«Учимся писать разделительный твердый знак» | Кравцова Наталья Алексеевна. Работа №308646
Урок русского языка по теме "Учимся писать разделительный твердый знак", 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века».Цель курса «Русский язык» - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Успешная реализация цели урока.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Системно – деятельностный подход на уроке русского языка
«Учимся писать разделительный твердый знак»
(УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)
Выполнила: Кравцова Н. А.,
учитель начальных классов,
МНБОУ «Лицей № 76»
Оглавление
Введение
3
Практическая часть (разработка урока
русского языка
)
4
Заключение
7
Список литературы
8
Приложение
9
Введение
Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) – повышение качества образования.
В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, основанный на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Системно-деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества (чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и др.);
ориентацию на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
Цель курса «Русский язык» - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты. Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
«Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
«Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
В моей творческой разработке представлен проект урока русского языка для 2 класса, УМК «Начальная школа XXI века», по теме «Учимся писать разделительный твердый знак».
Проект урока русского языка, 2 класс
Тема: «Учимся писать разделительный твердый знак»
Цели:
1.Создать условия для открытия нового знания, (написание разделительного ъ знака в словах), уметь применять правило на письме).
2. Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3.Воспитать познавательный интерес средствами речевой деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности к уроку
Громко прозвенел звонок, начинается урок.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Я рада приветствовать на уроке не только вас, ребята, но и гостей. И, как гостеприимные хозяева, подарим гостям свои добрые улыбки и порадуем хорошей работой и знаниями.
– Проверьте все ли у вас готово к уроку?
II. Актуализация знаний с формулированием проблемы
-Открываем тетради, записываем число и классная работа.
Внимание на экран
слайд
- Кто это? Фиксики
- А какие они? ……. Любознательные
- А какие вопросы всегда задают Фиксики?
слайд
Где? Как? Почему? Зачем?
- Давайте же мы будет такие же, как Фиксики любознательные, и на уроке откроем для себя новое.
Проблемная ситуация.
слайд
- Ребята, Дим Димыч выполняет задание, ему нужно вставить орфограммы.
Мальчик с(?)ел за стол и с(?)ел конфету.
- Наши любимые герои решили помочь Дим Димычу.
слайд
Нолик написал : Мальчик сел за стол и сел конфету.
Симка написала : Мальчик сел за стол и съел конфету.
- Кто же из них прав?
Докажите.
- Обратите внимание на значение слова.
-Что мы можем сказать про слова: сел – сел - одно значениt Принять сидячее положение, занять место, предназначенное для сидения.
сел – съел - разное значение
- Почему Нолик ошибся? Он не знает правописание Ъ
- Назовите тему нашего сегодняшнего урока? Где ее можно найти? С.157, ур.68
Учимся писать разделительный ъ знак.
III. Постановка учебной задачи
- Какую задачу поставим перед собой?
На доске: узнать
научиться
(Узнать правило написания слов, в которых есть ъ и научиться применять его).
У меня на доске, а у вас в тетрадях есть линеечка успеха. Давайте отметим на каком уровне находятся наши знания по теме урока в начале.
IV. Открытие нового знания
Работа в группах по 4 человека.
Вспомните правила работы групп (критерии)
1. Соблюдать тишину.
2. Работать дружно, выслушивать каждого.
3. Выполнить все задания, выполнить правильно.
4. Убедительно представить результат (теоретическое объяснение).
- Распределите задания между членами группы: 1 ученик – выделяет части слова, между которыми находится ъ; 2 ученик – определяет, с какой буквы начинается корень; 3 – в приставке подчеркивает букву, на которую она оканчивается. Совместно делаете вывод.
- Проведите наблюдение за словами по плану.
объявление, подъезд, съехать;
съезд, объяснить, подъем;
План работы
1. Выделить части слова, между которыми находится ъ.
2. Определить, с какой буквы начинается корень.
3. В приставке подчеркнуть букву, на которую она оканчивается.
4. Сделать вывод.
Дети получают лист и фломастер для оформления групповой работы.
Физминутка
Комплекс упражнений на уроках с элементами письма:
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Представление результата работы группами
Все группы представляют свои теоретические объяснения – результат.
Взаимооценка работы групп по правилам (критериям)
- Какое обоснование возьмем за эталон?
Выводы
- Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я.
_- Где можем найти подтверждение нашему выводу? С. 158
- Прочитайте. Проговорите правило друг другу?
- Предложите способ легкого запоминания правила ( изобразить графически, схема)
Приставка согл. е, е ,я, ю
Вернемся к линеечке успеха. Узнали? Отметьте, свое продвижение?
- А теперь, что будем делать? (применять правило)
- Как же напишем слова: сел и сел которые встретились в предложении?
V. Первичное закрепление
Самостоятельная работа учащихся по учебнику.
- Какой ход рассуждений возьмем за основу? С.158
«Учимся применять правило» (учебник, с. 158-159).
- Выполните упражнение 2 на странице 159.
Первые три слова с проговариванием и обоснованием у доски.
2 и 3 строчку самостоятельно. (проверка ,с коментированием)
Проверка знаний
Самостоятельная работа
Пишем грамотно стр 86 упр 3. Вставь, где нужно ъ. взаимопроверка
Слайд
Вернемся к линеечке успеха. Что мы делали? Научились. Отметьте, свое продвижение?
VI. Рефлексия (Итог урока)
- Закончите предложения.
1. Что нам надо было узнать (правило написания ъ знака в словах).
Закончите предложения
Теперь я знаю, что… (разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я)
Теперь я смогу… (писать слова не только с разделительным ь знаком, но и с разделительным ъ знаком)
- Оцените свою деятельность на уроке.
Мне было
легко (трудно)
.
Я работал
самостоятельно (
Я
нуждался в помощи)
.
Мое
настроение
.
Дети заполняют таблицу, ставя «+» в соответствующей колонке.
Легко
Трудно
Самостоятельно
Нуждался в помощи
Моё настроение
(нарисуй смайлик)
VII. Домашнее задание
По выбору: желтые и красные карточки
- . с. 159, упр. 3трудное (вставить нужный знак в словах);
- С. 86, упр. 4 (списать текст и вставить нужные знаки).
Заключение
Урок русского языка «Учимся писать разделительный твердый знак» - первый урок в разделе «Правописание ь и ъ разделительных знаков» из блока «Правописание». Он имеет большое значение в общей системе уроков обучения русскому языку и несёт не простое усвоение нового знания, а самостоятельное «открытие» его детьми в результате их собственной деятельности.
В содержание урока включены элементы системно – деятельностного подхода, учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
На этапе актуализации знаний создается проблемная ситуация, учащиеся самостоятельно фиксируют затруднения, формулируют учебную задачу.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска нужной информации и соответствует их жизненному опыту.
Работая в группах, с целью «открытия нового знания», ребята формулируют правило и сравнивают свои выводы с данными в учебнике.
На этапе рефлексии (подведения итогов) формируется умение выделять усвоенный материал – как результат урока (присвоенных новых знаний) и проводится самооценивание своей деятельности.
Формирование положительного отношения к учению составляет комплекс личностных результатов.
Организация урока с учетом системно – деятельностного подхода способствует развитию учебной деятельности – умения учиться, как основной задачи на этапе обучения в школе первой ступени.
Список литературы
Иванов
,
С. В. Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам
[Текст]
/С. В. Иванов, М. И.
К
узнецов
а
– М.:
Вентана
– Граф, 2009. – 464 с.
Кузнецова
,
М. И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений
[Текст]
/ М. И. Кузнецова. – М.:
Вентана
– Граф, 2012. – 112 с.
Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1
[Текст]
/ [С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова и др.]; [под ред. С. В. Иванова]. – М.:
Вентана
– Граф, 2012. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1
Кузнецова М. И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений