Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности | Калабекова Людмила Васильевна. Работа №218750
Автор: Калабекова Людмила Васильевна
Проектно-исследовательская деятельность помогает обучающимся включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Материал подготовила
учитель технологии МОУ СОШ №2
г. Буденновска Калабекова Л.В.
2019год
Тема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности».
В условиях Федеральных государственных стандартов образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника.
Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в современной школе является привитие первичных научно-исследовательских навыков школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Проектно-исследовательская деятельность помогает обучающимся включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, информационные, практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.
Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения и т.д.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучающихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел и т.д. Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.
Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
Планирование проектной деятельности предполагает:
определение источников информации;
определение способов сбора и анализа информации;
итоговый продукт (формы представления результата);
выработку критериев оценки результатов работы;
распределение обязанностей среди членов команды.
Обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, я формирую и развиваю умение планировать. Сначала я даю детям план, распределяю обязанности, затем они учатся сами планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом.
При выполнении проектов учащиеся оказываются в различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно добыть для достижения поставленной цели. Учителю, организующему проектную деятельность, надо знать, что она требует интереса детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Какие же проекты выполняем мы?
Дети собирают материал, оформляют его, затем выступают с презентацией, оценивают свою работу. Это в основном информационные проекты, т.е. направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для аудитории. Мы выполнили проекты по темам: «Кулинария», «Вышивка крестом», «Семейный праздник», «Вышивка бисером» и другие.
Работу над проектами мы продолжаем и во внеурочной деятельности. У меня талантливые дети. Мы часто готовим праздники, концерты, участвуем в конкурсах. Это наши творческие проекты.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя учебно-исследовательскую деятельность школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для учеников, исследовательская работа должна выполняться ими добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.
В организацию исследования входят следующие действия обучающихся :
подумать самостоятельно о том, что об этом известно, какие суждения можно высказать по этому поводу, какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования;
посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
записать интересную информацию;
используя Интернет, записать сведения, полученные с помощью компьютера;
понаблюдать и записать необычные факты и парадоксы, полученные с помощью наблюдений;
провести эксперимент и записать план и результаты.
С чего и как начать работу в направлении исследовательского обучения? Работа эта начинается с обучения детей специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов. Для этого используются специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые формы работы на уроке, в том числе с ролевым распределением работы в группе.
Последовательно, шаг за шагом я формирую у детей исследовательские умения, используя в своей работе:
– проблемное, частично-поисковое обучение.
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут быть и такие: «Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.)». Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса». При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова:
может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве.
Важным средством мышления является вывод или умозаключение, этому я систематически обучаю школьников, побуждая их самостоятельно сформулировать новые открытия.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, интернетом, что в наше время очень важно. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос, подобрать фотографии.
В 2013 году Агеева Елена стала призером районной учебно - практической конференции «Национальный костюм», в 2018 году Кузнецова Ангелина (проект «Вышивка бисером») стала призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, в 2017 году Наумова Мария с проектом «Композиция модульных картин в технике алмазной мозаики» стала призером призером муниципального этапа Всероссийской олимпиады по технологии
Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать - суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.
Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности у обучающихся развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.
Список использованной литературы.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.
Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками.
http:
www.ped-sovet.ru