Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня | Коняшина Татьяна Сергеевна. Работа №242459

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Коняшина Татьяна Сергеевна
Познакомить учащихся , как появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.

Тема: Удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня.

Обучающие задачи:

- познакомить учащихся как появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня;

- тренировать в умении находить, графически обозначать и проверять слова с изученной орфограммой.

Развивающие задачи:

- развитие теоретического мышления на основе конкретизации закона письма применительно к правописанию удвоенных согласных на стыке приставки и корня;

- развитие учебной самостоятельности, инициативы учащихся на основе постановки учебной задачи и творческих способностей через исследовательскую деятельность на уроке;

- развитие коммуникативных умений.

Учебные задачи:

- формирование умения правописания удвоенных согласных на стыке приставки и корня;

- формирование умения различать удвоенные согласные в корне слова и на стыке приставки и корня.

Оборудование :

Учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» (Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) Мультимедийный проектор. Презентация урока.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2.Чистописание

3.Работа над темой урока.

4.Практическая часть урока.

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного.

7.Итог урока.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте! Ребята, у вас и у меня сегодня необычный урок: мы с вами впервые будем работать вместе, а ещё у нас на уроке присутствует много гостей, обернитесь и поприветствуйте их улыбкой.

А теперь внимание, начинаем урок русского языка.

- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания теперь легко мне выполнять.

- Открыли тетради.

- Ребята, сегодня 1 декабря, обратите внимание на непроверяемую орфограмму в этом словарном слове.

аписываем число, классная работа.

- Не забывайте о правилах посадки. Сидим красиво.

II. Чистописание.

- Начнём урок с минутки чистописания.

мм лл сс

- Посмотрите и скажите, что общего в предложенных мною элементах?

- Приведите пример слов с данными удвоенными согласными.

( ММ - килограмм, сумма

ЛЛ – коллекция, троллейбус

СС – класс, бассейн)

-Молодцы, а в какой части слова находятся удвоенные согласные?

- А что такое корень?

- Ребята, прочитайте пословицы, написанные на доске.

Где аккуратность, там и опрятность.

Кто аккуратен, тот и людям приятен.

- Как вы понимаете эти пословицы?

- Почему именно эти пословицы я приготовила для нашего урока? ( Удвоенная согласная. Родственные слова. Нужно писать аккуратно, чтобы приятно было смотреть в тетрадь.)

-Запишите пословицу, которая вам понравилась. Выделите известные орфограммы.

III. Работа над темой урока.

- Ребята, сегодня на уроке вы будете не просто ученики, но ещё и исследователи русского языка.

- Как вы думаете, кто такой исследователь?

- В «Толковом словаре» Ожегова можно найти объяснение этому слову.(щелчок)

(Исследователь-это тот, кто занимается научными изучениями.)

(слайд 2)

 

- Русский язык хранит в себе много тайн. И сегодня мы с вами постараемся раскрыть одну из них.

- А какие тайны русского языка вы уже знаете? ( С какими орфограммами уже познакомились?)

- Чтобы раскрыть ещё одну тайну русского языка, нам предстоит выполнить разные задания.

И нашим девизом на этом этапе будут слова: (слайд 3)

«Будь внимателен: каждый шаг может привести тебя к открытию!»

- Ну, а теперь внимание.

 

 

 

 

 

1.Актуализация темы. (слайд 4)

 

 

- Прочитайте, вставьте пропущенные буквы:

 

троллейбу

расскзал

масса…

оттнул

- Проверяем! (щелчок)

- Подумайте, на какие группы можно разделить данные слова.

- Какие слова отнесём к 1 группе? ( троллейбус, массаж)

-По какому признаку мы объединили слова в эту группу?

(- существительные (Докажите)

(- парная согласная на конце слова)

- Какие слова отнесём ко 2 группе? ( рассказал, оттянул)

- Почему? ( - глаголы (Докажите)

( - пропущена проверяемая безударная гласная в корне слова)

- По какому признаку мы объединили слова в эту группу?

- Итак, у нас получилось две группы слов: (слайд 5)

троллейбус рассказал

массаж оттянул

- Ребята, а что общего в этих словах? (удвоенная согласная) ( щелчок)

- Запишите столбики слов в тетрадь.

 

2.Постановка проблемы.

- В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах?

- Ваши мнения разошлись. Давайте попробуем сегодня с вами ответить на вопрос:

- Всегда ли удвоенная согласная находится в корне?

- Обозначьте графически место нахождения удвоенной согласной.

 

3.Открытие новых знаний.

- Что вы можете сказать о словах 1 столбика?

( Удвоенная согласная находится в корне)

- Докажите. ( Подбираем однокоренные слова, выделяем корень) ( щелчок)

- Что вы можете сказать о словах 2 столбика?

( Удвоенная согласная находится и в корне, и в приставке)

- Докажите. ( Подбираем однокоренные слова, выделяем корень, выделяем приставку). ( щелчок)

4.Сообщение нового.

- Ребята, что мы с вами увидели в словах 2 столбика?

 

-Правильно, мы увидели, что одна из согласных находится в приставке, а другая в корне. И они образуют удвоенную согласную.

 

- Кто из вас знает, как называется место, где приставка и корень соединяются вплотную?

- Я вам помогу. Место, где приставка и корень соединяются вплотную, называется стык.

- Как вы думаете, это орфограмма? (Да)

- Как бы вы назвали эту орфограмму?

- Правильно она звучит так: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

- Мы сегодня исследователи, посмотрите на слова 2 столбика и попробуйте найти ответ на следующий вопрос:

- Какие условия необходимы, чтобы образовалась удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

- Можно сказать, что мы с вами сделали открытие?

 

Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с такой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.

 

IV. Практическая часть урока.

- Продолжим нашу работу.

- Вы сегодня исследователи, давайте посмотрим, от какого слова образовалось слово ИССЛЕДОВАТЕЛИ? ( слайд 6)

- Какой корень нужно вставить? (след)

- Правильно, ведь исследователь, - это тот, , идёт по следу, кто проводит следствие ,чтобы изучить, что - то новое.

- Образуйте однокоренное слово. (расследовать) ( слайд 7)

- Выполняется ли здесь условие образования удвоенной согласной на стыке приставки и корня? Объясните.

- Ребята, в русском языке много слов с удвоенной согласной. И сейчас сказочные герои нам помогут с ними познакомиться поближе.

- К нам на урок пришёл сказочный герой- Сыщик. Как вы думаете, что он пытается сделать? ( слайд 8)

- Вставьте пропущенную часть, чтобы получилось слово. Какой глагол получился?

рас еть (рассмотреть) (щелчок)

- Почему образовалась удвоенная согласная?

- А это кто к нам пожаловал? (Царевна). Царевна Несмеяна . ( слайд 9)

Что нам нужно сделать, чтобы она не грустила ?

рас ить (рассмешить) (щелчок)

- Почему образовалась удвоенная согласная?

-( слайд 10) А это кто? ( Карабас Барабас) . Посмотрите на лицо Карабаса Барабаса. Что он сделал? Какой глагол образуем?

рас ился ( рассердился) рас …ел ( рассвирепел) (щелчок)

- Почему образовалась удвоенная согласная?

- А вот ещё один герой сказки Киплинга. Что сделал Крокодил с его носом?

от ул ( оттянул) (слайд 11)

- Почему образовалась удвоенная согласная?

 

- О чём просит мама Красную Шапочку?

от…нести (отнести) (слайд 12)

- Ребята, а почему в этом слове удвоенная согласная не образовалась?

-Молодцы!

- Давайте повторим, с какими словами познакомили нас сказочные герои? А сейчас задание.

А вы знаете, что такое самодиктант? Сами себе диктуем, пишем, объясняем, свою память проверяем.

- Запишите только те слова, в которых встретилась наша новая орфограмма. ( Которые вы запомнили, и которые вам подсказали сказочные герои.)

- Выделите новую орфограмму.

- Кто напомнит, как она называется? ( Удвоенная согласная на стыке приставки и корня) Не забудьте, при каких условиях она образуется.

- Проверка. На какую согласную оканчивается приставка? С какой согласной начинается корень? (слайд 1 4)

 

- А теперь немного отдохнём.

V. Физминутка.

- Слушайте внимательно, ищем в словах наше открытие.

На прогулку мы идём.

Всех друзей с собой зовём

Оглядим мы всё вокруг.

Рассмотрели, это жук.

Это заяц тут сидит,

А медведь в берлоге спит.

- Проснулись!

- А теперь узнаем, кто был самым внимательным. Какое слово с удвоенной согласной я произнесла в физминутке? ( РАССМОТРЕЛИ)

 

VI. Закрепление изученного.

А сейчас поиграем в игру «Собери пословицу» (слайд 16)

 

При солнышке тепло, лучше новых двух.

Нет лучше дружка, при матери добро.

Старый друг чем родная матушка.

- Проверяем. (щелчок)

 

 

 

- Ребята, а какие пословицы можно объединить одной темой? Почему?

(При солнышке тепло, при матери добро.

Нет лучше дружка, чем родная матушка. )

 

- Ребята, я не случайно напомнила вам эти пословицы. Скажите, какой праздник мы отмечаем в последнее воскресенье ноября?

- Праздник День Матери. (слайд 17) Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать ещё больше слов благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

 

- Мы сегодня тоже поработаем с текстом о маме.

- Прочитайте его. (слайд 18)

 

Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит) меня, когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!

 

- Что нужно изменить в нашем тексте? Давайте подберём приставки к словам в скобках, но вы не забывайте о нашем открытии.

- Когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

- Запишите текст в тетрадь.

- Проверяем. (слайд 19)

 

Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда поддержит в трудную минуту, рассмешит меня, когда у меня плохое настроение. Бесспорно – моя мама самая лучшая!

- Обозначьте наше открытие. Выделите приставку и корень, подчеркните удвоенные согласные.

 

VII.Итог урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок.

-Какое открытие сегодня сделали?

- (Когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?)

- Что было самым интересным на уроке?

Оценки за урок.

- В начале урока я сказала, что мне очень хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: (слайд 20)

 

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл,

Научился применять.

Задания теперь легко мне выполнять.

- Кто же может с уверенностью сказать эти слова? Давайте скажем их.

- Открытия делать, несомненно, очень трудно. Для этого нужно много и старательно трудиться. Часто, чтобы сделать даже небольшое открытие, человек должен учиться и работать много лет. Только терпеливые и старательные люди смогут добиться успехов.

- И я желаю вам огромных успехов и новых открытий! Спасибо за работу на уроке! (слайд 21)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!

 

 

 

Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!

 

 

 

 

Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!

 

 

 

 

Мой самый дорогой человек на земле – мама. Она всегда (держит) в трудную минуту, (смешит), когда у меня плохое настроение. (спорно) – моя мама самая лучшая!

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×