Упражнения для развития навыка быстрого чтения | Гилязова Елена Борисовна. Работа №353931
Аннотация. Статья посвящена упражнениям, направленным на развитие навыка быстрого чтения у младших школьников. Рассматриваются особенности формирования навыка чтения в начальной школе, трудности, с которыми сталкиваются дети, и методы их преодоления. Описаны практические упражнения, включающие развитие артикуляции, внимания, расширение поля зрения и автоматизацию чтения. Статья поможет учителям начальных классов организовать процесс обучения так, чтобы чтение стало для детей лёгким и увлекательным.
Ключевые слова: быстрое чтение, начальная школа, навыки чтения, упражнения, артикуляция, поле зрения, внимание, обучение чтению.
Упражнения для развития навыка быстрого чтения
Гилязова Елена Борисовна, учитель начальных классов
МБОУ «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа
Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Аннотация. Статья посвящена упражнениям, направленным на развитие навыка быстрого чтения у младших школьников. Рассматриваются особенности формирования навыка чтения в начальной школе, трудности, с которыми сталкиваются дети, и методы их преодоления. Описаны практические упражнения, включающие развитие артикуляции, внимания, расширение поля зрения и автоматизацию чтения. Статья поможет учителям начальных классов организовать процесс обучения так, чтобы чтение стало для детей лёгким и увлекательным.
Ключевые слова: быстрое чтение, начальная школа, навыки чтения, упражнения, артикуляция, поле зрения, внимание, обучение чтению.
Навык быстрого чтения играет важную роль в образовательном процессе начальной школы. Чем быстрее ребёнок читает, тем больше он успевает обработать информации и легче воспринимает смысл текста. Однако для большинства детей младшего школьного возраста освоение быстрого чтения становится вызовом, так как оно требует от них не только механической скорости, но и способности понимать прочитанное. Учителю важно учитывать индивидуальные особенности учеников и предлагать разнообразные упражнения, которые развивают этот навык.
Прежде чем приступать к развитию навыка быстрого чтения, необходимо убедиться, что у ребёнка сформированы базовые навыки чтения, такие как правильное произношение звуков и понимание прочитанного. Если ребёнок только начинает осваивать чтение, то упор следует делать на точность и осознанность, а не на скорость.
Одним из ключевых направлений является развитие артикуляции, поскольку чёткость произношения слов помогает улучшить восприятие текста. Простые упражнения, такие как скороговорки, помогут ребёнку научиться быстро и правильно произносить слова. Например, скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» развивает умение работать с похожими звуками, тренируя тем самым речевой аппарат. Упражнения такого типа можно включать в начало уроков, чтобы дети разминали артикуляционный аппарат и настраивались на работу.
Важным компонентом быстрого чтения является развитие внимания и концентрации. Учитель может предложить ученикам игру «Найди слово», где детям нужно быстро найти в тексте заданное слово. Например, учитель читает вслух предложение, а ребёнок ищет в тексте слово, соответствующее его смыслу. Это упражнение развивает умение сосредотачиваться на тексте и находить нужную информацию за короткое время.
Для ускорения чтения полезно работать над расширением поля зрения, так как большинство детей склонны сосредотачиваться только на одной-двух буквах одновременно. Упражнения с таблицами Шульте помогают развивать периферийное зрение. В таблице расположены случайные цифры или буквы, а задача ребёнка — найти и назвать их в заданной последовательности, двигаясь от центра таблицы к её краям. Постепенно ребёнок научится охватывать взглядом больше информации, что ускорит чтение.
Автоматизация навыков чтения достигается через регулярную практику с использованием текстов разного уровня сложности. Учитель может предложить детям короткие тексты с таймером, чтобы отследить, сколько времени потребуется для их прочтения. Например, можно использовать стихотворения или отрывки из сказок, измеряя скорость чтения и фиксируя результаты. Постепенное увеличение сложности текстов помогает детям адаптироваться к разным типам литературы.
Игровые упражнения также способствуют развитию навыка быстрого чтения. Например, игра «Чтение цепочкой» предполагает, что каждый ученик читает одно предложение текста, передавая эстафету следующему. Это стимулирует детей к внимательному чтению и быстрому восприятию текста. Ещё одной интересной игрой может стать «Чтение со звуком». Учитель читает текст с акцентом на одно слово, а ученики должны быстро найти это слово в своих книгах и прочитать следующее предложение.
Кроме того, для развития навыков быстрого чтения важно работать над техникой восприятия текста. Учитель может предложить ученикам метод «чтения с тенями», где они читают текст следом за учителем, стараясь повторить его интонацию и скорость. Это упражнение помогает детям привыкнуть к более быстрому темпу и одновременно улучшает их интонационное выражение.
Не менее важно формировать у детей позитивное отношение к чтению. Учитель может предлагать увлекательные книги, соответствующие интересам детей, чтобы процесс обучения стал для них увлекательным. Например, школьникам младших классов будут интересны книги с яркими иллюстрациями и короткими рассказами, где текст не кажется перегруженным.
Родители также играют важную роль в развитии навыка быстрого чтения. Учитель может рекомендовать им читать с детьми дома, используя такие методы, как совместное чтение или чтение вслух. Например, родители могут читать одну страницу книги, а ребёнок — следующую. Это создаёт атмосферу поддержки и помогает ребёнку не бояться ошибок.
Таким образом, развитие навыка быстрого чтения — это процесс, который требует систематического подхода и использования разнообразных методов. Игровые упражнения, работа с таблицами Шульте, скороговорки и тексты на время позволяют учителю формировать у детей интерес к чтению и развивать их способности. Регулярная практика и поддержка со стороны взрослых помогут ученикам не только научиться читать быстрее, но и полюбить чтение как процесс, что станет залогом их дальнейших успехов в учёбе.
Список литературы
Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Г. Абдулова; худ. С.
Бордюг
и Н.
Трепенок
[и др.] – М.: АСТ, 2017. – 112 с.
Авдеева А.
В. Формирование читательской компетенции младших школьников / А.В. Авдеева, М.В.
Молькова
. // Молодой ученый. – 2015. – №22.1 (102.1). – С. 44–46.
Колесова О. В., Маясова Т. В., Деменева Н. Н. Приемы и способы обучения младших школьников первоначальному чтению // Проблемы современного педагогического образования.
2024. №84-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-i-sposoby-obucheniya-mladshih-shkolnikov-pervonachalnomu-chteniyu
Прокина Л. П. Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника / Л. П. Прокина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 27 (474). — С. 229-233.