Учим звуки с мамой, автоматизация . | Зайцева Наталья Александровна . Работа №292674
Автор: Зайцева Наталья Александровна
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру.
Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли.
Учим звуки с мамой
Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете учителя-логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией (поставленных звуков). В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 10-15 минут в день.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
автоматизация звука в предложениях;
автоматизация звука в
чистоговорках
, скороговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
автоматизация звука в разговорной речи.
Автоматизация звука в слогах.
Прежде всего проводится включение звука в слоги. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх: «Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). Для автоматизации звука в словах можно использовать такие игры и игровые упражнения:
- «Повтори за мной» (ребёнок за взрослым повторяет слова);
- «Назвать слова по картинке»;
- «Я знаю 5 слов» (придумать слова, которые начинаются на заданный звук (заданный звук в середине слова, в конце слова)).
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. За одно занятие дается минимум 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
У Сани длинные усы.
Саня катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги.
Оксана спускается с горки на санках.
Автоматизация звука в чистоговорках,
скороговорках и стихах.
Ребенку предлагается повторить или заучить
чистоговорки, скороговорки и стихи.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас.
Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
Ус – ус – ус – на окне у Сони фикус.
Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении упражнений на закрепление «трудного» звука в домашних условиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже, поэтому увлекательную игру.
Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли.