Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Укрепление физического здоровья и формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ | Труфанова Юлия Эдуардовна. Работа №353196. Номер работы: №353196

Дата публикации:
Автор:
Описание:

  Аннотация. В статье рассматриваются подходы к укреплению физического здоровья и формированию здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уделяется внимание специфике работы с данной категорией детей, важности индивидуального подхода и использования адаптивных методов физического воспитания. Описываются основные направления деятельности, включающие физкультурно-оздоровительные мероприятия, просвещение о здоровом образе жизни и вовлечение детей в спортивную и внеурочную деятельность. Приводятся примеры практических занятий, направленных на развитие физических качеств, повышение самооценки и улучшение социальной адаптации. 

 Ключевые слова:  дети с ОВЗ, физическое здоровье, здоровый образ жизни, адаптивная физическая культура, школа-интернат, профилактика заболеваний, социальная адаптация. 

УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Труфанова Юлия Эдуардовна, воспитатель

ГБОУ Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

 

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к укреплению физического здоровья и формированию здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Уделяется внимание специфике работы с данной категорией детей, важности индивидуального подхода и использования адаптивных методов физического воспитания. Описываются основные направления деятельности, включающие физкультурно-оздоровительные мероприятия, просвещение о здоровом образе жизни и вовлечение детей в спортивную и внеурочную деятельность. Приводятся примеры практических занятий, направленных на развитие физических качеств, повышение самооценки и улучшение социальной адаптации.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, физическое здоровье, здоровый образ жизни, адаптивная физическая культура, школа-интернат, профилактика заболеваний, социальная адаптация.

 

Физическое здоровье — основа полноценной жизни любого человека, и для детей с ОВЗ это утверждение приобретает особую значимость. Состояние здоровья влияет на развитие личности, возможности социализации, успешность обучения и качество жизни в целом. В школе-интернате особое внимание уделяется укреплению здоровья воспитанников, поскольку именно здесь дети проводят большую часть своего времени.

 

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) у детей с ОВЗ включает не только физическое воспитание, но и привитие гигиенических навыков, развитие правильных привычек питания, воспитание устойчивости к стрессу и осознание ценности собственного здоровья.

Особенности физического воспитания детей с ОВЗ

Учет особенностей состояния здоровья

Дети с ОВЗ могут иметь различные ограничения в физическом развитии, что требует индивидуального подхода при организации занятий:

- Физические ограничения. Ограничения двигательной активности, нарушения координации.

- Интеллектуальные особенности. Задержка развития, трудности в понимании инструкций.

- Эмоциональные и психологические особенности. Высокая тревожность, склонность к стрессу.

Цели физического воспитания

- Укрепление здоровья и профилактика заболеваний.

- Развитие физических качеств (силы, выносливости, гибкости).

- Формирование навыков самоконтроля и гигиены.

- Повышение самооценки и уверенности в своих силах.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ

Адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура (АФК) — это специально разработанная система физических упражнений, учитывающая индивидуальные особенности детей с ОВЗ. Основные направления АФК включают:

1. Лечебная физкультура (ЛФК). Упражнения для профилактики и коррекции нарушений здоровья.

2. Игровые формы. Игры помогают детям развивать координацию, ловкость, внимание.

3. Дыхательная гимнастика. Укрепляет дыхательную систему и повышает общий тонус организма.

Вовлечение в спортивные мероприятия

Организация спортивных праздников, соревнований и других мероприятий позволяет создать у детей интерес к занятиям физической культурой, способствует сплочению коллектива и формированию чувства успеха.

Пример: участие в адаптивных соревнованиях, таких как «Веселые старты» или «Параспартакиада».

Образовательные беседы и лекции

Педагоги проводят занятия, на которых воспитанникам объясняют основы здорового образа жизни:

- Значение правильного питания.

- Роль физической активности для здоровья.

- Опасности вредных привычек.

Внедрение ежедневных оздоровительных процедур

Школа-интернат должна создавать условия для регулярного укрепления здоровья воспитанников:

- Утренняя гимнастика.

- Закаливание (обтирание, воздушные ванны).

- Прогулки на свежем воздухе.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий

Пример программы занятий

Цель: улучшение физического состояния детей с ОВЗ, развитие двигательных навыков и формирование интереса к ЗОЖ.

Программа:

1.Утренняя зарядка (15 минут). Легкие упражнения для активации организма.

2. Основные занятия (40 минут):

- Упражнения на развитие гибкости.

- Элементы игрового спорта (броски мячей, эстафеты).

- Дыхательная гимнастика.

3. Завершение: упражнения на релаксацию.

Роль игровой деятельности

Игры являются универсальным инструментом, который помогает детям с ОВЗ с интересом заниматься физическими упражнениями. Примеры игр:

- «Ловкий мяч»: дети по очереди передают мяч, стараясь не уронить его.

- «Прыжки через препятствия»: адаптированный формат полосы препятствий.

Использование современных технологий

Для повышения интереса к занятиям физической культурой можно использовать цифровые инструменты:

- Интерактивные видео с упражнениями.

- Приложения для отслеживания активности (шагомеры).

- Обучающие мультфильмы о здоровом образе жизни.

Формирование здорового образа жизни у воспитанников

звитие правильных привычек

Формирование навыков, связанных с заботой о своем здоровье, включает:

- Соблюдение режима дня.

- Умение правильно питаться (включение овощей, фруктов, соблюдение питьевого режима).

- Регулярные физические упражнения.

Вовлечение родителей

Воспитание ЗОЖ у ребенка требует согласованности действий школы и семьи. Родители должны участвовать в:

- Совместных мероприятиях (семейных спортивных днях).

- Просветительских занятиях.

- Контроле за соблюдением рекомендаций педагогов.

 

#### Профилактика вредных привычек

Педагоги должны проводить занятия, направленные на профилактику:

- Пассивного образа жизни.

- Употребления вредной пищи.

- Зависимости от гаджетов.

Проблемы и пути их решения

Проблемы

1. Физические ограничения у детей. Некоторые упражнения требуют адаптации.

2. Низкая мотивация. Дети могут не проявлять интереса к физическим упражнениям.

3. Недостаток ресурсов. Ограниченное количество оборудования для занятий.

Решения

1. Индивидуальный подход. Адаптация занятий под возможности каждого ребенка.

2. Игровая форма. Использование игр для вовлечения детей.

3. Привлечение партнеров. Сотрудничество с благотворительными фондами, спортивными организациями.

В заключение можно отметить, что укрепление физического здоровья и формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ — это комплексная задача, требующая внимательного подхода и участия всех участников образовательного процесса. Педагоги и воспитатели должны создавать условия, которые позволят детям развивать свои физические качества, осознавать важность здоровья и получать удовольствие от занятий. Это не только улучшает их физическое состояние, но и помогает им адаптироваться в обществе, становиться увереннее в себе и стремиться к новым достижениям.

 

Список литературы

Бакулина Ирина Геннадьевна Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования // The

Newman

in

Foreign

policy

.

2017. №37 (81). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-soprovozhdenie-shkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-sisteme-inklyuzivnogo-obrazovaniya

Красильникова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с особыми образовательными потребностями / Л.В. Красильникова, Н.В. Вялова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-2. – С. 178-181. – Электронная копия доступна на сайте Гуманитарно-пед. акад. (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского».

Олифер

О.О. Проблема социализации детей с особыми образовательными потребностями //

СибСкрипт

. – 2015. – № 3-1 (63). – С. 115-119.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×