Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Учимся писать разделительный твердый знак» | Кравцова Наталья Алексеевна. Работа №308646

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Урок русского языка по теме "Учимся писать разделительный твердый знак", 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».Цель курса «Русский язык» - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности. Успешная реализация цели урока.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

(МАОУ ДПО ИПК)

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке русского языка

«Учимся писать разделительный твердый знак»

(УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

 

 

 

Выполнила: Кравцова Н. А.,

учитель начальных классов,

МНБОУ «Лицей № 76»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

3

Практическая часть (разработка урока

русского языка

)

4

Заключение

7

Список литературы

8

Приложение

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, основанный на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества (чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и др.);

ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Цель курса «Русский язык» - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:

«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;

«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».

В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка для 2 класса, УМК «Начальная школа XXI века», по теме «Учимся писать разделительный твердый знак».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект урока русского языка, 2 класс

Тема: «Учимся писать разделительный твердый знак»

Цели:

1.Создать условия для открытия нового знания, (написание разделительного ъ знака в словах), уметь применять правило на письме).

2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

3.Воспитать познавательный интерес средствами речевой деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

 Я рада приветствовать на уроке не только вас, ребята, но и гостей. И, как гостеприимные хозяева, подарим гостям свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой и знаниями.

– Проверьте все ли у вас готово к уроку?

 

II. Актуализация знаний с формулированием проблемы

-Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Внимание на экран

слайд

- Кто это? Фиксики

- А какие они? ……. Любознательные

- А какие вопросы всегда задают Фиксики?

слайд 

Где?  Как? Почему? Зачем?

- Давайте же мы будет такие же, как Фиксики любознательные, и на уроке откроем для себя новое.

Проблемная ситуация.

слайд

- Ребята, Дим Димыч выполняет задание, ему нужно вставить орфограммы.

Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.

- Наши любимые герои решили помочь Дим Димычу.

слайд

Нолик написал : Мальчик сел за стол и сел конфету.

Симка написала : Мальчик сел за стол и съел конфету.

- Кто же из них прав?

Докажите.

- Обратите внимание на значение слова.

-Что мы можем сказать про слова: сел – сел - одно значениt Принять сидячее положение, занять место, предназначенное для сидения. 

сел – съел - разное значение

- Почему Нолик ошибся? Он не знает правописание Ъ

- Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Где ее можно найти? С.157, ур.68

Учимся писать разделительный ъ знак.

 

III. Постановка учебной задачи

- Какую задачу поставим перед собой?

На доске: узнать

научиться

(Узнать правило написания слов, в которых есть ъ и научиться применять его).

У меня на доске, а у вас в тетрадях есть линеечка успеха. Давайте отметим на каком уровне находятся наши знания по теме урока в начале.

IV. Открытие нового знания

Работа в группах по 4 человека.

Вспомните правила работы групп (критерии)

1. Соблюдать тишину.

2. Работать дружно, выслушивать каждого.

3. Выполнить все задания, выполнить правильно.

4. Убедительно представить результат (теоретическое объяснение).

- Распределите задания между членами группы: 1 ученик – выделяет части слова, между которыми находится ъ; 2 ученик – определяет, с какой буквы начинается корень; 3 – в приставке подчеркивает букву, на которую она оканчивается. Совместно делаете вывод.

- Проведите наблюдение за словами по плану.

объявление, подъезд, съехать;

съезд, объяснить, подъем;

План работы

1. Выделить части слова, между которыми находится ъ.

2. Определить, с какой буквы начинается корень.

3. В приставке подчеркнуть букву, на которую она оканчивается.

4. Сделать вывод.

Дети получают лист и фломастер для оформления групповой работы.

 

Физминутка

Комплекс упражнений на уроках с элементами письма:

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

 

Представление результата работы группами

Все группы представляют свои теоретические объяснения – результат.

Взаимооценка работы групп по правилам (критериям)

- Какое обоснование возьмем за эталон?

Выводы

- Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я.

_- Где можем найти подтверждение нашему выводу? С. 158

- Прочитайте. Проговорите правило друг другу?

- Предложите способ легкого запоминания правила ( изобразить графически, схема)

Приставка согл. е, е ,я, ю

Вернемся к линеечке успеха. Узнали? Отметьте, свое продвижение?

- А теперь, что будем делать? (применять правило)

- Как же напишем слова: сел и сел которые встретились в предложении?

V. Первичное закрепление

Самостоятельная работа учащихся по учебнику.

- Какой ход рассуждений возьмем за основу? С.158

«Учимся применять правило» (учебник, с. 158-159).

- Выполните упражнение 2 на странице 159.

Первые три слова с проговариванием и обоснованием у доски.

2 и 3 строчку самостоятельно. (проверка ,с коментированием)

Проверка знаний

Самостоятельная работа

Пишем грамотно стр 86 упр 3. Вставь, где нужно ъ. взаимопроверка

Слайд

Вернемся к линеечке успеха. Что мы делали? Научились. Отметьте, свое продвижение?

 

VI. Рефлексия (Итог урока)

- Закончите предложения.

1. Что нам надо было узнать (правило написания ъ знака в словах).

Закончите предложения

Теперь я знаю, что… (разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я)

Теперь я смогу… (писать слова не только с разделительным ь знаком, но и с разделительным ъ знаком)

- Оцените свою деятельность на уроке.

Мне было

легко (трудно)

.

Я работал

самостоятельно (

Я

нуждался в помощи)

.

Мое

настроение

.

Дети заполняют таблицу, ставя «+» в соответствующей колонке.

Легко

Трудно

Самостоятельно

Нуждался в помощи

Моё настроение

(нарисуй смайлик)

 

 

 

 

 

 

VII. Домашнее задание

По выбору: желтые и красные карточки

- . с. 159, упр. 3трудное (вставить нужный знак в словах);

- С. 86, упр. 4 (списать текст и вставить нужные знаки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Урок русского языка «Учимся писать разделительный твердый знак» - первый урок в разделе «Правописание ь и ъ разделительных знаков» из блока «Правописание». Он имеет большое значение в общей системе уроков обучения русскому языку и несёт не простое усвоение нового знания, а самостоятельное «открытие» его детьми в результате их собственной деятельности.

В содержание урока включены элементы системно – деятельностного подхода, учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На этапе актуализации знаний создается проблемная ситуация, учащиеся самостоятельно фиксируют затруднения, формулируют учебную задачу.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска нужной информации и соответствует их жизненному опыту.

Работая в группах, с целью «открытия нового знания», ребята формулируют правило и сравнивают свои выводы с данными в учебнике.

На этапе рефлексии (подведения итогов) формируется умение выделять усвоенный материал – как результат урока (присвоенных новых знаний) и проводится самооценивание своей деятельности.

Формирование положительного отношения к учению составляет комплекс личностных результатов.

Организация урока с учетом системно – деятельностного подхода способствует развитию учебной деятельности – умения учиться, как основной задачи на этапе обучения в школе первой ступени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Иванов

,

С. В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам

[Текст]

/С. В. Иванов, М. И.

К

узнецов

а

– М.:

Вентана

– Граф, 2009. – 464 с.

Кузнецова

,

М. И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений

[Текст]

/ М. И. Кузнецова. – М.:

Вентана

– Граф, 2012. – 112 с.

Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1

[Текст]

/ [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.]; [под ред. С. В. Иванова]. – М.:

Вентана

– Граф, 2012. – 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×