Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня | Коняшина Татьяна Сергеевна. Работа №242459
Автор: Коняшина Татьяна Сергеевна
Познакомить учащихся , как появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
Тема: Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.
Обучающие задачи:
- познакомить учащихся как появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня;
- тренировать в умении находить, графически обозначать и проверять слова с изученной орфограммой.
Развивающие задачи:
- развитие теоретического мышления на основе конкретизации закона письма применительно к правописанию удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
- развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроке;
- развитие коммуникативных умений.
Учебные задачи:
- формирование умения правописания удвоенных согласных на стыке приставки и корня;
- формирование умения различать удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.
Оборудование :
Учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» (Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) Мультимедийный проектор. Презентация урока.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2.Чистописание
3.Работа над темой урока.
4.Практическая часть урока.
5. Физминутка.
6. Закрепление изученного.
7.Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте! Ребята, у вас и у меня сегодня необычный урок: мы с вами впервые будем работать вместе, а ещё у нас на уроке присутствует много гостей, обернитесь и поприветствуйте их улыбкой.
А теперь внимание, начинаем урок русского языка.
- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
- Открыли тетради.
- Ребята, сегодня 1 декабря, обратите внимание на непроверяемую орфограмму в этом словарном слове.
-Записываем число, классная работа.
- Не забывайте о правилах посадки. Сидим красиво.
II. Чистописание.
- Начнём урок с минутки чистописания.
мм лл сс
- Посмотрите и скажите, что общего в предложенных мною элементах?
- Приведите пример слов с данными удвоенными согласными.
( ММ - килограмм, сумма
ЛЛ – коллекция, троллейбус
СС – класс, бассейн)
-Молодцы, а в какой части слова находятся удвоенные согласные?
- А что такое корень?
- Ребята, прочитайте пословицы, написанные на доске.
Где аккуратность, там и опрятность.
Кто аккуратен, тот и людям приятен.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Почему именно эти пословицы я приготовила для нашего урока? ( Удвоенная согласная. Родственные слова. Нужно писать аккуратно, чтобы приятно было смотреть в тетрадь.)
-Запишите пословицу, которая вам понравилась. Выделите известные орфограммы.
III. Работа над темой урока.
- Ребята, сегодня на уроке вы будете не просто ученики, но ещё и исследователи русского языка.
- Как вы думаете, кто такой исследователь?
- В «Толковом словаре» Ожегова можно найти объяснение этому слову.(щелчок)
(Исследователь-это тот, кто занимается научными изучениями.)
(слайд 2)
- Русский язык хранит в себе много тайн. И сегодня мы с вами постараемся раскрыть одну из них.
- А какие тайны русского языка вы уже знаете? ( С какими орфограммами уже познакомились?)
- Чтобы раскрыть ещё одну тайну русского языка, нам предстоит выполнить разные задания.
И нашим девизом на этом этапе будут слова: (слайд 3)
«Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию!»
- Ну, а теперь внимание.
1.Актуализация темы. (слайд 4)
- Прочитайте, вставьте пропущенные буквы:
троллейбу…
расск…зал
масса…
отт…нул
- Проверяем! (щелчок)
- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова.
- Какие слова отнесём к 1 группе? ( троллейбус, массаж)
-По какому признаку мы объединили слова в эту группу?
(- существительные (Докажите)
(- парная согласная на конце слова)
- Какие слова отнесём ко 2 группе? ( рассказал, оттянул)
- Почему? ( - глаголы (Докажите)
( - пропущена проверяемая безударная гласная в корне слова)
- По какому признаку мы объединили слова в эту группу?
- Итак, у нас получилось две группы слов: (слайд 5)
троллейбус рассказал
массаж оттянул
- Ребята, а что общего в этих словах? (удвоенная согласная) ( щелчок)
- Запишите столбики слов в тетрадь.
2.Постановка проблемы.
- В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах?
- Ваши мнения разошлись. Давайте попробуем сегодня с вами ответить на вопрос:
- Всегда ли удвоенная согласная находится в корне?
- Обозначьте графически место нахождения удвоенной согласной.
3.Открытие новых знаний.
- Что вы можете сказать о словах 1 столбика?
( Удвоенная согласная находится в корне)
- Докажите. ( Подбираем однокоренные слова, выделяем корень) ( щелчок)
- Что вы можете сказать о словах 2 столбика?
( Удвоенная согласная находится и в корне, и в приставке)
- Докажите. ( Подбираем однокоренные слова, выделяем корень, выделяем приставку). ( щелчок)
4.Сообщение нового.
- Ребята, что мы с вами увидели в словах 2 столбика?
-Правильно, мы увидели, что одна из согласных находится в приставке, а другая в корне. И они образуют удвоенную согласную.
- Кто из вас знает, как называется место, где приставка и корень соединяются вплотную?
- Я вам помогу. Место, где приставка и корень соединяются вплотную, называется стык.
- Как вы думаете, это орфограмма? (Да)
- Как бы вы назвали эту орфограмму?
- Правильно она звучит так: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
- Мы сегодня исследователи, посмотрите на слова 2 столбика и попробуйте найти ответ на следующий вопрос:
- Какие условия необходимы, чтобы образовалась удвоенная согласная на стыке приставки и корня?
- Можно сказать, что мы с вами сделали открытие?
Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с такой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.
IV. Практическая часть урока.
- Продолжим нашу работу.
- Вы сегодня исследователи, давайте посмотрим, от какого слова образовалось слово ИССЛЕДОВАТЕЛИ? ( слайд 6)
- Какой корень нужно вставить? (след)
- Правильно, ведь исследователь, - это тот, , идёт по следу, кто проводит следствие ,чтобы изучить, что - то новое.
- Образуйте однокоренное слово. (расследовать) ( слайд 7)
- Выполняется ли здесь условие образования удвоенной согласной на стыке приставки и корня? Объясните.
- Ребята, в русском языке много слов с удвоенной согласной. И сейчас сказочные герои нам помогут с ними познакомиться поближе.
- К нам на урок пришёл сказочный герой- Сыщик. Как вы думаете, что он пытается сделать? ( слайд 8)
- Вставьте пропущенную часть, чтобы получилось слово. Какой глагол получился?
рас … еть (рассмотреть) (щелчок)
- Почему образовалась удвоенная согласная?
- А это кто к нам пожаловал? (Царевна). Царевна Несмеяна . ( слайд 9)
Что нам нужно сделать, чтобы она не грустила ?…
рас… ить (рассмешить) (щелчок)
- Почему образовалась удвоенная согласная?
-( слайд 10) А это кто? ( Карабас Барабас) . Посмотрите на лицо Карабаса Барабаса. Что он сделал? Какой глагол образуем?
рас …ился ( рассердился) рас …ел ( рассвирепел) (щелчок)
- Почему образовалась удвоенная согласная?
- А вот ещё один герой сказки Киплинга. Что сделал Крокодил с его носом?
от… ул ( оттянул) (слайд 11)
- Почему образовалась удвоенная согласная?
- О чём просит мама Красную Шапочку?
от…нести (отнести) (слайд 12)
- Ребята, а почему в этом слове удвоенная согласная не образовалась?
-Молодцы!
- Давайте повторим, с какими словами познакомили нас сказочные герои? А сейчас задание.
А вы знаете, что такое самодиктант? Сами себе диктуем, пишем, объясняем, свою память проверяем.
- Запишите только те слова, в которых встретилась наша новая орфограмма. ( Которые вы запомнили, и которые вам подсказали сказочные герои.)
- Выделите новую орфограмму.
- Кто напомнит, как она называется? ( Удвоенная согласная на стыке приставки и корня) Не забудьте, при каких условиях она образуется.
- Проверка. На какую согласную оканчивается приставка? С какой согласной начинается корень? (слайд 1 4)
- А теперь немного отдохнём.
V. Физминутка.
- Слушайте внимательно, ищем в словах наше открытие.
На прогулку мы идём.
Всех друзей с собой зовём
Оглядим мы всё вокруг.
Рассмотрели, это жук.
Это заяц тут сидит,
А медведь в берлоге спит.
- Проснулись!
- А теперь узнаем, кто был самым внимательным. Какое слово с удвоенной согласной я произнесла в физминутке? ( РАССМОТРЕЛИ)
VI. Закрепление изученного.
А сейчас поиграем в игру «Собери пословицу» (слайд 16)
При солнышке тепло, лучше новых двух.
Нет лучше дружка, при матери добро.
Старый друг чем родная матушка.
- Проверяем. (щелчок)
- Ребята, а какие пословицы можно объединить одной темой? Почему?
(При солнышке тепло, при матери добро.
Нет лучше дружка, чем родная матушка. )
- Ребята, я не случайно напомнила вам эти пословицы. Скажите, какой праздник мы отмечаем в последнее воскресенье ноября?
- Праздник День Матери. (слайд 17) Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать ещё больше слов благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
- Мы сегодня тоже поработаем с текстом о маме.
- Прочитайте его. (слайд 18)
Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит) меня, когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!
- Что нужно изменить в нашем тексте? Давайте подберём приставки к словам в скобках, но вы не забывайте о нашем открытии.
- Когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?
- Запишите текст в тетрадь.
- Проверяем. (слайд 19)
Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда поддержит в трудную минуту, рассмешит меня, когда у меня плохое настроение. Бесспорно – моя мама самая лучшая!
- Обозначьте наше открытие. Выделите приставку и корень, подчеркните удвоенные согласные.
VII.Итог урока.
- Вот и подошёл к концу наш урок.
-Какое открытие сегодня сделали?
- (Когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?)
- Что было самым интересным на уроке?
Оценки за урок.
- В начале урока я сказала, что мне очень хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: (слайд 20)
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл,
Научился применять.
Задания теперь легко мне выполнять.
- Кто же может с уверенностью сказать эти слова? Давайте скажем их.
- Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов.
- И я желаю вам огромных успехов и новых открытий! Спасибо за работу на уроке! (слайд 21)
Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!
Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!
Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!
Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!