«Учимся, играя» «Развиваем мелкую моторику – развиваем речь» ( с использованием вязаных игрушек – топотушек) | Мой кабинет. Работа №350938
Основная деятельность в дошкольном возрасте является игра. Только играя, дети дошкольного возраста, закрепляют речевые умения. Положительный эмоциональный настрой помогает освоить новые навыки, развивать координацию движений пальчиков с речью. Любая игрушка приносит в жизнь ребенка новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Поэтому взрослым легче решать задачи обучения, используя игрушки как средство. Особую привлекательность имеют у детей вязаные игрушки. Они приятные на ощупь, мобильные, реальные и имеют множество функций: стимулируют развитие мелкой моторики, развивают воображение, память, мышление, внимание, пространственное восприятие, развивают и активизируют словарный запас, закрепляют правильное произношение звуков, формируют навыки словоизменения и словообразования
МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми
Воспитатель, автор вязаных игрушек: Проскурякова И.В.
«Учимся, играя»
«Развиваем мелкую моторику – развиваем речь»
( с использованием вязаных игрушек – топотушек)
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения, пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи:
-совершенствуется зрительно-двигательная координация,
-ориентировка в микро - пространстве;
-укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук.
От степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику, улучшает речевое дыхание, закрепляет правильное звукопроизношение, активизирует словарный запас детей. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Всё это повышает работоспособность коры головного мозга, активизирует мыслительную деятельность.
При организации работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
- координацию общих движений и тонких движений пальцев рук;
- развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
-воспитание чувства ритма и темпа;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- активизация речевых процессов;
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Основная деятельность в дошкольном возрасте является игра. Только играя, дети дошкольного возраста, закрепляют речевые умения. Положительный эмоциональный настрой помогает освоить новые навыки, развивать координацию движений пальчиков с речью. Любая игрушка приносит в жизнь ребенка новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Поэтому взрослым легче решать задачи обучения, используя игрушки как средство. Особую привлекательность имеют у детей вязаные игрушки. Они приятные на ощупь, мобильные, реальные и имеют множество функций: стимулируют развитие мелкой моторики, развивают воображение, память, мышление, внимание, пространственное восприятие, развивают и активизируют словарный запас, закрепляют правильное произношение звуков, формируют навыки словоизменения и словообразования
В своей деятельности по развитию речевых навыков используем вязаные игрушки – топотушки: животные с лапками для пальчиков. Такие игрушки привлекают своей яркостью и забавностью, создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность ребенка, развивают слуховое внимание и память. Задача ребенка прошагать пальчиками, которые превратились в ножки животного вперед, назад, на месте, ритмично на каждый шаг, проговаривая по слогам слова, чистоговорки, небольшие стишки, песенки. Речевой материал подбирается индивидуально в зависимости от возраста и уровня речевого развития каждого ребенка. На первом этапе ребенок играет с одним животным на одной руке, затем на двух руках. Игрушки включаем в диалоги, сказки, оживляя персонажи при помощи пальчиков ребенка.
Особенно важно использовать такие игрушки – топотушки для детей раннего возраста. Когда еще формируется движение указательного и среднего пальцев. Дети с большим удовольствием оживляют игрушки, озвучивая своего персонажа. Вся теплота, эмоциональность, вложенная в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир. Игрушка раскрывает творческие способности малышей.
Такие игрушки стимулируют развитие моторики, ее координации, а значит, развивают речь. А дети, играя, познают окружающий мир, учатся общаться и проявляют интерес к речевой деятельности.