Умная среда - умные дети | Дергунова Виктория Александровна. Работа №347342
Аннотация. Статья посвящена созданию "умной среды" в образовательных учреждениях для воспитания детей старшей разновозрастной группы (5–7 лет). Рассматриваются принципы формирования такой среды, ее влияние на развитие познавательных и социальных навыков у детей, а также роль воспитателя в этом процессе. Автор предлагает практические рекомендации и примеры деятельности, которые помогут создать атмосферу, способствующую активному обучению и развитию у детей критического мышления, креативности и самостоятельности.
Ключевые слова: умная среда, разновозрастная группа, умные дети, познавательное развитие, воспитатель, образовательная среда.
УМНАЯ СРЕДА - УМНЫЕ ДЕТИ
Дергунова Виктория Александровна, воспитатель
МБДОУ № 22, обл. Сахалинская, с. Бошняково
Аннотация. Статья посвящена созданию "умной среды" в образовательных учреждениях для воспитания детей старшей разновозрастной группы (5–7 лет). Рассматриваются принципы формирования такой среды, ее влияние на развитие познавательных и социальных навыков у детей, а также роль воспитателя в этом процессе. Автор предлагает практические рекомендации и примеры деятельности, которые помогут создать атмосферу, способствующую активному обучению и развитию у детей критического мышления, креативности и самостоятельности.
Ключевые слова: умная среда, разновозрастная группа, умные дети, познавательное развитие, воспитатель, образовательная среда.
Современное образование требует от воспитателей не только передачи знаний, но и создания условий, способствующих развитию у детей навыков 21 века. Одним из ключевых аспектов этого процесса является формирование "умной среды". Умная среда — это пространство, где дети могут активно взаимодействовать, исследовать, учиться и развиваться в различных сферах. Она не просто включает в себя разнообразные обучающие материалы, но и создает атмосферу, способствующую самовыражению, сотрудничеству и самостоятельному обучению.
Воспитатели в старших разновозрастных группах играют ключевую роль в создании такой среды, ведь они могут эффективно организовать процесс обучения, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.
Принципы создания умной среды
Разнообразие учебных материалов. Умная среда должна быть насыщена разнообразными учебными материалами и ресурсами, которые стимулируют детей к исследованию и творчеству. Это могут быть:
Книги и настольные игры: литература на разные темы, способствующая развитию мышления и воображения.
Конструкторы и наборы для творчества: LEGO, наборы для рисования, моделирования, что позволяет детям самостоятельно создавать и экспериментировать.
Интерактивные ресурсы: планшеты или компьютеры с образовательными программами, которые могут быть использованы для изучения новых тем и концепций.
Пространственная организация
Организация пространства в группе также играет важную роль. Воспитателю следует создать зоны, которые будут способствовать различным видам деятельности:
Игровая зона: для сюжетно-ролевых игр, где дети могут развивать социальные навыки.
Творческая мастерская: для художественного и конструктивного творчества.
Научный уголок: где дети могут проводить эксперименты и исследовать окружающий мир.
Такое зонирование позволяет детям выбирать, чем заниматься, и развивает их самостоятельность.
Индивидуальный подход
Каждый ребенок уникален, и умная среда должна учитывать индивидуальные интересы и способности воспитанников. Воспитатели могут:
Наблюдать за тем, какие материалы и виды деятельности вызывают наибольший интерес у детей, и на основе этого адаптировать учебный процесс.
Включать детей в планирование занятий, что способствует их вовлеченности и ответственности.
Взаимодействие и сотрудничество
Создание умной среды предполагает активное взаимодействие детей друг с другом. Воспитатели могут организовывать:
Групповые проекты: где дети работают вместе, решая общие задачи, что развивает командные навыки.
Дебаты и обсуждения: на темы, интересующие детей, что способствует развитию критического мышления и умения аргументировать свою точку зрения.
Влияние умной среды на развитие детей
Развитие познавательных навыков
Умная среда способствует активному обучению. Дети, исследуя различные материалы и участвуя в проектах, развивают критическое и творческое мышление. Они учатся находить информацию, анализировать ее и делать выводы, что важно для их дальнейшего обучения.
Социальное развитие
Активные взаимодействия в группе помогают детям развивать социальные навыки. Они учатся работать в команде, делиться идеями, слушать и уважать мнения других. Это важно не только для их общения, но и для формирования устойчивых отношений в будущем.
Эмоциональное развитие
Создание поддерживающей и уважительной атмосферы в умной среде помогает детям развивать уверенность в себе. Они чувствуют себя комфортно, проявляя свои идеи и участвуя в обсуждениях, что способствует эмоциональному благополучию.
Роль воспитателя в создании умной среды
Воспитатель является ключевым фактором в создании умной среды. Он должен:
Активно вовлекать детей в процесс обучения, создавая ситуацию успеха.
Поддерживать и поощрять инициативу детей, помогая им выражать свои мысли и идеи.
Обеспечивать разнообразие видов деятельности и материалов, чтобы каждый ребенок мог найти то, что ему интересно.
Наблюдать за детьми, чтобы понимать их потребности и интересы, и адаптировать учебный процесс соответственно.
Создание умной среды в старших разновозрастных группах — это залог успешного обучения и развития детей. Умная среда помогает формировать у детей навыки, необходимые для жизни в современном мире, а также способствует их социальной и эмоциональной адаптации. Воспитатели играют ключевую роль в этом процессе, и их работа требует творческого подхода и постоянного совершенствования.
Помня о том, что умные дети растут в умной среде, мы можем создать пространство, где каждый ребенок будет чувствовать себя значимым и успешным, готовым к новым вызовам и открытиям.
Список литературы
Бондаренко Алла Анатольевна ИКТ в организации работы ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-v-organizatsii-raboty-dou.
Ефимова Ирина Анатольевна Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-samostoyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.
Лагутина Юлия Викторовна Повышение уровня готовности воспитателей к развитию познавательной самостоятельности дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. №5 (98). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-urovnya-gotovnosti-vospitateley-k-razvitiyu-poznavatelnoy-samostoyatelnosti-doshkolnikov.