Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

учебная мотивация как аспект психологической подготовки детей к школе | Любовь Воложенина. Работа №319422

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Итогом завершения дошкольного образования у ребенка должно стать формирование совокупности личностных характеристик,, среди которых уверенность в своих силах, инициатиность, самостоятельность, любознательность, положительное отношение к себе и окружающим, способность к волевым усилиям, что в целом составляет основу готовности к обучению в школе. В данной статье мы разберем важность формирования мотивации к обучению у дошкольнков, виды мотиации и способы формирования мотивации для успешной подготовки детей к учебному процессу.

 

УЧЕНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

 

В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования итогом завершения дошкольного образования у ребенка должно стать формирование совокупности личностных характеристик, среди которых уверенность в своих силах, инициативность, самостоятельность, положительное отношение к себе и другим, способность к волевым усилиям, любознательность, что в целом составляет основу готовности к обучению в школе.

Цель образовательной деятельности дошкольной образовательной организации – всесторонне развить ребёнка, формировать предпосылки элементов учебной деятельности. Важнейшим компонентом готовности ребенка к школьному обучению является мотивационная готовность, поскольку именно она становится стержнем направленности на учебную деятельность и определяет устойчивость адаптации ребенка в школе как новой социальной системе.

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.

В теоретических работах Л.И. Божович, основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. 

Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями" (Л.И. Божович,).

Формирование мотивов, побуждающих к учению, — одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

         Учебно-познавательные мотивы формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально организованных мероприятий.

 Не закончившееся формирование внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

 - положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;

- формировании позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

Использовать загадки на школьную тему.

Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Для решения этих задач используют различные формы и методы работы:

- беседы о школе,

- чтение рассказов о школе,

- разучивание стихов школьной тематики,

- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,

- рисование школы,

- сюжетно-ролевая игра «Школа»,

- знакомство с букварем,

- прогулка к зданию школы,

- экскурсии в школу,

- экскурсия в класс,

- экскурсия в школьную библиотеку,

- досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театрализованного представления.

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребенку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности. 

побудительно – оценочный метод, который реализуется в практически – действенном варианте, сопровождаемым, доступным для ребенка словесным поощрением (хорошо, верно, молодец) и материальным (игрушки, фишки, флажки, звездочки, знак плюс, наклейки и др.)

информационные и стимулирующие методы развития и воспитания, опирающиеся на интеллектуальные и речевые возможности воспитанников (беседы, встречи, консультирование, поощрение, доверие привлечение средств искусства и литературы).

         Для повышения уровня мотивации и снижения тревожности на занятиях можно использовать: массаж, самовнушение, дыхательную технику.

Дети с большим удовольствием работают  в парах – это позволяет развивать самостоятельность, инициативность, ответственность, чувства товарищества, партнерства, готовность к взаимопомощи.

- Использование в работе волшебной, прекрасной, завораживающей сказки об успешных героях.

Работа у доски дает ребенку уверенность, смелость и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую самооценку.

Участие в конкурсах чтецов, в концертах, в спектаклях и других мероприятиях.

 Для повышения мотивации используется специальный инструментарий: сборники слайдов, диски, анимированные картинки, все это концентрирует внимание детей, облегчает усвоение и запоминание материала, делает занятия наглядным и интересным.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силам  одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.

Здесь уместны:

- совместное чтение художественной литературы, рассказы и стихи школьной тематики (А. Барто «В первый класс», М.Бородицкий «Первоклассник», М.Садовский «Первое сентября», В.Орлов «Что написано в тетрадке»),

- рассказы о своих любимых учителях.

- показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.

- совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.

- организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

- семейное чтение художественной литературы.

- организация книжного уголка для ребенка.

- обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.

- знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.

- участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

Никогда не запугивайте детей школой!

  Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Осуществляя подготовку к школе, воспитатели должны внести определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения детей с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения, главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе должна быть направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе могут использоваться различные формы и методы работы:

экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы, игра в школу;

необходимо подбирать рассказы и стихи о школе, причем так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в первом классе, моделирование школы будущего.

Мотивационная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

В связи с этим мотивационная готовность понимается, как наличие познавательной активности, желание занять новую позицию - позицию школьника. Говоря о мотивационной готовности, Л. И. Божович отмечает, что у ребенка к семилетнему возрасту появляется осознание своего социального "Я", стремление к новому положению в системе доступных ему общественных отношений и к новой общественно-значимой деятельности - к позиции ученика.

Л. И. Божович понимает мотивы учения как "то, ради чего учится ребенок…, то, что побуждает его учиться", при этом она выделяет две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы, связанные с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности;

2) учебные мотивы, определяемые непосредственным интересом к деятельности.

Познавательный мотив начинает формироваться довольно рано, в первые месяцы жизни, и является одним из основных в развитии мотивационной сферы ребенка. Развитие познавательного мотива зависит от ряда социальных факторов (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольных учреждениях) и биологических (нормальное развитие центральной нервной системы). Расширение и обогащение опыта ребенка в связи с посещением детского сада, развитие его интересов – один из основных способов развития познавательной активности ребенка. В дошкольном возрасте, прежде всего, значим опыт сенсорный, эмоциональный и практический. В связи с этим широко востребованы различные формы детских экспериментов, экскурсий и поездок.

Оценочный мотив учения основан на свойственной детям потребности в одобрении взрослого и социальном признании. Дошкольник достаточно точно реагирует на оценку его поведения и поступков значимым взрослым: отвержение, порицание, отказ от общения как наказание за проступок. Такие оценки вызывают стремление наладить отношения со взрослым, заслужить его расположение и вызывают эмоциональный дискомфорт. Но, безусловно, самым эффективным стимулом активности ребенка являются положительная оценка взрослого, похвала и одобрение.

Одним из условий формирования действий самоконтроля и самооценки в учебном процессе является ориентация на оценку взрослого. Если ребёнок не обращает внимание на оценку и замечания педагога, то это указывает на недостаточное развитие оценочного мотива. Оценка (словесная или балльная) в этом случае не стимулирует учебную активность ученика. Если у ребенка недостаточно развиты познавательный и социальный мотивы, а оценочная мотивация является ведущей, то у него могут сформироваться нежелательные способы учебной деятельности: неумение оценить правильность своих действий, низкий уровень самостоятельности при выполнении задания. Такие дошкольники постоянно стараются уловить эмоциональную реакцию учителя (одобрение или неодобрение) на выполненное ими задание. Постоянно спрашивают у педагога, правильно ли они делают, однако решающим становится именно эмоциональная реакция педагога, а не самоанализ собственной деятельности.

Поскольку социальные мотивы учения формируются в более позднем дошкольном возрасте на основе необходимости быть взрослым и воспроизводить модели поведения взрослых, необходимо предоставить будущему первокласснику возможность понять эту потребность в учебной деятельности. Позиционные мотивы учения основаны на интересе к новой ситуации и новой социальной роли это. При этом ребенка привлекает только внешняя атрибутика школьной жизни. Конечно, позиционный мотив в той или иной мере присутствует у всех будущих школьников. Так как со сменой социального статуса в жизнь первоклассника входят новые атрибуты: рюкзак, дневник, пенал. В норме, уже к концу первого месяца обучения в школе этот мотив начинает угасать и к концу первого учебного года становится несущественным. Большого влияния на успешность усвоения материала позиционный мотив не оказывает.

Если позиционные мотивы, а познавательные и социальные мотивы недостаточно развиты, то взрослые должны уделить особое внимание таким детям. В этой иерархии формировать учебные мотивы очень сложно, так как нет необходимых предпосылок. Внешние и игровые мотивы не стимулируют желание учиться, поэтому интерес к школе быстро утихнет, также будет выраженное нежелание учиться. Необходимо как можно скорее начать взаимодействие по вопросам обучения в школе с этими детьми.

Внешние мотивы также не оказывают существенного влияния на успех обучения. Они не связаны с содержанием образовательной деятельности. При недостаточном развитии социальной и познавательной мотивации и преобладании внешних мотивов, как и в предыдущем случае, высока вероятность формирования отрицательного отношения к школе и обучению. Мотив игры по своей сути не подходит для образовательной деятельности. Дело в том, что в игре ребенок определяет, что он будет делать и как. В учебной деятельности учащийся решает учебную задачу, которую поставил перед ним педагог. И конечный результат решения этой задачи напрямую зависит от того, насколько он понял и принял поставленную перед ним задачу педагога, насколько правильно выполняет его инструкции.

Поэтому в системе дошкольного образования важно развивать: эмоциональную – волевую сферу, повышать познавательный интерес детей к занятиям, тем самым формируя мотивационную готовность ребенка – дошкольника к обучению в школе

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, учиться в школе радостно, попытайтесь прожить вместе с ним его школьную жизнь. 
А начните эту жизнь со следующего:

– расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

– на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
– воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
– никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы типа: «Вот пойдёшь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!» Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×