Название статьи:
У рок литературного чтения в 3 классе | Вдовина Елена Валентиновна. Работа №253911
Дата публикации:
14.10.2020
Автор:
Вдовина Елена Валентиновна
Описание:
Автор: Вдовина Елена Валентиновна
Урок по литературному чтению в 3 классе. В.Ю. Драгунский. «Он живой и светится».
Урок литературного чтения в 3 классе
В.Ю. Драгунский. Он живой и светится. Вдовина Е.В.
Цели:
Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского, познакомиться с его рассказом Он живой и светится; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного выразительного чтения.
Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.
Организационный момент.
- Сегодня на уроке много гостей,а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало в течение всего урока. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.
Проверка домашнего задания.
Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").
– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)
-О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)
-Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)
– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).
- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).
К сегодняшнему уроку вы готовили пересказ Однажды в лесу от лица капалухи.
- Какие у вас есть дополнения или замечания?
4. Актуализация опорных знаний.
-Разгадайте ребус: найди неповторяющиеся буквы, сложи из них фамилию. И узнаете имя автора, с произведением которого мы познакомимся на сегодняшнем уроке. (Драгунский)
Д
Б
Р
А
В
Г
Е
У
Н
С
К
Ж
Е
И
В
Й
Ж
З
Б
З
(Виктор Юзефович Драгунский)
Работа в группах:
Биография Драгунского
Самостоятельное чтение биографии
Приём Инсерт
V-уже знал
+ -узнал новое
?- хочу узнать
Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления.
В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием Синяя птичка.
-Что нового вы узнали о В.Драгунском?
(Презентация)
Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
Речевая разминка
- Прочитайте загадку шёпотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте загадку скороговоркой
- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки
- Что вы знаете о светлячках?
Сообщение о светлячках
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Работа над новым произведением
1. Прочитайте название рассказа
- Работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
- познакомиться с творчеством автора и его произведениями.
- определить главную мысль рассказа
- учиться давать характеристику героям
7. Словарная работа в группах (по 6 человека).
№ 1
-Найдите в словаре объяснение слова бублик.
- Запишите, что означает слово моментально.
- Найдите в словаре объяснение слова брынза.
№ 2
- Найдите в словаре объяснение слова Гватемала.
- Найдите в словаре объяснение слова Барбадос.
- Запишите, что означает слово пристально.
8. Чтение рассказа
Приём Чтение с остановками
-Откройте учебник на с.102
1.Чтение учителем 1 части до слов …на песке и скучать
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.)
- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?
(Грусть, жалость, сочувствие)
-А как вы думаете, что произойдёт дальше?
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?
(Ожидание мамы")
2.Чтение цепочкой 2 части до слов …ты открой её - сказал Мишка , тогда увидишь.
О чем идет речь?
(О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили?
(Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным?
(Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы.)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски?
(Дорожит подарками – не отдавал подарок папы. Терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал.
(Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?
(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь. Настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду. Невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Нечестным:
предлагал за новую игрушку лопнувший круг.)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? (Знай мою доброту.)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? (… тогда увидишь)
Прочитают диалог мальчиков……………
- Как можно озаглавить эту часть? ("Новая игрушка Дениски")
-Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
3.Чтение учеником 3 части до слов и я забыл про всех на свете…
О чём говорится в третьей части рассказа?
(Описание светлячка и реакция Дениски на него.)
- Где она заканчивается? (И я забыл про всех на белом свете)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка?
(Сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему?
(Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала.)
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
(Сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех.)
- Каким мы видим здесь Дениску?
(Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение.)
- Как озаглавите эту часть?
("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")
-Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)
-Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?
-Как вы думаете, чем закончится рассказ?
-Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.
4.Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа?
(Мама и Дениска)
- Прочитают диалог мамы и сына ………………………..
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?
(Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
-Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?
-А какие эмоции испытала мама при виде светлячка?
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть.
("Лучше любого самосвала на свете")
Физминутка
10. Продолжение работы с текстом
- Ребята, что делает этот рассказ более интересным? (диалоги)
Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).
- Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.
11. Рефлексия. Подведение итогов.
- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос (Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?)
- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только возможна, но и может быть полезной.
-Так давайте же, ребята, будем беречь наш мир, относиться с уважением ко всему живому и друг другу.
-Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих, умеющих рассуждать.
12. Домашнее задание.
- Дома вы еще раз прочитайте рассказ Он живой и светится и подготовьте его пересказ от имени Дениски.
Скачать работу
В.Ю. Драгунский. Он живой и светится. Вдовина Е.В.
Цели:
Продолжить знакомство с творчеством В. Драгунского, познакомиться с его рассказом Он живой и светится; учить выделять идею произведения; закреплять умения отвечать на вопросы по тексту; продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
Развивать речь, мышление, память, внимание, умение анализировать поступки героев, расширять и обогащать словарный запас учащихся, развивать навык осознанного выразительного чтения.
Воспитывать чувство товарищества, воспитание самостоятельности, честности, порядочности.
Организационный момент.
- Сегодня на уроке много гостей,а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало в течение всего урока. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи и тихо сядьте за парты.
Проверка домашнего задания.
Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").
– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.)
-О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)
-Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)
– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).
- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).
К сегодняшнему уроку вы готовили пересказ Однажды в лесу от лица капалухи.
- Какие у вас есть дополнения или замечания?
4. Актуализация опорных знаний.
-Разгадайте ребус: найди неповторяющиеся буквы, сложи из них фамилию. И узнаете имя автора, с произведением которого мы познакомимся на сегодняшнем уроке. (Драгунский)
Д
Б
Р
А
В
Г
Е
У
Н
С
К
Ж
Е
И
В
Й
Ж
З
Б
З
(Виктор Юзефович Драгунский)
Работа в группах:
Биография Драгунского
Самостоятельное чтение биографии
Приём Инсерт
V-уже знал
+ -узнал новое
?- хочу узнать
Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления.
В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием Синяя птичка.
-Что нового вы узнали о В.Драгунском?
(Презентация)
Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
- Узнайте животное, о котором идёт речь в одном из рассказов Драгунского:
То погаснет, то зажжется
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовется?
Золотистый... (светлячок).
Речевая разминка
- Прочитайте загадку шёпотом.
- Прочитайте громко.
- Прочитайте загадку скороговоркой
- Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки
- Что вы знаете о светлячках?
Сообщение о светлячках
Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
Работа над новым произведением
1. Прочитайте название рассказа
- Работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
- познакомиться с творчеством автора и его произведениями.
- определить главную мысль рассказа
- учиться давать характеристику героям
7. Словарная работа в группах (по 6 человека).
№ 1
-Найдите в словаре объяснение слова бублик.
- Запишите, что означает слово моментально.
- Найдите в словаре объяснение слова брынза.
№ 2
- Найдите в словаре объяснение слова Гватемала.
- Найдите в словаре объяснение слова Барбадос.
- Запишите, что означает слово пристально.
8. Чтение рассказа
Приём Чтение с остановками
-Откройте учебник на с.102
1.Чтение учителем 1 части до слов …на песке и скучать
- Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала?
(Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит.)
- А какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть?
(Грусть, жалость, сочувствие)
-А как вы думаете, что произойдёт дальше?
- Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное?
(Ожидание мамы")
2.Чтение цепочкой 2 части до слов …ты открой её - сказал Мишка , тогда увидишь.
О чем идет речь?
(О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили?
(Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался)
- А почему? Дениска был жадным?
(Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы.)
- Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски?
(Дорожит подарками – не отдавал подарок папы. Терпеливый – долго ждал маму, глядя на ворота)
- Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал.
(Мишка надулся и отодвинулся от меня)
- Подумайте, какие качества характерны для Мишки?
(Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь. Настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду. Невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Нечестным:
предлагал за новую игрушку лопнувший круг.)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? (Знай мою доброту.)
- Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему?
Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?
- Какими словами заканчивается 2-я часть? (… тогда увидишь)
Прочитают диалог мальчиков……………
- Как можно озаглавить эту часть? ("Новая игрушка Дениски")
-Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
3.Чтение учеником 3 части до слов и я забыл про всех на свете…
О чём говорится в третьей части рассказа?
(Описание светлячка и реакция Дениски на него.)
- Где она заканчивается? (И я забыл про всех на белом свете)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка?
(Сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Как вы думаете, почему?
(Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала.)
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?
(Сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех.)
- Каким мы видим здесь Дениску?
(Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение.)
- Как озаглавите эту часть?
("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")
-Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)
-Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?
-Как вы думаете, чем закончится рассказ?
-Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.
4.Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.
– Кто является действующими лицами в последней части рассказа?
(Мама и Дениска)
- Прочитают диалог мамы и сына ………………………..
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка?
(Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
-Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?
-А какие эмоции испытала мама при виде светлячка?
- Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?
(Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; Свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
- Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть.
("Лучше любого самосвала на свете")
Физминутка
10. Продолжение работы с текстом
- Ребята, что делает этот рассказ более интересным? (диалоги)
Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).
- Прежде, чем мы начнём работать с диалогами, давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.
Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный.
11. Рефлексия. Подведение итогов.
- Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос (Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними?)
- А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
- Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить Мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным)
- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только возможна, но и может быть полезной.
-Так давайте же, ребята, будем беречь наш мир, относиться с уважением ко всему живому и друг другу.
-Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих, умеющих рассуждать.
12. Домашнее задание.
- Дома вы еще раз прочитайте рассказ Он живой и светится и подготовьте его пересказ от имени Дениски.