Учебно-методический комплекс "Фортепиано" | Рязанцева Галина Федоровна. Работа №306815
Учебно-методический комплекс Учебного предмета "Специальность и чтение с листа" Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Фортепиано"- это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля,дидактических средств обучения ,необходимых и достаточных для качественной организации и реализации дополнительных общеобразовательных программ согласно учебному плану,создаваемая в целях достижения качественных результатов при исполнении ФГТ.
э
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Светогорская школа искусств»
Рассмотрено:
Педагогическим советом
МБУДО «Светогорская школа искусств»
Протокол № 01 __
От « 31 » 08 20 20 г.
УТВЕРЖДАЮ:
МБУДО « Светогорская школа искусств»
Приказ № 59 от 31.08.20 г.
Директор ______________ Родионова Е.В.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по учебному предмету
ПО.01.УП.01.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»
Светогорск
Разработчик
:
Рязанцева Галина Федоровна –
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель фортепиано МБУДО «Светогорская школа искусств».
2.Учебно-методический комплекс предмета разработан на основании Федеральных Государственных Требований (далее ФГТ) по специальности фортепиано .
3.Учебный предмет –«Специальность и чтение с листа».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Структурные компоненты УМК учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
Рабочая программа учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
Методические рекомендации по изучению предмета
Содержание предмета по годам обучения
Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета
Учебная литература: нотные сборники,
сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;
учебно-методическая литература;
электронные образовательные ресурсы;
учебно-методическое и информационное обеспечение.
Материально-техническое обеспечение учебного предмет
Самостоятельная работа обучающихся
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» МБУДО «Светогорская школа искусств»(далее УМК) - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, дидактических средств обучения по учебному предмету «Специальность и чтение с листа», необходимых и достаточных для качественной организации и реализации дополнительных общеобразовательных программ согласно учебному плану, создаваемая в целях достижения качественных результатовпри исполнении федеральных государственных требований и рекомендаций по ведению образовательной деятельности.
УМК по предмету «Специальность и чтение с листа» предназначен для реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Цель разработки УМК «Специальность и чтение с листа» - создание необходимых условий для функционирования образовательного процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития обучающихся, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.
Задачи УМК «Специальность и чтение с листа»:
-подготовка учебно-методического обеспечения учебного предмета;
-систематизация содержания учебного предмета с учетом достижений исполнительской преподавательской школы, требований работодателя и потребителя образовательной услуги;
-оснащение образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, которые способствуют подготовке одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;
-внедрение инновационных преподавательских технологий и активных методов обучения в преподавании предмета согласно реализуемой технологии обучения;
-правильное планирование и организация самостоятельной работы обучающихся, контроля результатов их обучения;
-разработка фонда оценочных средств, обеспечение возможности системного контроля качества образовательного процесса;
-создание учебно-методических материалов, необходимых для подготовки электронных учебников, электронных учебно-методических пособий;
-обеспечение охраны жизнедеятельности при проведении учебных занятий.
УМК призван обеспечить целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение в процессе освоения образовательной программы музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
МБУДО «Светогорская школа искусств» располагает достаточной материальной базой, хорошо оборудованными кабинетами для индивидуальных и групповых занятий, концертным залом на 100 мест.В школе в достаточном количестве имеется видео и звуковая аппаратура. МБУДО «Светогорская школа искусств» имеет свой сайт, который постоянно обновляется в связи с активной концертно-просветительской деятельностью.Преподавательский состав высокопрофессиональный. Лучшие преподаватели имеют Почетные звания и награды. Ведется планомерная методическая работа. Разработана система повышения квалификации преподавателей. Школа ведет активную концертную деятельность не только в городе и области, но и за ее пределами, показывая высокий уровень исполнительства и педагогического мастерства, концерты проходят с неизменным успехом.Воспитанники школы искусств неоднократно становились Лауреатами и Дипломантами областных, всероссийских, международных конкурсов.Результатом образовательной деятельности школы является реализация предпрофессиональных образовательных программ, выполнение социального заказа населения в дополнительном образовании детей .
Создание УМК нацелено на выполнение требований к уровню и качеству подготовки выпускников в области музыкального искусства по специальности «фортепиано» и предназначено:
для планирования и оценки методической работы по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса, для развития познавательной активности обучающихся, для оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по предмету «Специальность и чтение с листа». Учебно-методический комплекс предмета «Специальность и чтение с листа»- это набор учебных изданий, учебно-методических и справочных материалов, выполненных в печатном или электронном виде, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по предмету «фортепиано».
2.СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ УМК
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА»
-Рабочая программа учебного предмета.
-Методические рекомендации по изучению предмета.
-Содержание предмета по годам обучения.
-Контроль и критерии оценок изучения учебного предмета.
-Учебная литература:
нотные сборники, сборники гамм и арпеджио, репертуарные сборники;
учебно-методическая литература;
-Электронные образовательные ресурсы.
-Материально-техническое обеспечение учебного предмета
-Самостоятельная работа обучающихся.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«С
ПЕЦИАЛЬНОСТЬ И ЧТЕНИЕ С ЛИСТА»
Рабочая программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».
Цель рабочей программы:обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства, выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная, которая позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития обучающегося.
Паспорт предмета
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа»
Действие распространяется:
а) на обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Фортепиано»;
б) на преподавателей МБУДО «Светогорская школа искусств».
Общие сведения по учебному предмету «Специальность и чтение с листа»
Выписка из рабочего учебного плана Учебный предмет по классу «фортепиано» относится к предметной области «Музыкальное исполнительство» и разделу учебного предмета «Специальность и чтение с листа».
Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа» 8(9)лет, с недельной нагрузкой в 1-4 классах- 2 часа в неделю;
5-8 классы 2,5 часа в неделю с промежуточной аттестацией, академическими концертами, контрольными уроками по чтению с листа и техническими зачётами.
Цели и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета «Специальность и чтение с листа»:
– обеспечение развития музыкально- творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
– предпрофессиональная подготовка обучающихся к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Задачи учебного предмета.
Обучающие: – сформировать комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров, форм;
– изучить художественно-исполнительские возможности фортепиано;
– совершенствовать умения по чтению с листа и транспонированию;
– приобретать опыт творческой инициативы;
–привить элементарные навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Развивающие:
–развивать у обучающегося интерес к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
– развивать творческую инициативу.
Воспитывающие: – формировать у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
–формировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
– формировать умение планировать свою домашнюю работу;
–формировать навыки взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
–наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
–сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
–знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
– знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
– знание профессиональной терминологии;
–наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
–навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
–навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
– наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
–навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в резные исторические периоды;
–наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
–наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
В результате освоения предмета обучающийся должен владеть:
-навыками сольного и ансамблевого исполнительства на музыкальном -инструменте в объеме, предусмотренном ДПОП «Фортепиано»;
-навыками самостоятельной творческой работы на разных этапах разучивания музыкального произведения;
-навыками публичных выступлений;
-техническими средствами и приемами, необходимыми для создания художественного образа музыкального произведения;
-навыками чтения с листа и музыкального анализа исполняемых произведений.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную, аудиторную нагрузку и самостоятельные занятия.
максимальной учебной нагрузки обучающегося 1777часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки592 часа;
самостоятельной работы обучающегося 1185 час
консультации 62 часа.
4. Методические рекомендации педагогическим работникам.
Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» занимает ведущее место среди профилирующих дисциплин комплекса предметов, которые в Обязательную часть Учебного плана, задачами которого являются:
– формирование у обучающихся эстетических, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
– формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков; – подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства.
Задачи, стоящие перед преподавателем, требуют от него знания индивидуальности обучающегося.Преподавателю по специальности необходимо быть в постоянном контакте с преподавателями других дисциплин и родителями обучающегося, тактично осуществлять контроль и помогать ему в рациональной организации учебного времени и самостоятельной работы.Вся работа по специальности направляется на всестороннее расширение музыкального кругозора обучающихся, развитие творческой активности, умение обобщать приобретаемые знания и навыки и применять их на практике. От преподавателя требуется большое мастерство, творческая инициатива, умение терпеливо работать над развитием музыкальных данных детей.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок в классе по специальности. В процессе урока следует использовать различные формы работы, которые диктуются:
–целями данного занятия;
–степенью одаренности обучающегося;
–определенными стадиями работы над произведением, формой произведения.
Одной из важнейших задач работы по специальности следует считать развитие навыков самостоятельной работы над произведением, умения на основе внимательного и вдумчивого изучения нотного текста создавать и реализовывать свой исполнительный замысел.
Способы прохождения учебного материала должны видоизменяться в соответствии с теми задачами, которые встают перед обучающимся на каждом новом этапе его музыкально-художественного и технического развития.
При ознакомлении с новым произведением следует признать наилучшей формой классной работы, стимулирующей заинтересованность, внимание и активность обучающегося, сочетание исполнения педагогом произведения – целиком или частично – со словесным его разбором и объяснением. В дальнейшем более целесообразен такой метод работы, при котором вначале прослушивается всё произведение, а затем уже делаются необходимые указания.
При работе над произведением необходимо научить обучающегося анализировать встречающиеся трудности, внимательно следить за качеством звука, ритмической и темброво-динамической стороной исполнения, не забывая о целостном анализе произведения.
Основными задачами начального обучения являются – научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы. У обучающихся необходимо выработать единственные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.
В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков.
Необходимо всячески стимулировать работу обучающегося над совершенствованием его техники. Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит обучающийся; развитию техники в узком смысле слова способствует систематическая работа над этюдами, гаммами, упражнениями.
Одним из важнейших средств, поддерживающих интерес к работе над техникой и способствующих достижению хороших результатов, является ясное представление, обучающегося о той художественной цели, ради которой совершается работа.
При изучении как художественного, так и инструктивного материала, необходимо пристальное внимание уделять работе над звуком – первостепенной задаче обучения в специальном классе фортепиано.
Каждый преподаватель должен настойчиво воспитывать в Обучающихся умение слушать звук до конца, его протяженность и тембровую окраску, различать его достоинства и недостатки.
Внешними предпосылками хорошего звука, являются, прежде всего, полная свобода и гибкость всей руки, естественность движения, точность прикосновения пальцев к клавишам, сознательное регулирование энергии руки.
Большое внимание в учебном процессе следует уделять работе над полифонией. Необходимо разъяснять обучающемуся основы черты музыки полифонического склада. Основой полифонического репертуара должны являться произведения И. С. Баха. Работа над полифонией выдвигает ряд специфических задач и прежде всего самостоятельность движения голосов при одновременном их ведении, вопросы артикуляционной техники, динамики.
Для успешного воспитания навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением обучающемуся следует получать не менее одного раза в год самостоятельно выучить доступное для него произведение, которое должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе данного класса. Проверку самостоятельной работы следует проводить один раз в год в присутствии других Обучающихся.
Большое значение для развития обучающихся имеют систематические занятия по чтению нот с листа. Необходимо учитывать, что развитие этих навыков зависит от всего музыкального опыта обучающегося, от общего уровня его музыкальной и технической подготовки. Важна систематическая работа над развитием навыков самостоятельного разбора произведений как в классе, так и дома.
Планирование учебной работы и продуманный выбор репертуара являются важнейшими факторами, способствующими правильной организации учебного процесса и успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных обучающегося.
При составлении индивидуального плана преподаватель должен стремиться к всестороннему развитию профессионально-исполнительских данных обучающегося, к охвату всех разделов репертуара. В репертуар обучающегося следует включать произведения, различные по содержанию, форме, стилю и фактуре. Основой учебного материала является русская, зарубежная классика, произведения современных композиторов. Неоправданное завышение программы не должно иметь места.
Индивидуальные планы составляются преподавателем для каждого обучающегося к началу первого и второго полугодия. Они утверждаются заместителем директора по УВР. В конце года преподаватель должен представить отчет об их выполнении с характеристикой в индивидуальном плане.
Учет успеваемости и контроль за знаниями обучающихся излагается в локальных актах: «Положение о промежуточной аттестации», «Положение об итоговой аттестации», а также в разделе данной программы «Формы и методы контроля, система оценок».
Перечень учебного материала, примерных репертуарных списков включен в раздел «Содержание учебного предмета».
Индивидуальные методические разработки преподавателей
«Работа над полифонией.И.С. Бах «Маленькая двухголосная фуга»
«Музыкальные картинки»
«Работа над этюдами в младших классах»
«Информатизация образования»
«Работа над организацией игрового аппарата. Начальный период обучения»
«Работа над произведениями крупной формы в классе фортепиано»
«Мы народ особый-куклы»
«Внутришкольный контроль»
«Музыкально-поэтический лекторий «Лучатся тысячи тропинок и дорог»
«Волшебство музыки и сказки»
«Работа над двухголосной инвенцией до мажор И.С.Баха»
«Б .Кременштейн. Педагогика Г. Нейгауза»
«Работа над фортепианным ансамблем. Н. Раков «Сказочное шествие»
5. Содержание предмета по годам обучения.
1 класс
Специальность и чтение с листа - 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа - не менее 3х часов в неделю.
Консультации- 6 часов в год.
Втечение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимися 15-20 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более подвинутых обучающихся) – легкие сонатины и вариации.
Донотный период: знакомство с инструментом и его устройством. Формирование правильной посадки за инструментом.
Подбор по слуху от разных звуков с пением различных песенных попевок. Знакомство с нотной грамотой. Изучение нот в скрипичном ключе. Простейшие упражнения для организации игрового аппарата.Чтение нот с листа. Освоение основных приемов игры (non legato, legato, staccato). Знакомство с различными музыкальными жанрами.
Изучение простейших упражнений, этюдов и пьес. Ознакомление с построением мажорных гамм в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении - двумя руками при симметричной аппликатуре. Упражнения в виде различных проследований пальцев в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам. Упражнения с элементами гамм, аккордов, арпеджио.
Содержание: 1-е полугодие: изучение 7-8 музыкальных произведений.
2-е полугодие: изучение 7-8 музыкальных произведений, в том числе пьесы с элементами полифонии, легкие сонатины и вариации, этюды.
Развитие технических навыков: изучение 2-3 мажорных гамм в две октавы каждой рукой отдельно. Рекомендуется начинать с Ми мажора, как наиболее удобного для естественного расположения пальцев. Тонические трезвучия аккордами каждой рукой отдельно в той же тональности.
2 класс
Специальность и чтение с листа- 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа - не менее 3х часов в неделю.
Консультации- 8 часов в год
Годовые программные требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 10-12 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли, а также (для более подвинутых обучающихся) – сонатины и вариации.
Закрепление и развитие навыков, полученных ранее. Работа над звукоизвлечением, интонацией и фразировкой, ознакомление с простейшими приемами педализации.
Чтение с листа пьес песенного склада, игра с преподавателем в четыре руки простых ансамблевых пьес различных жанров. Знакомство с пьесами с элементами полифонии.
Подбор по слуху песенных мелодий, транспонирование простых попевок и знакомых песен.
Развитие технических навыков: изучение 5-6 мажорных гамм в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) Ля минор, Ми минор каждой рукой отдельно в две октавы. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от нескольких звуков; тонические трезвучия с обращениями каждой рукой отдельно в пройденных тональностях.
3 класс
Специальность и чтение с листа ‒ 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа ‒ не менее 4-х часов в неделю.
Консультации – 8 часов в год.
Годовые программные требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 10-12 различных музыкальных произведений: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 4-5 пьес ; 4-5 этюдов. Закрепление и развитие навыков, полученных ранее.
Изучение полифонических произведений. Знакомство и изучение простых примеров крупной формы.
Закрепление навыков чтения с листа и транспонирования. Игра в ансамбле.
Развитие технических навыков: изучение мажорных гамм до 4 знаков в ключе в прямом движении в две октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) до 3 знаков в ключе в прямом движении двумя руками в две октавы. Хроматические гаммы каждой рукой отдельно от всех клавиш. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях каждой рукой отдельно, арпеджио короткие по четыре звука каждой рукой отдельно.
4 класс
Специальность и чтение с листа ‒ 2 часа в неделю.
Самостоятельная работа ‒ не менее 4-х часов в неделю.
Консультации – 8 часов в год.
Годовые программные требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 10-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 2- 4 пьес; 4-5 этюдов. Кроме того, самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже). Работа над развитием навыков и техники, приобретенных ранее. Развитие навыков мелкой и аккордовой техники.
Ознакомление с элементами крупной техники. Закрепление навыков чтения с листа, транспонирование в простейшие тональности.
Дальнейшее развитие навыка игры в ансамбле и освоение навыка вокального аккомпанемента.
Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.
Развитие технических навыков: изучение всех мажорных гамм в прямом и противоположном движении в четыре октавы. Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) до 4 знаков в ключе в прямом движении в четыре октавы. Ля минор и Ми минор - в противоположном движении (гармонический и мелодический). Тонические трезвучия аккордами с обращениями, арпеджио короткие двумя руками, ломаные – каждой рукой отдельно.
5 класс.
Специальность и чтение с листа ‒ 2, 5 часа в неделю.
Самостоятельная работа ‒ не менее 5 часов в неделю.
Консультации – 8 часов в год
Годовые программные требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 9 -12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 пьес; 4-5 этюдов.
Развитие и закрепление навыков и умений, приобретенных ранее. Дальнейшее изучение произведений различных жанров. Чтение с листа пьес различного характера.
6класс
Специальность и чтение с листа ‒ 2, 5 часа в неделю.
Самостоятельная работа ‒ не менее 5 часов в неделю.
Консультации – 8 часов в год.
Годовые программные требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 10-12 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 2-4 пьесы ; 5-6 этюдов.
Закрепление навыков, пройденных ранее. Дальнейшее углубленное изучение произведений различных жанров. Продолжение работы над художественной интерпретацией, стилем и формой исполняемых произведений.
7 класс
Специальность и чтение с листа ‒ 2, 5 часа в неделю.
Самостоятельная работа ‒ не менее 6 часов в неделю.
Консультации – 8 часов в год.
Годовые программные требования.
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 8-10 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3-4 пьесы, 4-6 этюдов;
Закрепление знаний и умений, полученных ранее. Совершенствование технических и исполнительских навыков.
8 класс
Специальность и чтение с листа ‒ 2, 5 часа в неделю.
Самостоятельная работа ‒ не менее 6 часов в неделю.
Консультации – 8 часов в год.
Профессиональная ориентация обучающегося на занятиях в специальном классе и поступление в профессиональное образовательное учреждение творческой направленности. Совершенствование технических и исполнительских навыков.
Содержание: подготовка программы итоговой аттестации.
Годовые программные требования
Обучающиеся 8 класса играют на прослушиваниях свободную программу. Количество прослушиваний и сроки определены в годовом календарном графике. Главная задача этого класса- представить итоговую экзаменационную программу в максимально готовом виде. Обучающийся может пройти в году две программы, может повторить произведение из программы предыдущих классов. Перед экзаменом обучающиеся обыгрывают выпускную программу на зачетах, классных вечерах и концертах.
В течение учебного года преподаватель должен проработать с обучающимся 5-6 различных музыкальных произведений, в том числе несколько – в порядке ознакомления: 1-2 полифонических произведения; 1 произведение крупной формы; 2-3 пьесы; 2-4 этюда. Кроме того, подготовить одну пьесу самостоятельно (уровень трудности на два класса ниже).
9 класс
Специальность и чтение с листа ‒ 3 часа в неделю.
Самостоятельная работа ‒ не менее 6 часов в неделю.
Консультации – 8 часов в год.
Годовые программные требования
В течение учебного года преподаватель должен проработать:
1-2 произведения полифонического характера;
1-2 произведения крупной формы;
3-4 пьесы;
3-5 этюдов. Подготовить одну пьесу самостоятельно.
В 9 классе занимаются обучающиеся целенаправленно подготавливающиеся к поступлению в учебное заведение среднего профессионального музыкального образования.
6. Контроль и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся
Аттестация: цели, виды, форма, качества реализации программы «Специальность и чтение с листа» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. содержание. Оценка
Текущий контроль обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости используются контрольные уроки, академические концерты, прослушивания, технические зачеты, самостоятельная работа, работа обучающихся на уроках. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, академических концертов, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится за пределами аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация выпускников осуществляется с целью контроля (оценки) освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, представляющего собой концертное исполнение программы. Программа состоит из четырёх произведений:
-этюд;
-полифоническое произведение;
-произведение крупной формы;
-пьеса.
Данная программа должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
1 класс
За год обучающийся должен сыграть:
• октябрь - контрольный урок- 2 - 3 разнохарактерные пьесы
• декабрь - академический концерт 2 - 3 разнохарактерные пьесы;
• февраль - этюд на концерте «Маленький виртуоз»
• март - контрольный урок - классный технический зачет - 1- 2 гаммы, ансамбль.
• май - переводной экзамен.
На экзамене исполняются три - четыре произведения:
• этюд;
• полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия);
• крупная форма (сонатина, вариации, рондо);
• пьеса.
Возможна замена крупной формы на пьесу.
Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного обучающегося, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.
В течение года обучающийся должен пройти:
2-3 мажорные гаммы в две октавы каждой рукой отдельно,
в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре (рекомендуется начинать с Ми мажора как наиболее удобного для естественного расположения пальцев и подкладывания первого пальца); тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой
рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы).
Примерные программы для переводных экзаменов:
Вариант1.
А.Николаев Этюд До мажор
Л.Моцарт Менуэт ре минор
М.Крутицкий Зима
Т.Атвуд Сонатина Соль мажор
Вариант 2.
Н. Любарский «Песня полифонического склада»
К. Черни-Гермер «Этюды-малыши» №1 – 6
А. Дюбюк «Русская песня с вариацией»
Н. Любарский «Курочка»
Вариант3.
И.С.Бах Менуэт ре минор
К.Черни-Гермер Этюд№15
И.Беркович Вариации на тему «Во саду ли, в огороде
Д.Штейбельт Адажио
Вариант 4.
Л. Шитте «Этюд» соч. 108 № 5
Р. Шуман «Марш»
А. Гречанинов «Мой первый бал»
Вариант5.
И.С.Бах Менуэт соль минор
К.Черни-Гермер Этюд №23(1-я часть)
Л.Бетховен Сонатина Сольмажор,1-я часть
А.Гречанинов Необычное происшествие
Вариант 6.
И.С.Бах Маленькая прелюдия До мажор
К.Черни-Гермер Этюд№32
М.Клементи Сонатина До мажор,1-я часть.
Н.Раков Полька
2 класс
За учебный год обучающийся должен сыграть:
• октябрь - контрольный урок –два этюда;
• декабрь - академический концерт – крупная форма или две пьесы или полифония и пьеса;
• февраль - технический зачет во 2-м полугодии: 1- 2 гаммы, чтение нот с листа, самостоятельная работа.
• февраль - этюд на концерте «Маленький виртуоз»
• март –контрольный урок: пьеса и ансамбль
• май - переводной экзамен – этюд, полифония, крупная форма, пьеса. Допускаются другие предложенные варианты.
В течение года обучающийся должен пройти:
5-6 мажорных гамм в две октавы каждой рукой отдельно, в противоположном движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре (рекомендуется начинать с Ми мажора как наиболее удобного для естественного расположения пальцев и подкладывания первого пальца);
тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в разные октавы);
короткие арпеджио по 4 звука каждой рукой отдельно;
хроматическая гамма каждой рукой отдельно.
Примерные программы для переводных экзаменов:
Вариант1.
А.Гедике Соч.6.Этюд№5
А.Корелли Сарабанда ре минор
А.Андре соч.34,№2.Сонатина,1часть
С.Майкапар Пастушок
Вариант 2.
Ф.Каттинг. Куранта ля минор
Контрданс. Переложение С. Ляховицкой
ЛоншанДрушкевичова. Марш дошколят
Л. Шитте. Этюд До мажор
Вариант3.
И.С.Бах Менуэт Соль минор
А.Лемуан Этюд соч.37,№10
Л.Бетховен Сонатина Фа мажор
Д.Шостакович Гавот
Вариант4.
И.С.Бах Маленькая прелюдии я Фа мажор
К.Черни-Гермер Этюд№4
А. Диабелли. Сонатина .
Р.Шуман Смелый наездник
Вариант 5.
А. Лешгорн «Этюд» соч. 65 № 37
В. Косенко «Дождик» ми бемоль минор
В. Моцарт «Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
Вариант 6.
К. Черни-Гермер «Этюд» № 4 (2-я часть)
Г. Пахульский «В мечтах»
А. Штогаренко «Плясовая»
3 класс
За учебный год обучающийся должен сыграть:
• октябрь - контрольный урок: 2 этюда;
• декабрь - академический концерт –крупная форма или 2 пьесы или полифония и пьеса;
• февраль - технический зачет: две гаммы, чтение нот с листа, знание терминологии. Самостоятельная работа. Обучающийся должен самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).
• февраль - этюд на концерте «Маленький виртуоз»
• март –контрольный урок: пьеса и ансамбль;
• май - переводной экзамен – этюд, полифония, крупная форма, пьеса. Допускаются другие предложенные варианты.
В течение года обучающийся должен пройти:
5-6 мажорных гамм в прямом и противоположном движении двумя руками в две октавы;
минорные гаммы (гармонические и мелодические) «ля» и «ми»
каждой рукой отдельно в две октавы;
хроматические гаммы двумя руками;
тонические трезвучия с обращениями аккордами по три звука двумя
руками в пройденных тональностях;
арпеджио короткие по четыре звука двумя руками;
длинные арпеджио отдельными руками.
Примерные программы для переводных экзаменов:
Вариант 1.
К. Черни – Гермер «Этюд» № 36 часть 1
А. Хачатурян «Андантино»
Э. Григ «Танец эльфов»
Вариант2.
И. Гайдн Менуэт Соль мажор
Хаслингер Т. Сонатина Iч. До мажор
Л. Шитте. Этюд До мажор
А Жилинский. Весёлые ребята
Вариант 3.
И. Ф. Кирнбергер «Полонез» соль минор
А. Лемуан «Этюд» соч. 37 № 29
М. И. Глинка «Чувство»
Вариант 4.
А. Лемуан Ор. 37. Этюд № 35 Ре мажор
И. С. Бах Менуэт соль минор
Л. Бетховен Сонатина для мандолины
А. Хачатурян Андантино
Вариант 5.
И. С. Бах Маленькая прелюдия ре минор
К. Черни-Гермер Этюд № 18
С. Клементи Соч. 36, № 3. Сонатина До мажор
Э. Григ Соч. 12, № 5. Народная мелодия
Вариант 6.
И. С. Бах Маленькая двухголосная фуга до минор
К. Черни Соч. 299, Этюд № 1
Ф. Кулау Соч 55, № 1. Сонатина До мажор
С. Майкапар Соч. 8. Токкатина
4 класс
За учебный год обучающийся должен сыграть:
• октябрь - технический зачет в 1 полугодии: 1 этюд и гамма;
• декабрь - академический концерт –крупная форма или 2 пьесы или полифония и пьеса;
• февраль - этюд на концерте «Маленький виртуоз»
• февраль- технический зачет: две гаммы, чтение нот с листа, знание терминологии. Самостоятельная работа. Обучающийся должен самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).
• май - переводной экзамен – этюд, полифония, крупная форма, пьеса. Допускаются другие предложенные варианты.
В течение года обучающийся должен пройти:
мажорные гаммы «До», «Соль», «Ре», «Ля», «Ми», «Фа», «Си бемоль», «Ми-бемоль» в прямом движении (все гаммы с симметричной аппликатурой играть в противоположном движении) в четыре октавы;
минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические)«ля», «ми», «соль», «ре» в прямом движении двумя руками в четыре октавы; хроматические гаммы двумя руками, в противоположном движении от звуков «ре» и «соль-диез» в четыре октавы;
тонические трезвучия с обращениями по три звука в пройденных тональностях двумя руками;
арпеджио короткие по четыре звука двумя руками;
арпеджио длинные двумя руками;
простейшие кадансы к пройденным мажорным и минорным гаммам:тоника–субдоминанта–тоника; тоника–доминанта–тоника.
Примерные программы для переводных экзаменов:
Вариант 1.
Д. Циполи «Фугетта» ми минор
А. Бертини «Этюд» соч.29 № 8
С. Майкапар «Вариации на русскую тему» фа минор
Р. Шуман «Маленький романс»
Вариант 2.
Ж. Дювернуа Этюд соч. 176 №20
Глинка М. Фуга ля минор
Чимароза Д. Соната Соль мажор,
Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка:Сказочка.
Вариант 3.
И. С. Бах Маленькая прелюдия ми минор
К. Черни Соч. 299, этюд № 1
Д. Кабалевский Легкие вариации на тему словацкой народной песни
Н. Раков Рассказ
Вариант 4.
Е.Гнесина Педальный этюд
Н.Мясковский Двухголосная фуга ре минор
Я.Дюссек Сонатина соль мажор
П.Чайковский Песня жаворонка соч.39
Вариант 5.
И. С. Бах Двухголосная инвенция ля минор
К. Черни Ред. Гермера, этюд № 27
В. Моцарт Сонатина До мажор № 1, 1-я часть
Б. Мартину Коломбина танцует
5 класс.
За учебный год обучающийся должен сыграть:
• октябрь - технический зачет: 1 этюд и гамма;
• декабрь - академический концерт –крупная форма и пьеса или полифония и пьеса;
• февраль - этюд на концерте «Маленький виртуоз»
• февраль - технический зачет: две гаммы, чтение нот с листа, знание терминологии. Самостоятельная работа. Обучающийся должен самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).
• май - переводной экзамен – этюд, полифония, крупная форма, пьеса. Допускаются другие предложенные варианты.
В течение года обучающийся должен пройти:
мажорные гаммы «До», «Соль», «Ре», «Ля», «Ми», «Фа», «Си бемоль», «Ми-бемоль», «Ля-бемоль», в прямом и противоположном движении в четыре октавы;
минорные гаммы (гармонические и мелодические) «ля», «ми», «си», «ре», «соль», «до», «фа» в прямом и противоположном движении в четыре октавы; хроматические гаммы двумя руками в четыре октавы, в противоположном движении от звуков «ре» и «соль-диез»;
тонические трезвучия с обращениями по три звука в пройденных тональностях;
арпеджио короткие, ломаные двумя руками;
длинные арпеджио в прямом и противоположном движении в четыре октавы; уменьшенный септаккорд двумя руками длинным и коротким арпеджио; простейшие кадансы к пройденным мажорным и минорным гаммам: тоника–субдоминанта–тоника; тоника–доминанта–тоника.
Примерные программы для переводных экзаменов:
Вариант 1.
И. С. Бах. Двухголосная инвенция До мажор.
К. Черни. Этюд № 8, соч. 299.
Ф. Кулау. Сонатина До мажор.
Г. Свиридов. Зима.
Вариант 2.
И. С. Бах Двухголосная инвенция ля минор
К. Черни Соч. 299, этюд № 24
Д. Чимароза Соната Си-бемоль мажор
А. Гречанинов Осенняя песенка
Вариант 3.
И. С. Бах Двухголосная инвенция соль минор
И. Крамер Этюд № 1 (60 избранных этюдов)
Ф. Кулау Соч. 20, № 1. Сонатина До мажор
С. Прокофьев Тарантелла
Вариант 4.
И. С. Бах Трехголосная инвенция № 11 соль минор
К.Черни Соч.299,Этюды№34
Г. Гендель Концерт Фа мажор
Э. Григ Поэтическая картинка № 1
Вариант 5.
И. С. Бах Французская сюита до минор (Алеманда, Сарабанда, Ария)
М. Мошковский Соч. 72, этюд № 2
Л. Бетховен Соната № 5, 1-я часть
К. Дебюсси Кукольный кэк-уок
6 класс
За учебный год обучающийся должен сыграть:
• октябрь - технический зачет: 1 этюд и гамма;
• декабрь - академический концерт –крупная форма и пьеса или полифония и пьеса;
• февраль - этюд на концерте «Маленький виртуоз»
• февраль- технический зачет: две гаммы, чтение нот с листа, знание терминологии. Самостоятельная работа. Обучающийся должен самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).
• май - переводной экзамен – этюд, полифония, крупная форма, пьеса. Допускаются другие предложенные варианты.
В течение года обучающийся должен пройти:
Все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы; 2-3 мажорные гаммы в терцию и дециму в прямом движении (от белых клавиш);
Минорные гаммы (гармонические и мелодические) в прямом и противоположном движении в четыре октавы;
хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в противоположном – от «ре» и «соль-диез»;
тонические трезвучия с обращениями аккордами;
арпеджио короткие и ломаные двумя руками; длинные в прямом и противоположном движении;
доминантсептаккорд – построить и разрешить, арпеджио короткие и длинные двумя руками;
уменьшенный септаккорд построить и разрешить, арпеджио короткие и длинные двумя руками;
кадансы ко всем пройденным гаммам (тоника, субдоминанта, доминанта, тоника).
Примерные программы для переводных экзаменов:
Вариант 1.
И. С. Бах. Двухголосная инвенция ля минор
Л. Шитте. Этюд № 18, соч. 68.
А. Гречанинов. Осенняя песенка.
Вариант 2.
И. С. Бах Двухголосная инвенция си минор
А. Лешгорн Соч. 136, этюд № 19
Д. Чимароза Соната до минор
Д. Свиридов Грустная песенка
Вариант 3.
И. С. Бах Французская сюита си минор Аллеманда, Сарабанда,
Менуэт
К. Черни Соч. 740, Этюд № 37
Й. Гайдн Соната ми минор, 1-я часть
А. Аренский Соч. 36, № 10. Незабудка
Вариант 4.
И. С. Бах ХТК 1-й том, прелюдия и фуга Си-бемоль мажор
К. Черни Соч. 740, Этюд № 3
В. Моцарт Соната № 5 Соль мажор
Ф. Лист Утешение Ре-бемоль мажор
Вариант 5.
И. С. Бах ХТК 2-й том, прелюдия и фуга фа минор
Л. Бетховен Соч. 2, № 1. Соната № 1 фа минор
К. Черни Соч. 740 Этюд № 11
М. Глинка –
М. Балакирев Жаворонок
Вариант 6.
И. С. Бах. Французская сюита № 2, Сарабанда
К.Черни – Г. Гермер, Ч. 2. Этюд № 2
А. Грибоедов. Вальс
7 класс
За учебный год обучающийся должен сыграть:
• октябрь - технический зачет: 1 этюд и гамма;
• декабрь - академический концерт –крупная форма и пьеса или полифония и пьеса;
• февраль - этюд на концерте «Маленький виртуоз»
• март- технический зачет: две гаммы, чтение нот с листа, знание терминологии. Самостоятельная работа. Обучающийся должен самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).
• май - переводной экзамен – этюд, полифония, крупная форма, пьеса. Допускаются другие предложенные варианты.
В течение года обучающийся должен пройти:
все мажорные гаммы в прямом и противоположном движении в четыре октавы, в терцию и дециму в прямом движении, 2-3 гаммы в сексту в прямом движении (от белых клавиш);
все минорные гаммы (гармонические и мелодические) в прямом и противоположном движении ,гаммы в терцию и дециму в прямом движении; хроматические гаммы двумя руками в прямом движении от всех звуков, в противоположном – от «ре» и «соль-диез»;
тонические трезвучия с обращениями аккордами по 4 звука;
арпеджио короткие, ломаные;
длинные в прямом и противоположном движении;
доминантсептаккорд короткими арпеджио, длинными – без обращений; уменьшенный септаккорд короткими и длинными арпеджио – без обращений; кадансы ко всем пройденным гаммам.
Примерныепрограммыдляпереводныхэкзаменов:
Вариант 1.
И. С. Бах. Двухголосная инвенция си-минор.
И. Крамер. Этюд № 1.
Д. Чимароза. Соната до-минор.
П. Чайковский. Песня жаворонка.
Вариант 2.
Г. Гендель Фугетта Ре мажор
И. Беркович Этюд соль минор
Й. Гайдн Соната До мажор
Э. Григ Кобольд
Вариант 3.
И. С. Бах Трехголосная инвенция до минор
К. Черни Соч. 299, Этюд № 33
М. Клементи Соната Ре мажор № 4, часть I
Д. Кабалевский Соч. 38. Прелюдия до минор
Вариант 4.
И. С. Бах ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга до минор
К. Черни Соч.740, Этюд № 13
Й. Гайдн Соната соль минор, 1 часть
Дж. Фильд Ноктюрн Си-бемоль мажор
Вариант 5.
Бах-Бузони Органная хоральная прелюдия фа минор
К. Черни Соч. 740 Этюд № 17
В. Моцарт Концерт № 17, 1-я часть
Р. Щедрин Девичий хоровод
8 класс
Требования к программе выпускных экзаменов в рамках итоговой аттестации:
полифония
крупная форма
два этюда (для перехода в 9 класс)
один этюд для окончания школы
пьеса
Примерные программы для выпускного экзамена:
Вариант 1.
И. С. Бах Трехголосная инвенция ре минор
К. Черни Соч. 740 Этюд № 11
В. Моцарт Соната Си-бемоль мажор, 1-я часть
Я. Сибелиус Арабеска
Вариант 2.
А. Хачатурян Инвенция
К. Черни Соч. 740, Этюд № 18
Л. Бетховен Соната №, 1-я часть
А. Бородин «В монастыре»
Вариант 3.
И. С. Бах ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга ре минор
М. Мошковский Соч. 72, Этюд № 1
Й. Гайдн Соната Ми-бемоль мажор, 1-я часть
С. Рахманинов Соч. 3. Элегия
Вариант 4.
И. С. Бах ХТК 2-й том, Прелюдия и фуга Соль мажор
К. Черни Соч. 240 этюд № 50
Ф. Шопен Соч. 10 Этюд № 5
Л. Бетховен Соната № 7, 1-я часть
П. Чайковский «Размышление»
9 класс
Требования к экзаменационной программе в рамках итоговой аттестации:
полифония
крупная форма
два этюда
пьеса
Примерныепрограммыдлявыпускногоэкзамена:
Вариант 1.
И. С. Бах ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга ре минор
В Моцарт Соната До мажор (КV 330), 1-я часть
К. Черни Соч. 740 Этюд № 24
М. Мошковский Соч. 72 Этюд № 6
П. Чайковский Ноктюрн до-диез минор
Вариант 2.
И. С. Бах ХТК 2-й том, Прелюдия и фуга фа минор
Й. Гайдн Соната До мажор, соч. 79 1-я часть
М. Клементи Этюд № 4
М. Мошковский Соч. 72 Этюд №5
Ф. Лист Ноктюрн «Грезы любви»
Вариант 3.
И. С. Бах ХТК 1-й том, Прелюдия и фуга Ми мажор
Л. Бетховен Соната № 6, 1-я часть
К. Черни Соч. 740 Этюд № 17
М. Клементи Этюд № 3
Р. Щедрин «В подражание Альбенису»
Вариант 4.
И. С. Бах ХТК 2-й том, Прелюдия и фуга ля минор
К. Черни Соч. 740 Этюд № 14
Ф. Шопен Соч. 10 Этюд № 5
В. Моцарт Концерт № 23, 1-я часть
С. Рахманинов Прелюдия соль минор
Критерии оценивания выступлений обучающихся на выпускных экзаменах и академических концертах.
Оценивание знаний обучающихся осуществляется по пятибалльной системе. Оценка «5» -отлично, «4» - хорошо,«3»удовлетворительно,
«2» - неудовлетворительно, «1».
По сложившейся в учреждении традиции и с учетом целесообразности оценка качества может быть дополнена системой «+» и«-», что даст возможность более конкретно отметить выступление обучающегося.
Оценка«5»(«отлично») ставится за артистичное, технически качественное, продуманное исполнение программы, соответствующей программным требованиям. В интерпретации произведений должны присутствовать стилистическая культура и культура владения инструментом, выразительность интонирования, единство темпа, ярко динамическое разнообразие, ясное понимание художественного замысла композитора.
Оценка«4» («хорошо») ставится за уверенное, осмысленное, достаточно качественное исполнение программы. Сложность программы соответствует программным требованиям. Оценка «4» может быть также поставлена за исполнение достаточно сложной программы, если в исполнении присутствовали технические погрешности и недостаточный слуховой контроль собственного исполнения при наличии в целом ясного понимания содержания исполняемых произведений.
Оценка«3» («удовлетворительно») ставится за технически некачественную игру без проявления исполнительской инициативы. Оценкой «3»может быть оценена игра, в которой отсутствует стабильность исполнения, выстроенность формы, присутствует темпо-ритмическая неорганизованность, однообразие и монотонность штрихов.
Оценка«2»ставится в случае фрагментарного исполнения произведений программы на крайне низком техническом и художественном уровне при ошибках в воспроизведении текста, а также–в случае отказа выступать на академическом концерте или экзамене по причине невыученности программы. Оценка уровня усвоения учебного предмета отражается в протоколе, сводных ведомостях успеваемости, индивидуальных планах, журнале, дневнике обучающегося, где фиксируется профессиональный рост обучающегося за весь период обучения.
Контроль знаний и умений обучающихся - важный элемент учебного процесса, помогает эффективно управлять учебно-воспитательным процессом и осуществлять качественную подготовку. Благодаря контролю, между преподавателем и обучающимся устанавливается связь, которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения знаниями, умениями и навыками и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.Контроль знаний и умений обучающихся выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную функции. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате обучения.
7. Учебная литература и средства обучения
Литература, рекомендуемая для обучающихся
1.БатицкийМ. Знаете ли вы музыку?- М., 1987.
2.Васина-Гроссман В.Первая книжка о музыке.- М., 1988.
3.Гоголев К. Универсальный словарь-справочник по мировой художественной культуре от «А» до«Я».- М., 2000.
4.Гуревич Е. Западноевропейская музыкав лицахи звуках.- М., 1994.
5.Добрынина Е.Любителям музыки посвящается.- М., 1980.
6.Домрина Е. Беседыомузыке.–
7.ИлешинБ.И голубые небеса. - М., 1981.
8.КрунтяеваТ.,МолоковаН., Ступель А. Словарь иностранных музыкальных терминов. -Л.,1982.
9.МихееваЛ.Музыкальный словарь в рассказах.- М., 1986.
10.ОрловаЕ. Очерки о русских композиторах XIX-начала XXвека. -М., 1982.
11.Третьякова Л. Страницысоветской музыки.-М.,1980.
12.ФинкельштейнЭ.Музыка от «А» до«Я».-СПб., 1997.
13.ФридкинГ.Практическое руководство по музыкальной грамоте.—М,, 1980.
Нотная литература
1. Смелков А.Альбом для детей и юношества
2. ДжонС. Майлз. Азбука играет на фортепиано
3. Перселл Ригодон. Вальс для крокодила
4. Фадеев В. Царскосельские прогулки. С-Пб, 2006
5. Геталова О. В музыку с радостью
6. Геталова О. Летом в деревне
7. Парфенов И. Альбом фортепианной музыки
8. Металлиди Ж. Музыкальный сюрприз. Лесная музыка
9. Борткевич С. Музыкальные картины
10.МошковскийМ. 20маленькихэтюдов
11.Дешевов В.Пьесы
12.БаневичС. По сказкам Г. Х.Андерсена
13.Скарлатти Д. Избранные сонаты. С-Пб,«Композитор»
14.ПрокофьевС.Две сонатины. С-Пб, «Композитор»
15.И.С. Бах.Маленькие прелюдии и фуги. С-Пб, «Композитор»
16.Раков Н. Пьесы. М, 2008
17.Моцарт В. А.Сонаты т. II, III. С-Пб, «Композитор»
18.Гайдн И.Сонаты. I, II, III. С-Пб, «Композитор»
19.ИвановаО., Кузнецова И. Новый музыкальный букварь
20.ВавиловГ. Дюймовочка. 2004
21.Цытович В. Приключения Чиполлино. 2008
22.Давыдова «Запорожец» Москва Музыка1971
23.Лещинская «Малыш за роялем» Москва «Советскийкомпозитор» 1989
24.Копчевский «Современный пианист»Москва «Музыка»1979
25.«Юный пианист»вып. 1Москва «Советский композитор» 1990
26.Любомудрова «Хрестоматиядля фортепиано» 1 классМосква
«Музыка» 1979
27.«Начинаю играть на рояле»СПб«Грифон»1992
28.Бакулов«Хрестоматия для фортепиано» 1 класс Москва «Музыка»1992
29.Николаев «Фортепианная игра»Москва «Музыка» 1989
30.Тургенева «Пианист-фантазер» Москва«Советский композитор»1990
31.Смирнова «Начинаем» Москва1992
32.Милич «Фортепиано» 2 класс Москва «Кифара»
33.Бакулов«Хрестоматия для фортепиано» 2 класс Москва «Музыка»1992
34.Любомудрова «Хрестоматия для фортепиано» 2 класс Москва «Музыка» 1985
35.Ройзман «Юный пианист»1-2класс Москва «Советский композитор»1968, 1990
36.Кабалевский «Фортепианная музыка для детей июношества»
Москва «Советский композитор» 1971
37.Любомудрова «Хрестоматия для фортепиано» 3,4 класс Москва «Музыка» 1985
38.Ройзман«Юный пианист»3-5класс Москва «Советский композитор»1968
39.Фильштейн«Произведения советских композиторов для фортепиано» Москва 1963
40.Дельнова«Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано» Москва 1963
41. Милич«Фортепиано» ч.1, 5 класс Киев «Муз. Украина» 1989
42. Голованова«Полифонические произведения» 4классМосква
«Крипто-логос» 1996
43.Копчевский «Первые шаги маленького пианиста» Москва «Музыка» 1987
44.Н.Любомудрова«Хрестоматия для фортепиано» 1 класс Москва Музыка1985
45.Милич «Фортепиано» 1 класс Киев «Муз. Украина»1965
46.Курнавина «Из репертуара юного пианиста»Ленинград«Музыка»1990
47.Артоболевская«Первая встреча с музыкой» Москва «Советский композитор»1988
48.Баренбойм «Путь к музыке» Ленинград«Советский композитор» 1969
49.Ветлугина «Музыкальный букварь» Москва«Музыка» 1986
50.«Пьесы для фортепиано» Москва «Советский композитор»1982
51.Майкапар «Бирюльки» Москва«Музыка» 1978
52.Ляховицкая«Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре» Ленинград«Музыка» 1970
53.А.Борзенков«Начинаю играть на рояле»СПб, «Грифон» 1992
54.Металлиди «Дом с колокольчиком» Спб «Композитор» 1998
55.Левин«Ежедневные упражнения юного пианиста» Москва
«Советский композитор»1975
56.К.Черни«Ежедневная разминка юного пианиста»
57.Гедике«60 фортепианных пьес» Москва1959
58.Бакулов«Калинка»Москва «Сов. комп.»1989
59.Шпигель «Фортепианная музыка для ДМШ» Москва «Советский композитор»1990
60.Ладыженский«Фортепианные пьесы «Куда идет слоненок?» Киев «Муз.Украина» 1985
61.Хереско«Музыкальные картинки»Ленинград«Сов. комп.»1976
62.Натансон«Школа фортепианной техники» вып. 1Москва1963
63.Глушенко «Фортепианная тетрадь юногомузыканта»вып.1
Ленинград«Музыка» 1988
64.вып. Для2-го года обучения Ленинград«Музыка»1989
65.Манушевский«Пьесы дляфортепиано» Москва «Советский
композитор»1960
66.Ловчан«Начинающему пианисту» Москва «Сов. муз.» 1988
67.Черни«По лесенке к мастерству» Москва «Композитор» 1992
68.Черни«По лесенке к мастерству» ч.2
69.Мануков«Лестница познания фортепиано» Москва «Кренто-ЛОГОС» 1994
70.Мануков тетрадь 2 – этюды и упражнения
71.Мануков тетрадь 1пьесы
72.Милич «Фортепиано» Киев«Муз. Украина» 1989
73.Прокофьев«12пьесдля фортепиано» Москва «Музыка»1974
74.Кантор «Этюды для развития левой руки на фортепиано» Москва «Советский композитор»1985
75.Мартьянова «Альбом фортепианных пьес» СПб1996
76.Вольфензон «Пьесы ленинградских композиторов»Ленинград «Советский композитор»1975
77.Нестеров «Детские пьесы канадских композиторов для фортепиано» Москва «Советский композитор» 1979
78.Шуман«Альбом для юношества»Москва«Музыка» 1964
79.Копчевский «Современная фортепианная музыка для детей»Москва «Музыка» 1988
80.Парцхаладзе «Детский альбом» Москва«Советский композитор» Москва «Советский композитор» 1963
81.Милич «Фортепиано» Киев «Муз. Украина» 1986
82.Сорокина«Музыка для детей»Москва«Советский композитор» 1988
83.Сорокина «Музыка для детей»4-5 класс
84.Левин«Пьесы для фортепиано»«Музыка» 1975
85.Чайковский«Детский альбом для фортепиано» Москва «Музыка» 1985
86.Милич «Фортепиано» 5 класс Киев «Муз. Украина»
87.Шитте «25 этюдов для фортепиано»Москва «Музыка» 1988
88.Шелдунова «Хрестоматиядля фортепиано» Москва «Музыка» 1987
89.Шелдунова «Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» выпуск2, 1988
90.Шелдунова «Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1990
91.Ройзман«Юный пианист»Москва«Советский композитор»1984
92.Бах «Маленькие прелюдии и фуги для фортепиано» Москва«Музыка» 1990
93.В. Натансон, В. Дельнова, В. Малинников«Фортепианная техника» Москва «Музыка» 1983
94.В. Кравцова, Й.Гайд«Избранные произведения» вып.1Москва 1979
95.А.Николаев «Фортепианная игра» Москва «Музыка» 1990
96.В. Натансон, В. Дельнова, В. Малинников«Фортепианная техника» Москва «Музыка» 1987
97.К. Черни «Избранные этюд для фортепиано» вып. 2Москва 1972
98.О.Брикова, А. Парсаданова«Старинные сонаты итальянских
композиторов для фортепиано»вып. 1Москва 1977
99.Й.Гайдн«Избранные сонаты для фортепиано» Москва «Музыка»
100.Н. Любомудрова, К.Сорокин, А.Туманян«Хрестоматия для фортепиано» педагогический репертуар для 4 класса Москва«Музыка» 1985
101.А. Бакулова, К.Сорокина «Альбом Советской детской музыки» том 9 Москва «Советский композитор» 1983
102.Н.Копчевский«Хрестоматия для фортепиано» педагогический репертуар, полифонические пьесы вып. 1 Москва «Музыка» 1989
103.Н. Копчевский «Хрестоматия для фортепиано» произведения крупной формы вып.2
104.И. Анастасьева «Хрестоматия для фортепианного ансамбля» вып. 2 Москва «Музыка» 1985
105.В.Натансон, В.Дельнова, В. Малинников «Фортепианная техника» Москва «Музыка» 1989
106.Н. Ветлугина «Музыкальный букварь» 1986
107.Л. Цвирко «Ансамбли для фортепиано»7 классКиев1985
108.Моцарт «Сонаты для фортепиано» том1 Ленинград «Музыка» 1982 109.Й.Гайдн «Сонаты для фортепиано до мажор и ре мажор» 2 том СПб«Композитор»1993
110.О.Мартьянова,Т.Волкова,Л.Халлаева«Концертный репертуар юного музыканта» альбом фортепианных пьес ч.3СПб1996
111.Е. Абаджянаи Ш. Опаяна «Детские пьесы композиторов Армении» Москва «Советский композитор» 1972
112.Р.Шуман«Фантастические пьесы для фортепиано» Москва «Музыка» 1988
113.Й. Гайдн «Избранные сонаты для фортепиано»вып.2 «Музыка»1965 114.Я.И.Ройзман, В.А.Натансон «Юный пианист» вып. 3Москва 1984 115.К.С. Сорокина «Альбом классического вальса» том 4 Москва 1988 116.М. Зив «Детский альбомдля фортепиано» Москва«Советский
композитор»1972
117.Ю. Оленев«Танцы из балетов русских композиторов»Москва «Музыка» 1987
118.Т. Мануильская «Пьесы для фортепиано» вып. 14 Москва 1989119.Н. Копчевский «Хрестоматия для фортепиано» вып. 1Москва
«Музыка» 1984
120.Пороцкий «Фортепианная музыка для ДМШ»Ансамбли вы. 7 средние классы Москва «Советский композитор»1981
121.Репертуарное приложение к журналу ДМШ–ученик и мастер «Музыкальный альбом настроений»
122.«Хрестоматия для фортепиано» 2 классДМШМосква «Музыка»1985
123.«Хрестоматия для фортепиано в четыре руки» Москва «Советский композитор»1968
124.П. Чайковский «Времена года» Москва1974
125.«Хрестоматия для фортепиано» 1 класс ДМШ Москва1985
126.«Музыка на уроках классического танца» СПб«Союз художников»2000
127.«Альбом классического вальса для фортепиано» том 3 Москва «Советский композитор»1988
128.«Хрестоматия фортепианного ансамбля»Москва «Музыка»
129.В.Натансон, Дельнова, Малинников«Фортепианная техника» Москва «Музыка» 1987
130.Р.С. Гиндин«Этюдыдля фортепиано на разные виды техники»4 класс Киев 1988
131.Н. Станкевич «Детские альбомы советских композиторов»Москва «Советский композитор»1990
132.Ю. Уткин «Хрестоматиядля скрипки» Москва «Музыка» 1987
133.А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой» Москва1986
134.М. Соколова, Н.Копчевский, Натансони М. Соколов«Современный пианист»Москва«Музыка» 1979
135.Н. Любомудрова, К.СорокиниА. Туманян«Хрестоматия для фортепиано» Москва 1989
136.А. Бакулов, К. Сорокин «Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1992
137.Р.Абдуллина«Пьесы для фортепиано»вып. Москва1989
138.сост. Благодарная «Пьесы для фортепиано» «Советский композитор» 1988
139.Шелдунова«Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1988 140.Копчевский«Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1982 141.Сорокина«Альбом вариаций для фортепиано» Москва «Советский
композитор»
142.Копчевский«Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1990 143.-----------------------------------------------выпуск 11977
144.Гаврилин «Пьесы для фортепиано» Ленинград «Советский композитор» 1990
145.Сорокина «Альбом сонатин для фортепиано» «Музыка» 1972 146.Соколов«Полифонические пьесы для фортепиано» Москва
«Музыка» 1972
147.Милич«Фортепиано» Киев«Муз.Украина»1988
148.Антренко«Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1979 149.Милич «Фортепиано» 2 часть Киев «Муз. Украина»1988
150.Бах«ХТК» том1 Киев «Муз.Украина» 1985151.Бах«ХТК» том2
152.Черни«Избранные упражнения и этюды для левой руки»Ленинград «Музыка» 1989
153.Свиридов«Альбом пьес для детей» Москва «Сов. комп.» 1989 154.Мануильская«Полифонические пьесы»«Советский композитор»
1982
155.Сорокина «Золотая лира»Москва «Сов. комп.»1988
156.Копчевский«Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1984
157.Копчевский«Хрестоматия для фортепиано» Москва «Музыка» 1989
158.Милич«Фортепиано» ч.1Киев «Муз.Украина»1985
159.Сорокина «Альбом классического вальса» том4Москва
160.Скрябин«Две поэмы» Москва «Музыка» 1987
161.Гайдн «Избранные произведения для фортепиано»Москва«Музыка» 1979
162.Батагова «Пьесы для фортепиано» Москва«Музыка» 1973 163.Ребиков«Пьесы для фортепиано» Москва «Музыка» 1968
164.Сорокин«Альбом русской фортепианной музыки» Москва «Музыка»1978
165.Чайковский«Времена года» Москва«Музыка» 1989
166.Дашкова «Пьесы для фортепиано» Москва «Советскийкомпозитор»1990
167.Фибих«Пьесы для фортепиано» Москва «Музыка» 1975
168.Григ«Пер Гюнт» Москва «Музыка»1987
169.Григ«Лирические пьесы для фортепиано» Москва«Музыка» 1985
170.Брамс «Венгерские танцы для фортепиано»Москва«Музыка» 1987
171.Разоренов «Пьесы, этюды, ансамбли для фортепиано»Москва«Сов.
комп.» 1989
172.Кабалевский«30 детских пьес для фортепиано»«Музыка»1965
173.Перселл «Клавирные пьесы» Москва «Музыка» 1989
174.Шостакович«Нетрудные пьесы для фортепиано» Москва«Музыка» 1967
175.Стучинская«Вдвоем веселее»«Советский композитор»1988
176.Анастасьева «Хрестоматия для фортепиано» Москва«Музыка» 1987
177.Баятин «Произведения французских композиторов 20 века для детей» Москва «Советский композитор» 1973
178.Белов«Детские пьесы дляфортепиано»«Музыка» 1981
179.Бакулов«Репертуар фортепианного ансамбля»Москва «Музыка» 1973
180.Цвирко«Ансамбли для фортепиано» Киев «Муз.Украина»1985 181.Гаврилин «Пьесы для фортепиано» Ленинград «Музыка»
Электронные образовательные ресурсы:
-http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/Социальная сеть работников образования;
-obrpiramida@gmail.com ,Центр педагогических технологий имени К.Д.Ушинского;
-http://piram.umi.ru «Новое образование»;
-festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
-http://schoolcollection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов;
-http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов;
-http://www.openclass.ru/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;
-http://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/makarov.htm/ Методика обучения игре на фортепиано в детской музыкальной школе.;
-http://music-education.ru/obuchenie-detej-igre-na-fortepiano-chto-delat-na-pervy-h-urokah/ Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?;
-http://samlib.ru/l/luchinina_o/pianoteaching.shtml/ Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы;
-Pianomet.narod.ru/metodika.htm/ Методика обучения игре на фортепиано
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Современные научные исследования доказывают, что у нынешнего поколения детей активнее работает визуальная память. Причем запоминание происходит не только на сознательном, но и на подсознательном уровне. Таким образом, обучающемуся, пришедшему на урок, достаточно лишь мельком взглянуть на плакат, и наиболее значимые вещи сами отложатся в памяти. Наглядные пособия позволяют сделать учебный процесс намного результативнее.
Учебно-наглядные пособия. /Примеры/
Учебно-методические пособия
Учебно-методическое пособие — это официальное печатное издание, содержание которого полностью соответствует учебной программе по специальности фортепиано.
Алексеев А. Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952 Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978
Альшванг А. Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка, 1997
Аберт Г. Моцарт. Монография / М., Музыка, 1990
Герман Бадура-СкодаЕ.и П. Берченко Р. Интерпретация Моцарта /М.,1972 Браудо И. В поисках утраченного смысла.
Болеслав Яворский о "Хорошо темперированном клавире "/Классика — XXI, 2008
Браудо И. Артикуляция. Л., 1961
Голубовская Н. Искусство педализации. Музыка, Л., 1974
Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепиан-ной игре /М.,1961
Дроздова М. Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997
Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960
Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М.,1968
Коган Г. Работа пианиста. 3 изд., М.,1979
Коган Г. Вопросы пианизма. М.,1969
Копчевский Н. И.Бах. Исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979
Копчевский Н. Клавирная музыка, вопросы исполнения. М, 1986
Корто А. О фортепианном искусстве. М.,1965
Корто А. Рациональные принципы фортепианной техни-ки.М.,1966
Ландовска В. О музыке. Классика - XXI век, 2001
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.,1988
Лонг М. За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985
Маккинон Л. Игра наизусть. Л.,1967
Маранц Б. О самостоятельной работе студента-пианиста. Фортепиано, 2004, №№3,4
Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966
Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002
Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967 Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983
Мндоянц А. Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике, М., 2005 Наумов Л. Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.,
Носина В. Символика музыки И.С.Баха. Классика - XXI, 2006
Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
Савшинский С. Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002
Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и многом другом. М., 1997 ТимакинЕ.Воспитание пианиста. Методическое пособие. М., Советский композитор, 1989
Фейнберг С. Пианизм как искусство. М.,1969
Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб, Композитор, 2008
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.,1974
Цыпин Г. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988 Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. Классика - XXI. ., 2011
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М.,1996
Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985
Шнабель А. "Ты никогда не будешь пианистом". Классика - XXI, М., 1999 Штейнгаузен Ф. Техника игры на фортепиано. М.,1926
Шуман Р. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка, 1975
Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М.,1959 Учебно-методическое пособие)
Барсукова С.А. (сост.) – Волшебные звуки фортепиано. 1-7 классы ДМШ (5 сборников пьес и ансамблей для фортепиано)Составитель: Барсукова С.А. Барсукова С.А. Волшебные звуки фортепиано. Сборник ансамблей для фортепиано 1-2 классы ДМШ. 2012 г.
8. Материально-технические условия реализации программы
учебного предмета
«Специальность и чтение с листа»
Материально-технические условия реализации программы учебный предмет«Специальность и чтение с листа»обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных Федеральными государственными требованиями.
Материально-техническая база школы искусств должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам,нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы учебный предмет«Специальность и чтение с листа» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-техническогообеспечения включает в себя:
–концертный зал с концертным инструментом;
–учебные аудитории, площадью не менее 6кв.м.,оснащенные пианино, для индивидуальных занятий для реализации учебного предмета«Специальность и чтение с листа»;
–учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
9.Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена ФГТ дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано». Объем времени на
самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности, которую определяет сам преподаватель.
Самостоятельная работа предусматривает выполнение домашнего задания обучающихся, посещение ими учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях т концертно-просветительской жизни школы.
Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебной, учебно-методической и нотной литературой, аудио-и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по учебному предмету.
результате самостоятельной работы у обучающихся развиваются способности к музыкальной деятельности: понимание формы, композиции содержания. Дети становятся самостоятельными, способными проявлять творческие наклонности, создавать интересный, выразительный, яркий музыкальный образ. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения осуществляется их эстетическое воспитание.
Важным стимулом для самостоятельного творчества является положительное отношение преподавателя к обучающемуся. Для развития самостоятельного творчества необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которым ребенок обучается непосредственно на уроке, а приобретенные навыки использует для самостоятельных занятий .