Учебный диалог как средство включенности младшего школьника в процесс обучения. | Мой кабинет. Работа №350310
Дети учатся с интересом, когда имеют мотивацию к обучению, используют уже имеющиеся у них знания и умения и могут увидеть применение полученных знаний и умений на практике.
Одна из проблем обучения сегодня – пассивность школьников, низкий уровень самостоятельности, неумение переносить знания из учебной ситуации в ситуацию жизненную и, как следствие, снижение учебной мотивации уже к концу начальной школы.
Один из способов решения этой проблемы – освоение и применение технологии интерактивного обучения младших школьников. Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная технология направлена на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов.
Автор: Грачева Ирина Адамовна
учитель начальных классов МАОУ Лицей № 185
г. Новосибирск, Октябрьский район
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Движущей силой развития личности выступает особым образом организованное обучение – совместная деятельность и общение учеников и учителя. Поэтому главная задача: научить этой самой деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий. Важным инструментом этой деятельности считаю учебный диалог, технологию ведения учебного диалога.
Чтобы учебный диалог случился на уроке, стал инструментом для решения учебных задач, учителю необходимо создать ВАЖНЫЕ условия:
1. Ученик должен чувствовать себя полноценным участником учебного процесса. Учителю необходимо снизить уровень авторитарности, монологичности, дисциплинарных замечаний, недоверия взрослого к ребенку. Обязательным требованием включенности детей в процесс обучения является создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы.
2. Учитель должен использовать в речи психологические, эмоциональные поглаживания по отношению к ребёнку. Это единица внимания учителя к ребёнку. Чем больше таких поглаживаний, тем увереннее чувствует себя ученик; ему комфортно, удобно на уроке с таким учителем. Дети видят, что учитель внимателен ко всем и каждому: улыбается, обращается по имени, тактильно и зрительно контактирует и раскрепощаются.
3. Учитель должен быть хорошим слушателем (не перебивать, дослушивать до конца, позитивно оценивать услышанное). Ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его. Для этого нужно пользоваться приемами пассивного и активного слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания (зрительный контакт, кивки головой, слова типа так, хорошо, продолжай, молодец). Чувство собственного достоинства, ощущение значимости собственного Я, уверенность в своих силах и положительная оценка со стороны окружающих – важное условие ведения учебного диалога.
4. Важно приучить детей с 1 класса слушать друг друга. Если дети отвечают для учителя, построить учебный диалог не удастся. Учитель предлагает отвечающему поворачиваться к классу, к тому, к кому относишь свое высказывание. Необходимо учить детей включать в высказывания фразы типа я согласен с Машей в том, что …, я уважаю мнение Миши, но мне кажется, что … и т.п
5. Важно создать на уроке всеобщую ситуацию успеха. Когда на уроке делается вывод: Ты сам не можешь, и никто не может, даже учитель, давайте попробуем вместе. С самых первых уроков ученики приходят к пониманию о возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед неудачей. Необходимо учить детей воспринимать ошибку не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни, в случае неудачи – не впадать в уныние, а искать и находить конструктивные решения.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Побуждающий диалог выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформировать учебную задачу. В формировании учебной задачи помогают такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания - ловушки, противоречия. Это главное условие возникновения учебного диалога на уроке, т.к. именно проблемная ситуация является начальным моментом мыслительного процесса.
Например, я задаю детям вопрос и в работе класса присоединяюсь к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или сама предлагаю неверный ответ. Детям предоставляю выбор либо повторить мой ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении. Очень важно уметь выдерживать паузу, давать детям возможность самим решить.
На мой взгляд, использование учебного диалога обучения на уроках дает участникам образовательного процесса:
Ученику:
- развитие как личности,
- осознание включенности в общую работу,
- становление активной позиции в учебной деятельности.
Классу:
- формирование классного коллектива;
- повышение познавательной активности класса;
- развитие навыков общения;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.
Учителю:
- повысить степень активности учащихся в учебном процессе;
- сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески; задавать критерии самоконтроля и самооценки;
- принимать и поощрять выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения;
- создать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Я рассматриваю каждого ученика как самоценное, саморазвивающееся, сложное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь согласиться с ней, приняв личность ребенка такой, какая она есть. И здесь важно, чтобы ребенок желал и умел учиться в силу своих возможностей. Этот принцип является основным механизмом реализации развивающей функции образования, той самой включенности ученика в образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005. – 208
2. Острогляд Л.П. Интерактивные технологии и начальном обучении. // Образовательный портал Классная оценка: URL http://klasnaocinka.com.ua/ru
3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002