Укрепление физического здоровья и формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ | Мамедова Татьяна Александровна. Работа №350405
Аннотация. В статье рассмотрены методы и принципы укрепления физического здоровья и формирования основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках занятий адаптивной физической культурой (АФК). Адаптивная физическая культура предоставляет уникальные возможности для улучшения общего состояния детей с ОВЗ, способствует развитию физических и социальных навыков, а также закладывает основы для формирования устойчивой привычки к здоровому образу жизни. Представлены примеры упражнений и методы мотивации, направленные на повышение интереса детей к занятиям физической активностью и поддержанию здоровья.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с ОВЗ, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, физическое развитие, упражнения, мотивация.
Укрепление физического здоровья и формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ
Мамедова Татьяна Александровна, учитель АФК
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Республиканский учебно-реабилитационный центр»
Аннотация. В статье рассмотрены методы и принципы укрепления физического здоровья и формирования основ здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в рамках занятий адаптивной физической культурой (АФК). Адаптивная физическая культура предоставляет уникальные возможности для улучшения общего состояния детей с ОВЗ, способствует развитию физических и социальных навыков, а также закладывает основы для формирования устойчивой привычки к здоровому образу жизни. Представлены примеры упражнений и методы мотивации, направленные на повышение интереса детей к занятиям физической активностью и поддержанию здоровья.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с ОВЗ, укрепление здоровья, здоровый образ жизни, физическое развитие, упражнения, мотивация.
Формирование здорового образа жизни и укрепление физического здоровья у детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей, стоящей перед педагогами, работающими в учебно-реабилитационных центрах. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с различными трудностями, как физическими, так и психологическими, что может сказываться на их самооценке и общем состоянии. Занятия адаптивной физической культурой дают возможность укреплять здоровье, улучшать физические качества и способствуют социальной адаптации. Особенно важным для детей с ОВЗ является приобретение устойчивой привычки к физической активности и понимание пользы от занятий для их самочувствия и повседневной жизни.
Основой работы в этом направлении является индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого ребенка, его физические возможности и предпочтения. Первым шагом к укреплению физического здоровья и формированию здорового образа жизни является разработка индивидуальной программы занятий, которая учитывает диагноз и особенности состояния ребенка, а также его уровень физического развития. Программа должна включать адаптированные упражнения, направленные на развитие выносливости, силы, координации, гибкости и общей подвижности. Например, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата можно использовать упражнения с поддержкой или специальные тренажеры, которые помогают укреплять мышцы и улучшают баланс. Также важна последовательность и постепенность — программа должна быть доступной для ребенка, но при этом включать элементы, которые постепенно усложняются, стимулируя развитие его возможностей.
Эффективными для укрепления физического здоровья являются игровые методы, которые позволяют ребенку включиться в активную деятельность, не испытывая при этом напряжения или страха неудачи. Примером может служить игра «Найди путь», где ребенок ориентируется в пространстве, передвигаясь по заданным ориентирам, или игра «Удержи баланс», когда ребенок должен удерживать равновесие на гимнастическом мячике или специальной платформе. Такие упражнения развивают координацию и внимание, которые важны для общего физического и психического развития. Для детей, которые испытывают трудности с выполнением стандартных упражнений, игровой подход помогает повысить уверенность и снизить уровень тревожности, что особенно важно для их психологического состояния и мотивации.
Для формирования здорового образа жизни у детей с ОВЗ необходимо также уделять внимание объяснению полезности физических упражнений и здоровых привычек. В этом помогает метод моделирования ситуаций, когда воспитатель на личном примере показывает важность движения и положительные результаты, которые приносит забота о своем здоровье. Дети с ОВЗ могут лучше воспринимать информацию, когда педагог последовательно объясняет пользу здорового образа жизни, например, как регулярные физические занятия улучшают самочувствие, повышают настроение и помогают преодолевать трудности. Включение в программу разговоров о пользе физических упражнений, необходимости правильного питания, режима сна и отдыха способствует формированию у детей базовых знаний, которые в дальнейшем будут помогать им в самостоятельном ведении здорового образа жизни.
Для мотивации детей с ОВЗ к занятиям физической культурой важно поддерживать атмосферу радости и успеха на каждом этапе занятия. Эффективным методом здесь является система поощрений, где каждый успех отмечается похвалой, жетонами или медалями, даже если прогресс минимален. Примером может служить достижение личных целей, таких как увеличение количества выполненных упражнений или улучшение координации. Педагог должен понимать, что для ребенка с ОВЗ важны не только результаты, но и сам процесс занятий. Даже небольшие достижения должны восприниматься как успехи, которые подтверждают, что физическая активность — это радость и возможность стать сильнее и увереннее.
Программа АФК для детей с ОВЗ также может включать занятия на свежем воздухе, такие как прогулки, дыхательные упражнения и простые виды активного отдыха. Это позволяет ребенку не только укрепить здоровье, но и почувствовать связь с природой, что благотворно влияет на его эмоциональное состояние. В зависимости от состояния ребенка и погодных условий можно организовать игры на улице, например, «Перебежки» или «Прогулки по тропинкам», которые учат ребенка координации и внимательности. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в социальных взаимодействиях, поэтому занятия на улице или в группе способствуют развитию коммуникативных навыков, которые помогут в адаптации к окружающему миру.
Таким образом, укрепление физического здоровья и формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ — это комплексный процесс, который требует от педагога не только профессиональных знаний, но и гибкости, терпения и личного примера. Адаптивная физическая культура позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья не только улучшить физическое состояние, но и обрести уверенность в себе, почувствовать поддержку и заботу со стороны окружающих, что играет важную роль в их социальном и психологическом развитии.
Список литературы
Грибакина
К. Р.
, Тюрина
И. В.
А
даптивная физическая культура как основа формирования физической безопасности личности для детей с
ОВЗ // Наука в жизни человека. 2024.
№2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-osnova-formirovaniya-fizicheskoy-bezopasnosti-lichnosti-dlya-detey-s-ovz
Елисеева
Ф. Р.
, Середенко
А. К.
З
доровьесберегающие
технологии на уроках с детьми с ограниченными возможностями здоровья
// Проблемы педагогики. 2024. №1 (65).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
Колесникова
М. В.
,
Сорокопуд
Ю. В.
Р
оль здорового образа жизни для детей с
ОВЗ // Педагогический вестник. 2019.
№8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-zdorovogo-obraza-zhizni-dlya-detey-s-ovz
Лакомкина
И. В. Влияние оздоровительных мероприятий на состояние детей с ограниченными возможностями // Физическая культура,
спорт - наука и практика.
2014. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-ozdorovitelnyh-meropriyatiy-na-sostoyanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami