«Умственное воспитание. Задачи. Содержание» | Гомонова И.В., методист. Работа №286620
Автор: Гомонова И.В., методист
Результаты педагогических и психологических исследований показывают, что в дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии человека. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно устранимы в более старшем возрасте, и оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие ребёнка.
«Умственное воспитание. Задачи. Содержание».
Определение умственного воспитания детей дошкольного возраста
Воспитание ума – это влияние на умственные интересы ребенка для становления у него научного мировоззрения, навыков познания и культуры умственного труда.
Умственное воспитание – целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.).
Важное значение содержанию умственного воспитания дошкольников придавал ученый-психолог Н.Н. Поддьяков. В его исследованиях в области дошкольного воспитания выявлено, что в процессе предметно-чувственной деятельности ребенок может выделять существенные центральные связи и явления в той или иной области действительности, отражать их в образной форме - форме представления. В содержании умственного воспитания выделилась его важная составная часть, которая характеризуется формированием у дошкольников наглядно - действенного и наглядно-образного мышления. Представления детей, отражающие эти связи явлений, использованы как объединяющие отдельные конкретные знания в четкую систему. [4]
Таким образом, психическое, в том числе и умственное, развитие ребенка выступает как процесс, имеющий конкретно-историческую и социальную природу, все основные этапы которого обусловлены особенностями передачи общественного опыта.
На протяжении истории развития теории и практики умственного воспитания детей дошкольного возраста, основное усилие ученых-психологов было направлено на исследование проблемы восприятия, и на формирование понятийного мышления дошкольников. Умственное воспитание и развитие ребенка, рассматривалось как процесс постепенного развертывания основных форм мышления -- от чувственно-практической до абстрактно-понятийной. При этом умственное развитие выступало не только как процесс овладения ребёнком знаний и способов мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. Источником развития дошкольника признавалась социальная среда, общение и деятельность со взрослыми и сверстниками, а также -- организация систематического обучения на занятиях. Важную роль в умственном развитии ученые отводили осуществляемому на занятиях процессу умственного воспитания. [2]
Задачи
умственного
воспитания
детей дошкольного возраста
Задачи умственного воспитания:
- развитие всех видов мышления (теоретического, практического, социального, творческого и др.), познавательных интересов, потребности и умений самообразования, умственных, творческих способностей;
- формирование системы знаний о природе, человеке, обществе, мышлении, т.е. знаний мировоззренческого характера;
- формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, интеллектуальных, учебных умений и навыков;
- расширение опыта познавательной деятельности, развитие эрудиции и кругозора. [1]
Цель умственного воспитания заключается в формировании осознанного мышления, познания и развитого интеллекта личности. Реализация этой цели приводит к развитию следующих качеств:
Логики;
Памяти;
Внимания;
Творчества;
Самосознания.
Воспитание в данном направлении происходит на основе знаний наук, а они содействуют формированию творчески мыслящей личности, которая испытывает потребность в постоянном пополнении своих знаний и желании совершенствовать их уровень.
Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:
1) сенсорное воспитание (развитие);
2) развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);
3) становление речи;
4) воспитание любознательности, познавательных интересов;
5) формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире - ощущения. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.
1. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.
2. Решая задачу развития мыслительных операций необходимо учить детей анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предложений. Важно развивать у детей творческое воображение, нужно побуждать ребёнка к поиску решения задачи, учить фантазировать.
3. На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи.
4. Решая задачу воспитания любознательности и познавательных интересов нужно знакомить детей со свойствами и качествами предметов, явлений действительности, учить находить между ними связи и отношения. Основа познавательного интересы – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес ребёнка отражается в играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности.
5. Основу умственного воспитания составляет ознакомление с окружающим. Знания должны соответствовать принципам энциклопедичности и носить воспитывающий характер. Знания дети усваивают на занятиях и в повседневной жизни. Знания, которые дети приобретают самостоятельно должны уточнятся, систематизироваться и обобщаться. Усвоение систематизированных знаний развивает у ребёнка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создаёт важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе. [3]
Развитие интеллектуальных способностей личности возможно только в социальном окружении. Условия социального общения и воспитания позволяют планомерно и постоянно воздействовать на умственное развитие личности, обеспечивать систематическую постановку задач познавательной деятельности, создавать условия для активного развития и обучать основным приемам и навыкам мыслительной работы.
Следовательно, умственное развитие реализует поставленные задачи в процессе формирования мышления и возможности его правильного использования под влиянием жизненных ситуаций, к которым относится и воспитательное воздействие.
В процессе решения задач умственного воспитания, важно делать акцент на развитие лучших человеческих качеств: порядочности, честности, умения отстаивать свою позицию и доносить свои мысли до собеседника.
Содержание умственного развития детей дошкольного возраста
В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Поэтому, особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков - это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Исследователи определили содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста: оно связано с формированием элементарных естественно-научных и историко-географических представлений детей, развитием речи и ФЭМП. Это неспецифическое содержание.
Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций (по Дж. Гилфорду):
– фигуральный тип – информация представлена в виде образов;
– символический тип – информация дается в форме условных знаков;
– семантический тип – информация дается словами;
– поведенческий тип – невербальная информация по взаимодействию людей.
Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание: предметная и игровая, продуктивная деятельность детей, ознакомление с окружающим миром, учение. [5]
Таким образом, умственное воспитание - это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Владос, 2009. - 512 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М.: МГУ, 2010. - 710 с.
3. Истомина З.М. Умственное воспитание дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: Инфра -М, 2012. - 890 с.
4. Поддъяков Н.Н., Говоркова А.Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. М.: МГУ, 2009. - 478 с
5. Усова А.П. Роль игры в умственном воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Эксмо, 2010. - 340 с