваивал новые знания, умения, получал навыки. Это позволит быстрее овладеть учебной программой, сформировать необходимые стороны ответственности, научить самоконтролю и самостоятельности.
Развивающая функция. Заключается в наблюдении за ребенком с целью выявления определенных интересов для последующей их стимуляции и развития.
Инструменты и этапы
Для того, чтобы понять, нужно ли для ребенка привлекать тьютора, важно определить, в каком порядке строятся отношения между специалистом и участником, а также чем он занимается в ходе работы. Для достижения результата потребуется несколько встреч со специалистом. В каждом случае будут свои способы взаимодействия:
Беседа. В ходе разговора специалист разговаривает с ребенком с соблюдением конкретных правил. Благодаря
коучинговым
технологиям, активному слушанию выстраивается определенный диалог. Только добившись того, чтобы ребенок раскрылся, можно переходить к следующему этапу сопровождения. Беседа обогащает участников. В случае
,
если работа проводится с неконтактным ребенком, могут использоваться другие формы общения – рисунки, тексты.
Вопросы. Только после того, как выставлен доверительный контакт между участниками, можно переходить к постановке вопросов.
Тьютор
особым образом формулирует вопросы ребенку. В том случае, если учащийся не идет на контакт и не отвечает, следует выбрать другой инструмент.
Личностная карта ресурсов. Представляет собой наглядное отображение всех возможных путей достижения поставленных целей. На карте наносятся доступные ресурсы. Как правило, при
тьюторском
сопровождении карта заполняется при каждом посещении специалиста.
Пробы. Представляют собой новые методы работы, при условии, что они обеспечивают полную безопасность участника. Иными словами, ребенок должен понимать, что он может попробовать что-то новое в образовании, а в случае отсутствия интереса отказаться от этого. И за это он не будет наказан – не поставят «двойку», не выгонят из класса.
Принципы тьюторского сопровождения
При работе с ребенком учитываются все возможные нюансы, его уровень развития, наличие нарушений, цели, задачи. Только тогда можно подобрать эффективные методы проработки навыков у конкретного учащегося. В своей работе тьютор может использовать следующие принципы.
Принцип индивидуализации
Заключается в оказании поддержки и помощи ребенку при создании и прохождении собственного пути к определенным знаниям. Именно к тем, которые будут важны только для него.
Принцип открытости
Подразумевает организацию помощи ребенку в рамках запроса родителей либо его представителей. Суть в том, что по тьюторскому сопровождению важна полная прозрачность. Важно создать условия, в которых у ребенка будет свобода выбора в образовательном процессе, но без потери качества.
Принцип вариативности
Заключается в том, что учащийся в школе должен сам определять цели, задачи, методы достижения и формы проведения образовательного процесса. Возможность выбора расширяет способности ребенка и увеличивает шансы на их реализацию.
Принцип добровольности
Как уже было сказано, занятия должны быть построены на полном доверии и раскрепощении ребенка. Только при соблюдении этого принципа можно переходить к более сложным технологиями формирования навыков и развития. Кроме того, доверие должно быть и со стороны родителей.
Принцип целенаправленности
Подразумевает создание условий, в которых ребенок будет развиваться не только в конкретном направлении, но и в общем развитии.
Принцип активности
Заключается в создании обстановки, когда ребенок сможет самостоятельно ставить перед собой определенные цели и находить путь к их достижению. Он должен воспринимать себя как потенциал, распознавать и раскрывать свои ресурсы. Кроме того, в ходе тьюторского сопровождения специалист должен помочь обучающемуся найти методы контроля результатов и их оценки.
Существуют и другие принципы, используемые в ходе занятий по данной технологии. Но главными всегда должны оставаться гуманизм и духовная направленность на правильное отношение к человеческим ценностям.
Когда необходим тьютор.
Потребность в тьюторском сопровождении возникает в семьях, где главенствующая роль отводится качеству образования независимо от его форм проведения. Таким образом, воспользоваться перечисленными методами можно в следующих случаях:
щепетильное отношение к образованию;
планирование семейного образования;
отсутствие интереса у ребенка к любому учебному процессу;
необходимость формирования запроса родителей;
потребность в поиске новых образовательных ресурсов.
Таким образом, методика будет эффективна как при работе с одаренными детьми, так и с учащимися с определенными сложностями. Она является дополнением к основной программе в школах и может использоваться в разных формах.
Методики и техники сопровождения
Традиционно, тьютор принимается как наставник. Именно он обязан оказывать профессиональную помощь в процессе самообразования учащегося. То есть он должен не просто сформировать определенные условия, но и грамотно выбрать подходящие техники, формы преподнесения и так далее. Именно тьютор составляет индивидуальную программу для конкретного ребенка, учитывая не только его особенности развития, но и выдвигая на передний план его интересы и запросы родителей.
Проблема в том, что современный ребенок абсолютно не мотивирован. К занятиям в школе ученики относятся как к обязательной программе, часто неинтересной и скучной. В результате педагог просто дает информацию, которая у него стоит в плане, а степень ее усвоения уже зависит от заинтересованности ребенка. В идеале же педагог должен заинтересовать каждого, стимулировать на участие в образовательном процессе. Именно за счет применения тьюторского сопровождения можно добиться этой мотивации и раскрыть интересы и стремления каждого ребенка, взятого в отдельности.
На практике тьюторы используют различные методы сопровождения:
Индивидуальные беседы. Представляют собой стандартные консультации, когда разговор ведется исключительно между
тьютором
и участником. Обсуждаются главные вопросы в образовании, нюансы воспитания, особенности личностного развития.
Групповые консультации. Также применяются
тьюторами
. Планируются для отдельных групп учащихся. Как правило, это ученики, у которых практикуется индивидуальная форма обучения. В этом случае педагог-
тьютор
ставит перед собой одну конкретную задачу – мотивация, рефлексия, коммуникация и так далее. Именно за счет доброжелательной обстановки в группе и правильной направленности, заданной специалистом, удается стимулировать саморазвитие участников и добиться их взаимопонимания как между собой, так и с
тьютором
.
Тьюторский
семинар. В этом случае обучение должно быть направлено на развитие мыслительных способностей и рефлексов у участников. В большинстве случаев в ходе занятий применяются интерактивные методы, эффективные в образовании.
Тренинги
.
о
собенно популярная форма сопровождения. Позволяет развить определенные навыки у участников занятий. Как правило, применяются игровые формы обучения – ролевые игры, сюжетные, деловые и так далее. Форма определяется исходя из задач и целей. Поэтому составлять программу должен человек с определенным опытом и профессиональными умениями.
Виды сопровождения
Исходя из отдельных параметров можно выделить следующую классификацию тьюторского сопровождения:
по трудовой функции – образовательная среда, индивидуальное образование;
по категориям участников – общая программа, для одаренных детей или для учащихся с ограничениями;
по форме обучения –
очная
, очно-заочная либо полностью заочная;
по отношению к основной учебе в школе –
урочная
, внеурочная, их сочетание;
по виду деятельности – учебная деятельность, исследовательская, проектная, творческая, их сочетание;
по направленности – может быть интегрирована в предмет, представлена в виде самостоятельной работы, в форме аттестации или образовательных событий;
по масштабу –
индивидуальный проект
, маршрут или план;
по уровню – начальная школа, средняя, переходная либо конкретный год обучения в школе.
За счет тьюторского сопровождения можно не только скорректировать интересы ребенка, но и развить конкретные навыки или раскрыть таланты. Это эффективный способ улучшить обучаемость ребенка, в том числе и при наличии определенных проблем.