Учебно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как форма самореализации и личностного роста учащихся в старших классах | Рунова Наталья Александровна. Работа №348333
Аннотация: В статье рассматривается учебно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как эффективная форма самореализации и личностного роста учащихся старших классов. Особое внимание уделяется возможностям, которые предоставляет данный вид деятельности для углубленного изучения языка, развития критического мышления и творческих способностей учеников. Описываются методы организации исследовательской работы и её роль в развитии самостоятельности и ответственности у школьников.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, самореализация, личностный рост, немецкий язык, старшие классы, критическое мышление, самостоятельность.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ФОРМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА УЧАЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Рунова Наталья Александровна, учитель
МБОУ СОШ № 14 г Кузнецка имени 354-й Калинковичской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова стрелковой дивизии
Аннотация: В статье рассматривается учебно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка как эффективная форма самореализации и личностного роста учащихся старших классов. Особое внимание уделяется возможностям, которые предоставляет данный вид деятельности для углубленного изучения языка, развития критического мышления и творческих способностей учеников. Описываются методы организации исследовательской работы и её роль в развитии самостоятельности и ответственности у школьников.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, самореализация, личностный рост, немецкий язык, старшие классы, критическое мышление, самостоятельность.
Учебно-исследовательская деятельность (УИД) на уроках немецкого языка предоставляет учащимся старших классов уникальные возможности для их самореализации и личностного роста. В процессе выполнения исследовательских проектов и заданий школьники не только углубляют свои знания языка, но и развивают навыки самостоятельной работы, критического анализа и творческого подхода к решению поставленных задач. Это важный шаг в формировании уверенной и активной личности, способной брать на себя ответственность за свое обучение и принимать осознанные решения.
УИД является важной частью образовательного процесса, так как ориентирована на активное участие учеников в изучении языка через анализ и решение реальных проблем. Это не только способствует овладению грамматикой и лексикой, но и позволяет глубже погрузиться в культурологический и социолингвистический контекст немецкоязычных стран. Например, учащиеся могут проводить исследования на такие темы, как особенности немецкого языка в различных регионах Германии, или анализировать влияние современных технологий на развитие немецкого языка.
Одной из ключевых целей УИД является развитие критического мышления. В процессе выполнения исследовательских проектов школьники учатся анализировать, обобщать и оценивать полученную информацию. Например, при изучении текстов на немецком языке ученики могут исследовать различные точки зрения на одну и ту же проблему или сравнивать культурные особенности немецкоязычных стран с собственными традициями. Это не только способствует развитию языковых навыков, но и формирует у школьников более широкое и критическое понимание мира.
Учебно-исследовательская деятельность также стимулирует личностный рост учеников. Когда старшеклассники получают возможность выбирать темы исследований, которые им интересны, они начинают осознавать свою ответственность за учебный процесс. Это способствует формированию у них таких качеств, как целеустремленность, настойчивость и самодисциплина. Школьники учатся планировать свою работу, анализировать промежуточные результаты и корректировать свои действия на пути к достижению целей. Это важные навыки, которые будут полезны им не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.
Самореализация учащихся через исследовательскую деятельность позволяет им раскрыть свои скрытые таланты и развивать творческие способности. Например, выполнение проектов по изучению немецкого языка через художественные тексты, кинематограф или музыкальные произведения позволяет школьникам выразить свои эмоции, мысли и впечатления, а также углубить свои знания языка через знакомство с аутентичными материалами. Это помогает учащимся лучше понять культуру немецкоязычных стран и сделать изучение языка более осмысленным и увлекательным.
Важным аспектом УИД на уроках немецкого языка является развитие навыков самостоятельной работы. Ученики учатся работать с различными источниками информации, анализировать полученные данные, формулировать собственные выводы и представлять результаты своих исследований. В процессе выполнения таких заданий учащиеся становятся более уверенными в своих силах, учатся управлять своим временем и эффективно планировать работу. Это навыки, которые важны не только для успешного изучения немецкого языка, но и для дальнейшей профессиональной и академической деятельности.
Организация учебно-исследовательской деятельности требует от учителя создания условий для самостоятельной работы учеников и поддержки их на всех этапах проекта. Учитель выступает как наставник и координатор, помогая учащимся выбрать тему исследования, наметить план работы и поддерживая их в процессе выполнения проекта. Однако важно, чтобы инициатива и ответственность за выполнение исследования принадлежала самим учащимся. Это развивает их автономию и уверенность в своих силах.
Эффективными методами УИД могут быть исследовательские проекты, анализ текстов, дебаты, а также работа с аутентичными источниками. Например, ученикам можно предложить провести исследование по теме «Влияние немецкой культуры на европейское искусство» или «Изменение немецкого языка в условиях глобализации». Такие темы не только позволяют учащимся применять свои знания языка на практике, но и углубляют их понимание культурных, исторических и социальных аспектов изучаемого языка.
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность на уроках немецкого языка играет важную роль в формировании самостоятельности, критического мышления и творческих способностей старшеклассников. Она способствует не только углубленному изучению немецкого языка, но и личностному росту учащихся, формируя в них уверенность в своих силах, способность к самореализации и ответственность за учебный процесс. В условиях реализации ФГОС данный вид деятельности становится особенно актуальным, так как направлен на развитие ключевых компетенций, необходимых для успешной интеграции школьников в современное общество.
Список литературы
Камалова, Х. А. Проектная деятельность как средство развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения немецкому языку / Х. А. Камалова. —
Текст :
непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V
Междунар
. науч.
конф
. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. —
Уфа :
Лето, 2014. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5629/ (дата обращения: 23.10.2024).
Морозов Е. А., Морозова И. В. Проектная деятельность на уроке иностранного языка как технология интерактивного обучения. К постановке проблемы // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-na-uroke-inostrannogo-yazyka-kak-tehnologiya-interaktivnogo-obucheniya-k-postanovke-problemy (дата обращения: 23.10.2024).
Юрьева С. С. Учебно-исследовательская деятельность в старших классах как эффективное средство повышения мотивации к изучению немецкого языка и самореализации в современном обществе // Наука и школа. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-starshih-klassah-kak-effektivnoe-sredstvo-povysheniya-motivatsii-k-izucheniyu-nemetskogo (дата обращения: 23.10.2024).