Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Уголовная ответственность за посягательства на лесные насаждения | Матвеева Дарья Сергеевна. Работа №343534

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Уголовная ответственность за посягательства на лесные насаждения

 

Аннотация: В результате изучения аспектов российского законодательства, устанавливающего нормы ответственности за незаконное уничтожение лесных посадок, в данной публикации взяты во внимание проблемы, отраженные в теории и практике механизмов привлечения к ответу в совершенных действиях лиц, причастных к незаконному уничтожению лесов, и рассматриваются различные способы улучшения действующего экологического законодательства.

Ключевые слова: ответственность, лесные и нелесные насаждения, вырубка леса, экология, лес.

 

CRIMINAL LIABILITY FOR ENCROACHMENTS ON FOREST PLANTATIONS

 

Introduction: Based on a comparative legal analysis of Russian and foreign cases concerning the problem of inadequate forest management and monitoring of illegal logging, the author suggests including voluntary certification of logging to increase the effectiveness of the fight against this crime.

Keywords: liability, forest and non-forest plantations, illegal logging, environmental protection, forest.

 

Российская Федерация в силу своей обширной территории имеет важную, стратегическую и фундаментальную значимость с точки зрения лесных ресурсов. Лес регулирует состав атмосферы, режим обращения воды, климат на отдельных континентах и во всем мире, из него вырабатывают древесину, объем производства которой растет год от года и кроме того ликвидирует отрицательной воздействие людей на окружающий мир [4, с. 102].

В данный момент времени такая проблема как неправомерная вырубка леса очень широко представляется средствами массовой информации, когда показывается какими методами действуют т. н. «черных лесорубов», контролирующие определенные участки лесной зоны.

А. И. Байханов перечисляет различные основания незаконных рубок: недоработки лесного законодательства и его фактическое использование, ослабление в системе управления лесными массивами, продажность должностных лиц, недостаточный уровень сотрудничества между ведомствами, отсутствие ясности в торговле лесом, плохие жизненные условия в стране, наличие все повышающегося потребности в лесе [6, с. 149].

Сейчас, незаконная вырубка леса в нашей стране наказывается и в административном, и в уголовном порядке. Но стоит отметить, что на данный момент времени нормативные акты, регламентирующие лесную сферу, проработаны очень плохо.

Согласно этому, отмечается ряд вопросов, затрагивающих правовую ответственность за незаконную вырубку леса в нашей стране:

1)      Незаконная вырубка леса как термин, не полностью определена в КоАП РФ. Ст. 8.28 КоАП РФ рассматривает этот термин как незаконную вырубку, причинение вреда и процесс, при котором в самостоятельном порядке изымаются деревья, кустарники и лианы в лесных угодьях. Согласно пункту 16 Постановления, изданного Пленумом ВС РФ, незаконная вырубка леса представляет собой вырубку, которая проводится с нарушением требований ЛК РФ [3].

К примеру, эта деятельность проводится, не оформляя договоры на аренду лесных делянок, или оформляя договоры на куплю и продажу леса, но в которых прописан объем больше разрешенного, нарушая породный и возрастной состав, работая за лесосекой и прочее. При рассмотрении нормативных актов, касающихся этой сферы и ст. 260 УК РФ, можно увидеть несколько недостатков, которое имеет административное законодательство. К примеру, ст. 260 УК РФ, регламентирует ответственность за неправомерное использование леса и нелесных насаждений, а ст. 8.28 ЛК РФ касается только лесных насаждений. Кроме того, нет определения административной ответственности за причинение вреда нелесным насаждениям, не вызывающим остановку роста, или когда эта остановка не является большой.

Но стоит заметить, что у нелесных насаждений такие же функции, как и у леса, и все мероприятия, которые повредят им, также повредят и растительность. В связи с этим, в ст. 8.28 КоАП РФ, необходимо добавление термина «нелесные насаждения». Решение этой задачи, безусловно, позволит эффективнее реализовать положения, устанавливающие ответственность за незаконную вырубку лесных угодий [5, с. 226].

2)            Уголовная ответственность будет рассматриваться, если лес заготавливается вне лесосеки и осуществляется его вывоз, к примеру, для того чтобы продать и уже эти деяния предусматривают ответственность по статье 191.1 УК РФ.

Вопрос по определению и последующей квалификации правонарушений, которые предусматриваются статьей 260 УК РФ, считается учеными самым значимым. При уголовном и административном расследовании, самое сложное это определить неправомерные вырубки леса, которыми специально не соблюдается или же искажается действующий режим и порядок заготовки леса и цель таких расследований состоит в нормализации этих процессов. В таких расследованиях принимают участие эксперты, занимающиеся охраной природных ресурсов. Главная угроза исходит от неправомерных выборочных рубок, с вырубкой отдельных деревьев, их групп, если вырубается часть ствола редкого дерева, представляющего особую ценность. Вырубки такого рода плохо прослеживаются спутниками и их практически невозможно зафиксировать. Литературные источники описывают наличие продолжительных неправомерных вырубок и те, технологии, которые сейчас существуют, дают возможность осуществлять их с большим профессионализмом, качеством и организованностью. В связи с этим, следует разграничить лесные участки, зарегистрировать их по кадастру земли, а также выявить, для чего они предназначаются и как и в каком объеме на них можно проводить вырубку леса. Что даст возможность точнее определить тех, кто нарушил правила лесозаготовки (например, в случае выборочной рубки), и выявить ответственных за нарушение.

3)       Проведение мониторинга и управления лесными ресурсами осуществляется в неполном объеме, поскольку в этой сфере практически отсутствует работа.

По сравнению с нашей страной, за границей, при охране лесных ресурсов и отслеживания их состояния, используют в первую очередь, человеческие ресурсы, а только потом технологии. К примеру, австралийские инспекторы обладают очень широкими полномочиями, позволяющими им производить мониторинг и расследовать правонарушения, состоящие в плохом состоянии леса, увеличении неправомерных вырубок, развитии подпольной промышленной сферы по переработке леса и так далее [8, с. 55].

Другая проблема представляет собой то, что количество работников лесного хозяйства в России с каждым годом уменьшается. В результате растет число случаев по статье 191.1 Уголовного кодекса РФ, когда древесина вывозится с территории, а не с места вырубки, например, для последующей продажи, а потенциальные виновники незаконных рубок не несут ответственность согласно статье 260 УК РФ.

В реальности очень сложно произвести задержание виновника преступления в силу объективных причин, выражающихся в огромном лесном массиве, удаленности от городов и так далее. Как правило, неправомерная вырубка обнаруживается после ее совершения, когда обнаруживаются свежие пни от деревьев или получается информация, что кто- либо обладает свежей древесиной. Поэтому, невозможно реализовать доказанность всех объективных факторов неправомерной вырубки, выявить причинно-следственные связи деятельности и итога, в особенности, когда прошло определенное время. Возможно, если глубже изучить дендрохронологию, то это решит ряд накопившихся проблем. Но стоит упомянуть и еще одну проблему. Ознакомившись с новыми методами сертификации, нелегальные лесорубы намеренно пытаются фальсифицировать положение деревьев и пней, часто с помощью тепла. Поэтому ботанические исследования полезны для определения природы растительного организма, его группы (рода) и происхождения частей растения [10, с. 21].

Другим, не менее важным вопросом в области охраны лесов являются различные методы, при помощи которых рассчитывается ущерб, который причиняется лесными насаждениями. К примеру, в РФ, расчет объема данного ущерба осуществляется согласно Постановлению, изданного Правительством Российской Федерации 08.05.2007-го года, за № 273 «Об исчислении размера ущерба, нанесенного лесам вследствие нарушения ЛК РФ». Данным законом определено, как должен рассчитываться ущерб, который получили лесные насаждения и те их них, которые законом не отнесены к данному виду насаждений. Ущерб, полученный вырубкой деревьев, кустарников и лиан, при нарушении ЛК Российской Федерации, вместе с нарушением методики расчета объема ущерба лесным угодьям, которую содержит Постановление № 273 [7, с. 144].

Проводя анализ того, в каком положении находится представленное решение, специалисты сделали вывод, что в этой методике содержится неполный список важных характеристик, позволяющих оценить данный ущерб. К примеру, используя эту методику нельзя определить нанесение косвенного вреда экологии из-за соответствующих преступлений, а также не может учесть, что лес является отдельной экологической системой и то, что окружающая среда может самостоятельно регулироваться. Большая часть специалистов приходит к мнению об использовании таксона в качестве обычной единицы при расчете вреда, являющейся заблаговременно просчитанной постоянной его величиной. Здесь нельзя определить, как соответствуют между собой объем вреда определенный таксоном и реальный объем. Что говорит и произвольности таксона как такового и это не соответствует принципу компенсирования, например, полного компенсирования.

Соответственно, и теоретически и практически, эту проблему представляют как сложное препятствие, которое не позволяет развивать пенитенциарные учреждения в данной области, но эту проблему можно решить.

 

Список использованной литературы

 

1.                      Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: (ред. от 4 августа 2023 г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

2.                      Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 № 200-ФЗ: (ред. от 4 августа 2023 г.)  // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

3.                      О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 12.

4.                      Антощенко А. В. «Незаконный оборот леса и лесоматериалов» – уголовно-правовая характеристика / А. В. Антощенко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2022. – № 8. – С. 102-104.

5.                      Байханов А. И. Меры предупреждения незаконной рубки лесных насаждений: зарубежный опыт / А. И. Байханов // Пробелы в российском законодательстве. – 2022. – Т. 15, № 7. – С. 226-228.

6.                      Байханов А. И. Об актуальных проблемах предупреждения незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации / А. И. Байханов // Государственная служба и кадры. – 2023. – № 1. – С. 149-152.

7.                      Герасимова Е. В. Развитие норм об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в России / Е. В. Герасимова, С. Н. Кондратовская // Журнал прикладных исследований. – 2023. – № 1. – С. 140-145.

8.                      Гусева И. А. Незаконная рубка леса в Иркутской области: историко-правовые аспекты проблемы / И. А. Гусева, И. В. Курышова // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. – 2023. – № 1(104). – С. 54-66.

9.                      Забавко Р. А. Обзор практики квалификации незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации) / Р. А. Забавко, С. Д. Файвкина // Аналитические обзоры юридической практики: сборник статей: электронный ресурс. Том Выпуск 19. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. – С. 53-60.

10.                  Захарова А. А. Вопросы определения субъекта незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) / А. А. Захарова // ExLegis: правовые исследования. – 2022. – № 1. – С. 20-23.

Уголовная ответственность за посягательства на лесные насаждения

 

Аннотация: В результате изучения аспектов российского законодательства, устанавливающего нормы ответственности за незаконное уничтожение лесных посадок, в данной публикации взяты во внимание проблемы, отраженные в теории и практике механизмов привлечения к ответу в совершенных действиях лиц, причастных к незаконному уничтожению лесов, и рассматриваются различные способы улучшения действующего экологического законодательства.

Ключевые слова: ответственность, лесные и нелесные насаждения, вырубка леса, экология, лес.

 

CRIMINAL LIABILITY FOR ENCROACHMENTS ON FOREST PLANTATIONS

 

Introduction: Based on a comparative legal analysis of Russian and foreign cases concerning the problem of inadequate forest management and monitoring of illegal logging, the author suggests including voluntary certification of logging to increase the effectiveness of the fight against this crime.

Keywords: liability, forest and non-forest plantations, illegal logging, environmental protection, forest.

 

Российская Федерация в силу своей обширной территории имеет важную, стратегическую и фундаментальную значимость с точки зрения лесных ресурсов. Лес регулирует состав атмосферы, режим обращения воды, климат на отдельных континентах и во всем мире, из него вырабатывают древесину, объем производства которой растет год от года и кроме того ликвидирует отрицательной воздействие людей на окружающий мир [4, с. 102].

В данный момент времени такая проблема как неправомерная вырубка леса очень широко представляется средствами массовой информации, когда показывается какими методами действуют т. н. «черных лесорубов», контролирующие определенные участки лесной зоны.

А. И. Байханов перечисляет различные основания незаконных рубок: недоработки лесного законодательства и его фактическое использование, ослабление в системе управления лесными массивами, продажность должностных лиц, недостаточный уровень сотрудничества между ведомствами, отсутствие ясности в торговле лесом, плохие жизненные условия в стране, наличие все повышающегося потребности в лесе [6, с. 149].

Сейчас, незаконная вырубка леса в нашей стране наказывается и в административном, и в уголовном порядке. Но стоит отметить, что на данный момент времени нормативные акты, регламентирующие лесную сферу, проработаны очень плохо.

Согласно этому, отмечается ряд вопросов, затрагивающих правовую ответственность за незаконную вырубку леса в нашей стране:

Незаконная вырубка леса как термин, не полностью определена в КоАП РФ. Ст. 8.28 КоАП РФ рассматривает этот термин как незаконную вырубку, причинение вреда и процесс, при котором в самостоятельном порядке изымаются деревья, кустарники и лианы в лесных угодьях. Согласно пункту 16 Постанов

ления, изданного Пленумом ВС РФ

, незаконная вырубка леса представляет собой вырубку, которая проводится с нарушением требований ЛК РФ

[

3

]

.

К примеру, эта деятельность проводится, не оформляя договоры на аренду лесных делянок, или оформляя договоры на куплю и продажу леса, но в которых прописан объем больше разрешенного, нарушая породный и возрастной состав, работая за лесосекой и прочее. При рассмотрении нормативных актов, касающихся этой сферы и ст. 260 УК РФ, можно увидеть несколько недостатков, которое имеет административное законодательство. К примеру, ст. 260 УК РФ, регламентирует ответственность за неправомерное использование леса и нелесных насаждений, а ст. 8.28 ЛК РФ касается только лесных насаждений. Кроме того, нет определения административной ответственности за причинение вреда нелесным насаждениям, не вызывающим остановку роста, или когда эта остановка не является большой.

Но стоит заметить, что у нелесных насаждений такие же функции, как и у леса, и все мероприятия, которые повредят им, также повредят и растительность. В связи с этим, в ст. 8.28 КоАП РФ, необходимо добавление термина «нелесные насаждения». Решение этой задачи, безусловно, позволит эффективнее реализовать положения, устанавливающие ответственность за незаконную вырубку лесных угодий [5, с. 226].

Уголовная ответственность будет рассматриваться, если лес заготавливается вне лесосеки и осуществляется его вывоз, к примеру, для того чтобы продать и уже эти деяния предусматривают ответственность по статье 191.1 УК РФ.

Вопрос по определению и последующей квалификации правонарушений, которые предусматриваются статьей 260 УК РФ, считается учеными самым значимым. При уголовном и административном расследовании, самое сложное это определить неправомерные вырубки леса, которыми специально не соблюдается или же искажается действующий режим и порядок заготовки леса и цель таких расследований состоит в нормализации этих процессов. В таких расследованиях принимают участие эксперты, занимающиеся охраной природных ресурсов. Главная угроза исходит от неправомерных выборочных рубок, с вырубкой отдельных деревьев, их групп, если вырубается часть ствола редкого дерева, представляющего особую ценность. Вырубки такого рода плохо прослеживаются спутниками и их практически невозможно зафиксировать. Литературные источники описывают наличие продолжительных неправомерных вырубок и те, технологии, которые сейчас существуют, дают возможность осуществлять их с большим профессионализмом, качеством и организованностью. В связи с этим, следует разграничить лесные участки, зарегистрировать их по кадастру земли, а также выявить, для чего они предназначаются и как и в каком объеме на них можно проводить вырубку леса. Что даст возможность точнее определить тех, кто нарушил правила лесозаготовки (например, в случае выборочной рубки), и выявить ответственных за нарушение.

Проведение мониторинга и управления лесными ресурсами осуществ

ляется в неполном объеме, поскольку в этой сфере практически отсутствует работа.

По сравнению с нашей страной, за границей, при охране лесных ресурсов и отслеживания их состояния, используют в первую очередь, человеческие ресурсы, а только потом технологии. К примеру, австралийские инспекторы обладают очень широкими полномочиями, позволяющими им производить мониторинг и расследовать правонарушения, состоящие в плохом состоянии леса, увеличении неправомерных вырубок, развитии подпольной промышленной сферы по переработке леса и так далее [8, с. 55].

Другая проблема представляет собой то, что количество работников лесного хозяйства в России с каждым годом уменьшается. В результате растет число случаев по статье 191.1 Уголовного кодекса РФ, когда древесина вывозится с территории, а не с места вырубки, например, для последующей продажи, а потенциальные виновники незаконных рубок не несут ответственность согласно статье 260 УК РФ.

В реальности очень сложно произвести задержание виновника преступления в силу объективных причин, выражающихся в огромном лесном массиве, удаленности от городов и так далее. Как правило, неправомерная вырубка обнаруживается после ее совершения, когда обнаруживаются свежие пни от деревьев или получается информация, что кто- либо обладает свежей древесиной. Поэтому, невозможно реализовать доказанность всех объективных факторов неправомерной вырубки, выявить причинно-следственные связи деятельности и итога, в особенности, когда прошло определенное время. Возможно, если глубже изучить дендрохронологию, то это решит ряд накопившихся проблем. Но стоит упомянуть и еще одну проблему. Ознакомившись с новыми методами сертификации, нелегальные лесорубы намеренно пытаются фальсифицировать положение деревьев и пней, часто с помощью тепла. Поэтому ботанические исследования полезны для определения природы растительного организма, его группы (рода) и происхождения частей растения [10, с. 21].

Другим, не менее важным вопросом в области охраны лесов являются различные методы, при помощи которых рассчитывается ущерб, который причиняется лесными насаждениями. К примеру, в РФ, расчет объема данного ущерба осуществляется согласно Постановлению, изданного Правительством Российской Федерации 08.05.2007-го года, за № 273 «Об исчислении размера ущерба, нанесенного лесам вследствие нарушения ЛК РФ». Данным законом определено, как должен рассчитываться ущерб, который получили лесные насаждения и те их них, которые законом не отнесены к данному виду насаждений. Ущерб, полученный вырубкой деревьев, кустарников и лиан, при нарушении ЛК Российской Федерации, вместе с нарушением методики расчета объема ущерба лесным угодьям, которую содержит Постановление № 273 [7, с. 144].

Проводя анализ того, в каком положении находится представленное решение, специалисты сделали вывод, что в этой методике содержится неполный список важных характеристик, позволяющих оценить данный ущерб. К примеру, используя эту методику нельзя определить нанесение косвенного вреда экологии из-за соответствующих преступлений, а также не может учесть, что лес является отдельной экологической системой и то, что окружающая среда может самостоятельно регулироваться. Большая часть специалистов приходит к мнению об использовании таксона в качестве обычной единицы при расчете вреда, являющейся заблаговременно просчитанной постоянной его величиной. Здесь нельзя определить, как соответствуют между собой объем вреда определенный таксоном и реальный объем. Что говорит и произвольности таксона как такового и это не соответствует принципу компенсирования, например, полного компенсирования.

Соответственно, и теоретически и практически, эту проблему представляют как сложное препятствие, которое не позволяет развивать пенитенциарные учреждения в данной области, но эту проблему можно решить.


Список использованной литературы

 

Уголовный кодекс Российской

Федерации :

Федеральный закон от 13 июня

1996 г

. № 63-ФЗ: (ред. от

4 августа

202

3

г.) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Лесной кодекс Российской

Федерации :

Федеральный закон от 4 декабря 2006 № 200-ФЗ: (ред. от

4 августа

202

3

г.) // СЗ РФ. – 2006. – № 50. – Ст. 5278.

О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 12.

Антощенко А. В. «Незаконный оборот леса и лесоматериалов» – уголовно-правовая характеристика / А. В. Антощенко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2022. – № 8. – С. 102-104.

Байханов

А. И. Меры предупреждения незаконной рубки лесных насаждений: зарубежный опыт / А. И.

Байханов

// Пробелы в российском законодательстве. – 2022. – Т. 15, № 7. – С. 226-228.

Байханов

А. И. Об актуальных проблемах предупреждения незаконной рубки лесных насаждений в Российской Федерации / А. И.

Байханов

// Государственная служба и кадры. – 2023. – № 1. – С. 149-152.

Герасимова Е. В. Развитие норм об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в России / Е. В. Герасимова, С. Н. Кондратовская // Журнал прикладных исследований. – 2023. – № 1. – С. 140-145.

Гусева И. А. Незаконная рубка леса в Иркутской области: историко-правовые аспекты проблемы / И. А. Гусева, И. В.

Курышова

// Вестник

Восточно-Сибирского

института МВД России. – 2023. – № 1(104). – С. 54-66.

Забавко

Р. А. Обзор практики квалификации незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации) / Р. А.

Забавко

, С. Д.

Файвкина

// Аналитические обзоры юридической практики: сборник статей: электронный ресурс. Том Выпуск 19. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. – С. 53-60.

Захарова А. А. Вопросы определения субъекта незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) / А. А. Захарова //

ExLegis

: правовые исследования. – 2022. – № 1. – С. 20-23.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×