Упражнения для закрепления приёмов сжатия | Мой кабинет. Работа №354177
Упражнения предназначены для подготовки к ОГЭ учащихся 9 класса . Для написания сжатого изложения на экзамене учащимся необходимо знать приёмы сжатия текста и уметь их применять. Данные упражнения помогут учащимся закрепить эти приёмы и использовать на экзамене такие приёмы сжатия текста, как:исключение,замена, обобщение.
Упражнения для обучения приемам сжатия текста
Упражнение 1. Сократите предложения, используя приёмы сжатия.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением чего является фразеологизм как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько родится всяких ягод, сколько озёр, какие чудесные растут леса.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ввечеру Иван Иванович надевает бекешу и идёт куда-нибудь: или к городовому магазину, куда он поставляет муку, или в поле ловить перепелов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если весной водяные пары превращаются в дождь, то зимой, в морозные дни, они замерзают и падают на землю в виде снежинок.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Несколько лет назад, после долгого перерыва, мне вновь довелось побывать на родной Смоленщине, в некогда диких, лесных, захолустных уголках, где проходило моё детство.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Над степью, заслонив солнце, в зените стояла вздыбленная ветром густо-лиловая градовая туча.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Солнце давно золотило верхушки лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался всё новыми уголками, которые открывала красавица река,
ещ
¸ окутанная кое-где синеватой, как дымок, мглой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело — мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления, но есть ещё одна важная сфера воспитания — воспитание души.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
У подножий деревьев лежали сизые, перепутавшиеся тени, которые казались неподвижными, но я знал: тени очень медленно движутся, сплетаются новыми узорами по мере того, как в небе медленно движется луна, и я с нетерпением ждал сплетения этих узоров.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Упражнение 2. Замените словосочетания синонимичными словами.
Привести доказательство — _________________________________________________________________
проявлять интерес — ______________________________________________________________________
выдвинуть предположение — _______________________________________________________________
одержать побед — _________________________________________________________________________
изъявлять желание — ______________________________________________________________________
обдумывать план — _______________________________________________________________________
иметь отличие — __________________________________________________________________________
сделать заключение — _____________________________________________________________________
выдвинуть опровержение — ________________________________________________________________
проходить обучение — _____________________________________________________________________
давать согласие — _________________________________________________________________________
вести расследование — _____________________________________________________________________
вносить коррективы — _____________________________________________________________________
Упражнение 3. Сократите предложения, заменяя выделенные словосочетания одним словом.
1. Песчаные почвы легко подвергаются обработке .
______________________________________________
2. Плоды финиковой пальмы отличаются калорийностью и питательностью.
_______________________________________________
3. Гелий находит широкое применение в лабораториях в качестве хладоносителя. ________________________________________________
4. Гости невольно обратили внимание на стоящий среди комнаты рояль.
_______________________________________________
5. Он имел намерение заехать в имение соседей накануне Рождества.
________________________________________________
Упражнение 4. Замените однородные члены обобщающим словом.
1. И жалкие кусты ив, и волны, взбегавшие на берег, — всё готовилось к ночному покою.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Чёрные, красные, жёлтые скалы отражались в воде.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Из-за ветра не было слышно ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате, ни стука лап собаки, бегавшей по дому.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Мальчик с удовольствием читал жизнеописания Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря и в мечтах видел себя на бранном поле.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами или предложно-падежными конструкциями.
1. Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в десять тысяч раз.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно усилить защитные свойства организма.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Когда редактор прочитал рукопись вторично, он убедился, что она нуждается в серьёзной доработке.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Когда летом льют грозовые дожди, вода скапливается в лощине.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Для того чтобы решить задачу по физике, мало знать законы, нужно их ещё и понимать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Если не изучать поэзию, нельзя писать стихи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Хотя путник не знал дороги, он всё-таки вышел к посёлку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Многие поэты пользуются словесными образами, для того чтобы создать лирическую экспрессию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Мы спустились в долину, чтобы подыскать удобное для отдыха место.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 6. Изложите содержание сложных предложений в форме простых предложений.
1. Каждая эпоха, каждое событие накладывают свою печать на выразительность художественной формы архитектурных сооружений, которые являются каменной летописью мира,так как архитектура говорит о развитии культуры не существующего уже народа.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Когда луна вышла из-за облаков, она осветила бледным светом окрестность.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ещё в конце ХIХ века было доказано, что микроорганизмы способны к образованию метана.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Было установлено, что частота пульса зависит не только от функционального состояния животных, но и от сезона года.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________