Учебно-наглядные пособия как средство развития творческого мышления | Мелентьева Александра Андреевна. Работа №324591
Данная статья посвящена изучению проблемы учебно-наглядных пособий как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках окружающего мира. В работе изучены основные особенности развития творческого мышления у младших школьников, разработан комплекс учебно-наглядных пособий по развитию творческого мышления младших школьников для уроков окружающего мира.
В данной статье по представленной теме «Учебно-наглядные пособия как средство развития творческого мышления младших школьников на уроках окружающего мира» анализируется научная литература, рассматриваются взгляды различных ученых на поставленную проблему, проанализированы возможности учебно-наглядных пособий в развитии творческого мышления младших школьников на уроках окружающего мира.
«Учебно-наглядные пособия как средство развития творческого мышления младших школьников на уроках окружающего мира»
На сегодняшний момент федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), основные образовательные программы начальной школы ориентированы на развитие творческого мышления младших школьников, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности. Наличие хорошо развитого творческого мышления позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям, но и осваивать новые виды деятельности. В педагогике и психологии проблема развития творческого мышления остается малоизученной. В отечественной психологии и педагогике данный аспект представлен в трудах В. Н. Дружинина, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, В. С. Юркевича, а в зарубежной психологии в исследованиях Д. Гилфорда, С. А. Медник, Е. П. Торренса и др.
Исследования в области возрастной и педагогической психологии (Г. С. Альтшуллeр, В. И. Андрeeв, Т. В. Кудрявцeв, А. М. Мaтюшкин, М. И. Мaхмутoв, Е. И. Мaшбиц, А. И. Умaн, А. В. Хутoрскoй) убеждают в том, что младший школьный возраст содержит богатые возможности для развития творческого мышления. Однако для реализации этой возможности необходимо создать соответствующую образовательную среду. Формирование творческой направленности мыслительной деятельности младшего школьника в значительной мере определяется соотношением репродуктивных и продуктивных действий в структуре учебно-познавательной деятельности, а также взаимосвязанностью соответствующих когнитивных и личностных компонентов в процессе становления системы «творческое мышление».
На современном этапе развития начальной школы каждый учитель должен творчески подходить к организации процесса обучения, проводить уроки эффективно, разнообразно и увлекательно. Общеизвестным является тот факт, что эффективность и увлекательность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств младшего школьника. Чем больше рецепторов вовлечено в восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность была введена Я. А. Коменским в педагогическую науку как дидактический принцип наглядности. Данный принцип предполагает переход от чувственного восприятия к абстрактному, а в дальнейшем и к творческому мышлению в процессе познания. Использование учебно-наглядных средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Курс окружающего мира в начальной школе призван вооружить младших школьников элементарными знаниями о предметах и явлениях природы, о простейших взаимосвязях между ними, а также о взаимодействии человека и природы. Однако в условиях классных занятий не всегда возможно непосредственно наблюдать, видеть предметы и явления в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью учебно-наглядных пособий обучения, в которые входят таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и кинофрагменты, мультимедийное оборудование. На уроках окружающего мира эти учебно-наглядные пособия можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.
Вопросы использования учебно-наглядных пособий с целью формирования прочных знаний об окружающем мире изучали многие педагоги, психологи, методисты: В. С. Вахтеров, А. Я. Герт, Л. В. Занков, В. Ф. Зуев, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, В. В. Половцев, Б. Е. Райков, Г. Ф. Суворова, К. Д. Ушинский, С. Г. Шаповаленко, Н. М. Шахмаев.
По мнению ученых, учебно-наглядные пособия увеличивают эффективность обучения на уроках окружающего мира, помогают младшим школьникам усваивать информацию более осмысленно и с большим интересом. Также применяемые учителем пособия мобилизует психическую активность обучающихся, вызывают интерес к окружающему миру, расширяют объём воспринимаемого материала, снижают утомление, тренируют творческое мышление и воображение. Однако, как показал анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме, до сих пор нет единого мнения о развитии творческого мышления, его природе, критериях и эффективности его развития посредством использования учебно-наглядных пособий на уроках окружающего мира в начальной школе.
Значимое место в существующей психолого-педагогической литературе отведено именно изучению проблемы творческого мышления, его развития. Исследователи не имеют единой точки зрения по поводу интерпретации понятия «творческое мышление», поэтому структурно-содержательная составляющая, представленная ими, также разнится. Некоторые описывают творческое мышление в качестве процесса, направленного на образование различных связующих систем, свойств, присущих личности, а также интеллектуальных способностей, имеющих определенных характеризующие их черты. Ученые считают, что творческое мышление отличается некой новизной, значительной степенью развития и движения по пути получения абсолютно новых знаний.
Процесс развития творческого мышления детей младшего школьного возраста реализуется с учетом многочисленных специфических особенностей. Развитие творческого мышления осуществляется одновременно в рамках с актуализацией учебно-воспитательных процессов, переплетающихся одновременно с психологическими процессами, таким как: воображение и восприятие. Уровень развития творческого мышления ребенка зависим от уровня его интеллектуального развития. Однако, важно понимать, что оба процесса не могут быть эффективно реализованы без создания благоприятных условий, где будет представлен теоретический и практический материал для дальнейшего совершенствования. Продуктивные и творческие виды деятельности (начиная от изобразительной, заканчивая театрализованной, дизайнерской и так далее) – это эффективное средство становления и развития творческих возможностей детей младших школьных классов.
Учебно-наглядные пособия – это одно из важнейших средств умственного и творческого развития, а их использование современным учителем является обязательным для методически точного и грамотного построения процесса обучения. Учебно-наглядные пособия, применяемые на уроках окружающего мира очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Они подразделяются две основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производственных объектов; изобразительные наглядные учебные пособия, изображающие предметы и явления средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники.
Наглядные учебные пособия используются на различных этапах проведения урока окружающего мира: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся. Для того чтобы наглядные пособия и средства способствовали развитию творческого мышления и выполнению учебной задачи по усвоению знаний обучающимися на уроках окружающего мира необходимо соблюдать правила использования принципа наглядности и правильно подбирать, и разрабатывать наглядные пособия.