Учебные проекты младших школьников как средство повышения мотивации обучения | Юткина Людмила Ивановна. Работа №320948
Метод проектов придает креативный характер процессу обучения, повышает качество знаний учащихся, развивает их творческие способности, формирует положительную мотивацию к учению младших школьников, развивает следующие ключевые компетентности: общекультурную, социально-трудовую, коммуникативную, компетентность в сфере личностного самоопределения. Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей, является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.
как средство повышения мотивации обучения
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 г. Заринска Алтайского края
Юткина Людмила Ивановна
Заринск
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность опыта………………………………………………..с.2-4
2.Теоретическое обоснование………………………………………..с.4-13
Цели проектного метода
Технология реализации опыта в условиях
компетентностного обучения
3. Практическое представление……………………………………...с.13-20
4. Результативность…………………………………………………...с.20-22
6. Литература…………………………………………………………..с.23
7. Приложения
Учебные проекты младших школьников как
средство повышения мотивации обучения
1. Актуальность опыта
Опыт формируется в крупной городской общеобразовательной школе №2 г. Заринска Алтайского края. В школе осуществляется разноуровневое обучение; социальный состав учащихся неоднороден, преимущественно в школе обучаются дети из рабочих семей.
Задачей школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям читать, писать, считать.
В современном мире, когда информация становится стратегическим ресурсом, знания, приобретённые однажды, относительны, ненадежны и быстро устаревают. Очевидно, что образование для человека должно стать непрерывным процессом. Это значит, что учащимся надо не только дать возможность овладеть в период школьной жизни основами базовых наук, необходимо создать условия, обеспечивающие формирование умения самостоятельно организовывать и осуществлять процесс познавательной деятельности.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: результатом обучения и воспитания и школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению детей современными средствами информации и способность применять их для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необходимо учить ребенка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений.
Предметные знания, умения и навыки, безусловно, сохраняют актуальность для начальной школы, ибо они являются мощным средством развития мышления. Чем прочнее будут знания, тем легче дети будут приобретать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребенка. Но в новых условиях знания, умения и навыки не могут рассматриваться как цель и главный результат обучения, сегодня они лишь средство для достижения целей, обозначенных выше.
Задача создания условий для формирования творческой личности приобретает не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой правомерно поставить вопрос: в чем же причины той исключительной остроты, с которой формируется эта задача сейчас? Разве она не была поставлена в свое время в теории и на практике выдающимися педагогами А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, В.А.Сухомлинским и другими?
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них сознательного отношения к учебному труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и компетентностное обучение и федеральные образовательные стандарты второго поколения.
Изменение целей современного образования в ходе реализации компетентностного обучения повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Возникла необходимость применения в практике учителя разных стратегий обучения младших школьников. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения, на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь использовать педагогические технологии, построенные на организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Среди инновационных технологий, применяемых в современном образовательном процессе, особое место занимает проектная деятельность учащихся. Использование метода проекта в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности ХХI века, личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интересы человека и информация.
2. Теоретическое обоснование опыта.
Цели проектного метода.
Формирование критического мышления через овладение учащимися интеллектуальными, общетрудовыми и исследовательскими знаниями, умениями и навыками.
Развитие умения воплощать идею в конечный продукт.
Воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности, предприимчивости.
Метод проектов придает креативный характер процессу обучения, повышает качество знаний учащихся, развивает их творческие способности, формирует положительную мотивацию к учению младших школьников, развивает следующие ключевые компетентности: общекультурную, социально-трудовую, коммуникативную, компетентность в сфере личностного самоопределения
Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей, является способом достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным способом.
Трудоёмкость выполнения проектов для учителя состоит в необходимости увеличении времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. В то же время, работа над проектом позволяет полнее раскрыть творческий потенциал самого учителя. При использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем усложняются, он должен уметь выделить основные и дополнительные цели проекта, этапы работы, позволяющие развивать творчество и инициативу ребенка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать в роли играющего тренера в совместной работе. Конечно, возраст учащихся начальных классов накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать их нужно обязательно. В младшем школьном возрасте, когда ведущей является учебная деятельность, у школьников формируются ценностные установки, личностные качества и отношение к интеллектуальным занятиям в целом. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, проходной для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в учебной деятельности в целом.
Человек рожден для мысли и действия, - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.
Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов в среднем и в старшем школьном возрасте..
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
личностно – ориентированно;
использует множество дидактических подходов;
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченность в работу по мере ее выполнения;
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Главный итог проектной деятельности - развитие у ребенка познавательных потребностей, исследовательских способностей умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире.
Технология реализации опыта в условиях компетентностного обучения
Проектная деятельность- это игровая, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, способы деятельности, методы, направленные на достижение общего результата.
Первыми авторами и разработчиками были Дж. Дьюи, Килпатрик. Дж. Дьюи проектную деятельность охарактеризовал как обучение через деяние, т. е. учащийся включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Таким образом, технология проектной деятельности – это образовательная технология, направленная на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Проект - (лат. брошенный вперед) – совокупность документов для создания какого-либо сооружения, изделия; предварительный текст документа; замысел, план, прообраз какого-либо объекта (Советский энциклопедический словарь, с.107).
Проект - это цельная работа, ее нельзя не закончить, остановится посередине, т. к. оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание.
Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки, документа, рекомендаций, анализа, модели, прогноза, опорного сигнала, путей решения проблемы и т. д.
Проектирование - это сложная работа, состоящая из различных видов деятельности: составления плана, работы с информацией, работы с людьми, анализа полученных материалов, составления рекомендаций.
Принцип проектной деятельности - это совместная работа учителя и учащихся.
Проектный метод обучения - это способ взаимодействия учителя и учащихся, направленный на достижение целей проекта, его особенность обусловлена взаимодействием учителя и ученика. Она проявляется:
во внешней деятельности учитель- ученик - организации ученика на работу;
во внутренней деятельности учитель- ученик - организации воздействия на интеллектуальное и нравственное развитие школьника, включающего в себя:
Обучение умения делать выводы на основе анализа и синтеза.
Формирование силы воли, настойчивости.
Расширение диапазона социально значимых мотивов и др.
Классификация проектов:
по количеству учащихся: индивидуальный или групповой (позволяют формировать коммуникативные навыки);
монопредметные (исследование в рамках одного предмета) и
межпредметные (во внеурочное время );
краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные;
по виду проектной деятельности выделяют информационные (сбор и анализ информации, представление ее в виде реферата, статьи, доклада, схемы таблицы, графика и т. д.), исследовательские (научный поиск, в результате отчет, публикация, участие в конкурсе проектов), творческие (создает условия для формирования креативных способностей, в результате - подготовки сценария, радиопередачи, выпуск газеты, видеофильма) и практико-ориентированные проекты (создание социально-значимого продукта – которым можно было бы воспользоваться на практике, в результате выработка рекомендаций,
создание каталога статей, создание вспомогательных средств).
Традиционно выделяются три этапа проектной деятельности:
1.Подготовительный этап. В ходе его реализации возникает идея, происходит этап целеполагания, составляется план работы, определяются способы достижения цели, подбирается необходимый материал.
2.Исполнительный этап (технологический). Здесь осуществляется проект по заранее разработанному плану (с корректировкой в процессе деятельности).
3.Итоговый этап (заключительный), где проходит защита проекта или презентация, анализ проделанной работы, оценка.
Основные требования к использованию технологии проектной деятельности:
1.Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3.Самостоятельная, (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта.
5.Использование исследовательских методов.
Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом при работе над проектом, учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом;
воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
представляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию,
является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
позволяет проявлять взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
заинтересованностью ученика в работе.
Метод проектов предоставляет большие возможности для совершенствования методики воздействия на развитие личности и социализации школьников через анализ структуры совместной деятельности, которая существенно отличается от структуры деятельности учителя и ученика при традиционной организации обучения.
Структура деятельности учителя и ученика
при использовании метода проектов
Ученик Учитель
1.Этап целеполагания.
А)Определяет цель деятельности. А) Помогает определить цель деятельности.
2. Конкретные действия
Б) Выбирает пути решения. Б) Содействует прогнозированию
результатов.
В)Экспериментирует. В) Раскрывает возможные формы.
Г) Открывает новые знания. Г) Рекомендует источники
получения информации.
3. Субъект, объект деятельности
Д) Субъект учения. Д) Партнер ученика.
Е)Активен. Е) Создает условия для активности
школьника.
4. Результативность
Ж) Несет ответственность за Ж) Помогает оценить полученный
результат деятельности. результат, выявить недостатки.
Основываясь на проведённом выше анализе проектной деятельности можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации или каких умений не достает);
презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные;
вопросы, использовать различные виды наглядности, демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?; Ученик учится адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность-время, ресурсы, распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, так как для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одной, двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Очень важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению ими приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задавать такие вопросы:
Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
Где вы еще можете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт и деликатность, чтобы не навязывать ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск, например:
Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект?
Какую информацию вам необходимо получить?
К каким источникам информации вам следует обратиться? (Интернет, справочники, художественная литература, учебники.)
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки, наблюдения. В этом плане представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей, родственников при выполнении такого проекта, как Великая Отечественная война в истории наших семей.
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако, при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Проектная деятельность содержит большой потенциал в реализации компетентностного подхода в обучении и формирует ключевые компетенции.
Исследовательская деятельность и творческое проектирование, осуществляемые младшими школьниками, требуют высокопрофессионального педагогического участия. Без этого познавательная ценность детских исследований и проектов часто оказывается невысокой.
3. Практическое представление
Работая в начальных классах, вот уже несколько лет на своих уроках и во внеурочной деятельности я использую метод проектирования, так как считаю, что этот метод положительно влияет на мотивацию, заставляет учащихся добывать самим знания, а не получать их в готовом виде.
Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли: журналистов, исследователей, художников – оформителей, фотокорреспондентов и вырабатывается план. Далее идет работа по намеченному плану, подготовка к презентации, сама презентация и рефлексия.
В 1-ом и 2-ом классах к работе над проектом обязательно привлекаются родители, которые помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный материал и направить его в определенное русло. Учащиеся 3-го и 4-го классов с проектами справляются самостоятельно и под
руководством учителя.
Мои ученики выполняют проекты краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочные проекты используются, в основном, на уроках. Так уже в 1-м классе на уроках математики учащиеся создают проекты по изучению чисел. Приведу пример работы над одним из первых проектов изучения числа 8. Детям, за несколько уроков вперед, было дано задание: узнать, где встречается в жизни число 8. Образовалась группа учащихся, желающих исследовать число 8. Дети узнали много интересного, используя различные источники информации: книги, газеты журналы. Свои выступления подкрепляли красочными рисунками. Презентация проекта проходила на уроке в классе.
Учебный проект Число 8.
Методическое представление:
Введение. Методический паспорт учебного проекта. Работа над проектом. Выводы.
Введение.
Тематика проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для последующего углубления знаний учеников, Развития интереса к математике, вовлечение детей в исследовательскую деятельность, а также с учетом их возраста.
Методический паспорт учебного проекта.
Цель образовательная, воспитательная, развивающая:
самостоятельное приобретение новых знаний;
формирование у учащихся информационной и коммуникативной культуры;
организация индивидуальной и групповой деятельности учащихся;
Задачи учебно-педагогические:
развитие навыков творческой деятельности учащихся;
развитие интереса к предмету;
Возраст учащихся: 6-7лет.
Время работы над проектом: 1неделя.
Форма работы: внеурочная.
Мотивация познавательной деятельности: личный интерес учащихся.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: Использование учебной и художественной литературы, энциклопедии, газеты, журналы.
Дополнительно привлекаемые участники: родители учеников, ученики старших классов.
Развитие навыков:
творческой деятельности;
коммуникативные;
самостоятельной работы с внеучебными источниками информации;
публичного выступления.
Статус учебного проекта: группа 1-го класса (10 человек).
Опыт использован при проведении уроков математики в 1-х классах.
1-й этап - подготовительный (погружение в проект, организация деятельности)
Учитель знакомит детей со смыслом проектного подхода, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей, предлагает идеи, высказывает предположения, вместе с учениками выбирает план действий, определяет источники информации. Ученики с помощью учителя определяют роли, учатся пользоваться различными источниками информации, необходимой литературой. Проводится работа с родителями учащихся по разъяснению смысла и задач проекта. Выбирается способ и форма презентации предполагаемых результатов.
2-й этап – исполнительный (осуществление деятельности)
Дети работают активно и самостоятельно, находят материал по теме проекта. Подготавливают презентацию результатов. Учатся выразительному чтению, делают рисунки по теме проекта. Учитель постоянно держит руку на пульсе, помогает, когда детям не хватает знаний.
3-й этап – итоговый (презентация, рефлексия)
Учащиеся, изучив данную тему, подобрав материал по ней, проведя мини-исследования, подготовили сообщения к уроку математики по теме: Число и цифра 8. Каждый ученик, выполнявший проект, был поощрен и награжден памятной медалью.
Выводы.Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через реализацию в предметной деятельности.
Работы учащихся.
1.
Что такое число восемь?
Всех подумать просим.
Солнце пригревает,
На дворе тепло.
От улыбки мамы
Радостно, светло,
Эта цифра восемь
Полюбилась нам…
День 8 Марта-праздник наших мам.
2.А у меня маму зовут Наташа и 8 сентября у нее именины в честь Натальи-Овсяницы.
3.А я узнала, что в природе есть свои чудеса, связанные с числом 8. Например, у таких цветов, как лотос и жасмин, по 8 лепестков.
4.Мы спросили осьминога:
Восемь ног тебе не много?
Отвечает осьминог:
Ну и что, что 8 ног?
Эти две ноги в работе-
Постоянно на охоте.
И нужна мне пара ног,
Чтоб я деток нянчить мог,
Третьей парой я стираю,
А четвертой подметаю,
И, хотя я осьминог,
Ведь порою так бывает:
Восемь ног, а не хватает!
5.Диво дивное паук:
Восемь ног и восемь рук!
Если надо наутек-
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг-
Выручают восемь рук.
6.Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрешками зовут.
7. Я узнала, что означает выражение Восьмое чудо света. Папа мне объяснил, что Восьмым чудом света называют что-то необыкновенное, грандиозное.
8. Мы с братом придумали, что из восьмерки можно нарисовать: очки, снеговика, вишенки, грушу, гитару, грибок, цветок, бабочку, крендель, неваляшку. (Свое выступление ученик проиллюстрировал рисунками).
9. У меня однажды был такой случай. Я ехал на велосипеде и врезался в столб. У колеса получилась восьмерка, и его пришлось выбросить, а так было
жалко велосипед. Поэтому надо ездить осторожно и бережно относится к вещам.
10. Мой дядя рассказал, что когда он сдавал в ГАИ на права на мотоцикле, то ездил по восьмерке.
Итак, мои первоклассники стали маленькими исследователями.
При использовании метода проектов развиваются творческие, литературные способности школьников, решаются задачи
по интеллектуальному развитию и нравственному воспитанию учащихся. Например, проектная работа второклассников Азбука вежливых прилагательных ( см. Приложение 1).
Начало проекту способствовала тема урока Алфавит. Проанализировав практическое значение алфавита, ребята пришли к выводу, что сами могут найти ему применение, создав Азбуку вежливых прилагательных, так как из-за незнания и умения применять некоторые вежливые слова в классе иногда возникают конфликты. Работая над такой азбукой можно всем стать более культурными и воспитанными детьми.
На 1-м этапе при обсуждении идей и путей реализации поставленной цели школьники предложили на каждую букву русского алфавита придумать вежливое прилагательное.
2-й этап проекта коллективно не обсуждался, так как каждый ученик самостоятельно решал, как будет выглядеть оформление его собственной Азбуки вежливых прилагательных. Родители второклассников поддерживали детей советами, помогали в оформлении работы.
На 3-м, заключительном этапе была организована выставка детских проектов. В течение двух недель учащиеся, родители имели возможность посмотреть детские работы.
В целом работа над проектом заняла около месяца. В результате выполнения этого проекта у второклассников:
расширились словарный запас по теме и кругозор;
активизировалась внутренняя и внешняя речь;
получили развитие навыки интеллектуальной деятельности;
происходило формирование основных нравственных категорий;
совершенствовалась техника чтения.
Во 2-м классе по программе окружающего мира учащиеся решили создать учебный проект О космосе. Учитель направляет и руководит этим проектом, а учащиеся рисуют карты Солнечной системы, планеты, о которых узнали из разных источников, в том числе из энциклопедий, материалов, взятых из Интернет. Благодаря работе над проектом расширился кругозор школьников. Они узнали о Галактиках и планетах, об истории развития и изучения космического пространства, о космонавтах и астронавтах. После приведения в систему материалов учащихся был выстроен очень красивый и интеллектуальный проект, презентация которого успешно прошла и в своём классе и в параллели 2-х классов.
Моими учениками были выполнены проекты:
Лекарственные растения;
Ядовитые растения;
Загадки - путь к знаниям;
Мой город;
Москва-столица нашей Родины;
Страны мира;
Города России;
Басни и баснописцы;
Герои сказки А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане…;
Наши имена;
Кто такой Петрушка и другие.
В 3-м и 4-м классе при презентации работ, помимо вопросов, возникших у учащихся, прошу защитить свой проект, на основе определённых критериев (см. Приложение 2).
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта,
отмечаю дипломами или памятными подарками, поощряются и другие ученики, участвовавшие в выполнении проекта. Помимо личных призов иногда готовлю общий приз всему классу. Это может быть чаепитие
поход в театр, цирк и т. д.
4. Результативность
Применяя в своей работе метод проектов, я создаю условия для активной творческой деятельности учащихся, добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании.
Анализ работы по проектной методике позволил выделить следующие показатели уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, приобретённых ими в процессе деятельности:
1. Высокий уровень интереса к различным неисследованным проблемам.
2. Способность к фантазированию, воображению.
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для
себя знаний, способов действий, методов решения проблемных
вопросов.
4. Проявление положительных эмоций в процессе работы.
5.Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Способность к сотрудничеству, умение работать в группе.
7. Стремление к оригинальности.
8. Проявление самостоятельности в работе.
9. Умение преодолевать возникшие трудности.
У многих детей появилось положительное отношение к заданиям проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы. У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над проектом: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
Использование проектного метода в начальной школе показало, что учащимся нравится выполнять проекты. Этот вид деятельности ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создается
обстановка увлеченности и творчества. Каждый носит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Особо отмечаю, что при выполнении проектных работ, у школьников идет формирование ключевых компетентностей (общекультурной, социально-трудовой, коммуникативной, компетентность в сфере личностного самоопределения), это и является необходимым условием для успешного применения проектного метода в начальной школе.
Отслеживание результатов внедрения проектного метода было организовано через наблюдение и сбор статистических данных (см. Приложение 3).
Методика проектирования в начальной школе позволила выявить положительные тенденции в развитии:
мотивации учащихся;
планирования;
умения сопоставлять свой результат с поставленными целям;
оформительских навыков.
Вместе с тем при внедрении проектной методики в практическую деятельность обнаружены трудности:
в степени самостоятельности исследования учеником;
в умении делать выводы.
Поэтому, считаю нужным продолжить работу, имея в виду следующее:
расширить поле проектной деятельности на внеклассную
работу;
использование межпредметных связей;
формирование навыков логического мышления;
развитие способности делать выводы.
Приложение 2.
Критерии самооценки выполненных проектов
Основная идея проекта.
Результат проекта.
Материалы, использованные при выполнении проекта.
Достаточность собственных знаний или необходимость
пополнения их.
Трудность выполнения проекта.
Кто помогал выполнить проект? В чем заключалась помощь?
Можно ли улучшить проект?
Свое отношение к проекту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учеб.пос. для студентов пед.вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров./Под ред. Е.С. Полат М. 2003.
Богоявленская Д Б. Пути к творчеству. М.1981.
Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. М. 2008.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников./ Начальная школа. 2005. № 9. С.69.
Левин В.А. Воспитание творчества. М.1977.
Новолодская Е.Г., Яковлева С.Н. Реализация творческих проектов
при изучении природоведения. Начальная школа. 2008. №1. С.94.
Пономарев А.Я. Психология творчества и педагогика . М. 1976.
Сергеева И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М. 2003.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов. Практика образования. 2006.№4.
Шлинкине Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Начальная школа. 2008. №9. С 34.