Управленческие решения при переходе на ФГОС | Рубцова Ольга Андреевна. Работа №317546
Задачами управления первоочередных проектов реализации ООП и введения ФГОС являются:
· формирование рабочих групп ответственных за разработку и реализацию первоочередных проектов
· разработка и реализация первоочередных проектов освоения ООП и перехода на ФГОС.
· анализ результатов реализации первоочередных проектов.
Выполнение каждого проекта должно заканчиваться отчетом и анализом его результатов. Смысл анализа состоит не только в том, чтобы решить, выполнен ли проект, какие его результаты теперь могут быть использованы в практике, но и для того, чтобы определить, какой проект должен быть следующим, к каким работам можно и необходимо приступить. Анализ дает возможность накапливать положительный опыт, который может использовать в других проектах.
Результаты управленческих решений: освоенные новшества как результаты проектов, опыт реализации проектов, определение направления дальнейшей работы на основе анализа результатов реализации проектов.
Управленческие решения при переходе на ФГОС
Задачами управления первоочередных проектов реализации ООП и введения ФГОС являются:
( формирование рабочих групп ответственных за разработку и реализацию первоочередных проектов
( разработка и реализация первоочередных проектов освоения ООП и перехода на ФГОС.
( анализ результатов реализации первоочередных проектов.
После того, как портфолио проектов сформирован, можно переходить к разработке и реализации проектов, которые были выделены членами рабочей группы как первоочередные. Для того, чтобы начать эту работу нужно создать микрогруппы, издать приказы и сроках выполнения проектов, порядке отчетности, составе рабочей группы и руководителях проектов.
Часто руководителем проекта становится его инициатор, он же может собрать группу людей, заинтересованных именно в этом проекте. Однако нужно иметь в виду, что инициатор и руководитель проекта не всегда одно и то же лицо. Так, например, инициатива может исходить от заведующего детским садом, а руководителями групп могут быть родители или воспитатели. Желательно, чтобы руководителями образовательных проектов были воспитателя и другие педагоги детского сада, а руководитель, старший воспитатель и методист выступали в роли кураторов проектов. Это будет развивать инициативу и формировать ответственную позицию у членов педколлектива и разгрузит руководителей от выполнения мелких задач, сохранив за ними общее руководство и ответственность за управленческие проекты по мониторингу введения ФГОС, созданию кадровых и материально-технических условий.
После того, как группы образованы, можно приступать к разработке содержания проектов и планов их выполнения. Составленный проект проекта и плана его реализации должен быть самым подробным образом обсужден всеми участниками проекта. Это необходимо, во-первых, потому, что каждый член микрогруппы должен внутренне психологически принять этот план как свой. Во-вторых, каждый должен увидеть роль и место своей работы в общем объеме работ. В-третьих, при обсуждении плана члены группы должны трезво оценить возможности выполнения работ в указанные сроки. Как правило, начинающий руководитель проекта, впервые планирующий такую работу, склонен преувеличивать свои возможности и возможности своих коллег, в связи с чем часто ставятся крупные цели, планируются значительные изменения и при этом определяются нереальные сроки их достижения.
После обсуждения планы проекта принимаются органом, ответственным за его реализацию, рабочей группой и заведующим детским садом. Затем следует разработка и утверждение индивидуальных планов участников проекта. Форма этих планов может быть произвольная, главным образом удобная для работы самих исполнителей. Единственно важным условием является то, чтобы все работы, предусмотренные в проекте, нашли свое отражение в индивидуальных планах его участников.
Приступая к реализации проектов, участники и руководители детского сада должны отдавать себе отчет в том, с какими трудностями они могут столкнуться и выработать адекватные меры их преодоления. Например, быстрые изменения дают быстрые и ощутимые результаты, но требуют приложения больших усилий. Поэтому для начала выполнения таких проектов руководству детского сада нужно будет позаботиться о так называемых стартовых площадках, то есть ресурсов для запуска проекта. Недостаток ресурсов для начала работ на старте может компенсироваться и позже, в процессе выполнения работ, но именно эту часть проекта должен контролировать и обеспечивать для участников заведующий детским садом.
После завершения фазы планирования группы приступают к выполнению
проектов. Эта работа ведется без отрыва от основной деятельности, по существу с ней объединяется. Организация работы группы и координация работ проходит в процессе заседаний группы, собираемых руководителями по необходимости, а также в форме индивидуальной работы руководителя проекта с членами своей группы. Деятельность руководителя проекта будет заключаться в контроле выполнения планов и регулярном обсуждении с членами своей группы получаемых результатов.
Вполне естественно, что в крупных и сложных по содержанию проектах, их планы никогда не могут быть выполнены в своем первоначальном виде – в ходе их реализации обнаруживаются просчеты, появляются новые обстоятельства, и т.д. В результате планы проекта меняются. Искусство руководителя проекта заключается в том, чтобы вовремя выявить и обсудить возможные отклонения и внести необходимые коррективы, заново перестроив логические связи между отдельными направлениями работ в проекте и т.д.
Обсуждение хода и результатов работ по проекту важно еще и потому, что это позволяет выработать общие точки зрения, подходы, позиции участников. Такие обсуждения целесообразно проводить на заседаниях рабочих групп или рабочей группы управления реализацией проекта введения ФГОС.
Руководитель проекта должен особое внимание уделять анализу и созданию условий для его реализации.
Обеспечение организационных условий – это распределение обязанностей между членами микрогруппы, организация их работы и взаимодействия друг с другом.
Обеспечение информационных условий – это действия по сбору, обработке, анализу внутренней и внешней информации, нужной для реализации проекта, а также передача информации, то есть информирование и инструктирование исполнителей. Это обеспечение участников проекта соответствующей информацией: книгами, журналами и газетами, материалами передового педагогического опыта, доступом к электронным ресурсам – базами и банками данных и т.д., педагогическим программным средствам и т.д. Это размещение информации о ходе реализации проектов на сайте.
Создание кадровых условий – это выполнение действий по подбору, расстановке и подготовке, то есть обучению кадров. Наряду с педагогическими кадрами в реализации проектов будут задействованы и родители и работники сторонних организаций, являющихся социальными партнерами детского сада. Их обучение рекомендуется проводить непосредственно в деятельности, при помощи консультаций.
При работе с собственными педагогическими кадрами, привлекаемыми к работе в проекте, необходимо ориентироваться на уровень их подготовки, не перегружая их непосильными задачами и организовывая для них целенаправленное повышение квалификации совместно с методистом и соответствующими региональными институтами повышения квалификации.
Создание мотивационных условий – это действия, призванные сформировать заинтересованность исполнителей в решении задач. Мотивация участников проекта возникает при условии, что, что они уверены в посильности стоящих перед ними задач и возможности получить за их решение значимое для себя вознаграждение. Механизмы стимулирования должны отвечать потребностям разных участников и поэтому должны быть самыми разнообразными: повышение разрядов, дополнительное финансирование, например в виде премий; выделение свободных, так называемых методических дней. При этом важным обстоятельством является создание механизмов нейтрализации скептиков – чтобы члены коллектива, не участвующие в проектах, не создавали атмосферу негативного отношения к ним и не мешали его реализации.
Обеспечение научно-методических условий – это обеспечение проектов необходимой документацией, методическими рекомендациями, памятками инструкциями по организации работы и т. д.
Обеспечение материально-технических условий – это создание необходимой материальной базы, обеспечение коллектива рабочей группы проекта, оргтехникой, компьютерами и т.д.
Обеспечение нормативно-правовых условий – это создание всей необходимой документации внутреннего пользования.
Содержание финансовых условий реализации проектов включает решение вопросов финансирования, проведения экспертизы проектов сторонними научными и другими организациями, отдельными экспертами и т.д.; оплату курсов повышения квалификации; выделение средств на вознаграждения.
Как видно из вышеперечисленных условий, работа над проектами заведения идет во взаимосвязи с методической работой. Однако, не все задачи проекта могут быть решены при имеющемся кадровом потенциале, в связи с чем для реализации проектов может потребоваться привлечение и использование еще и внешних ресурсов. Есть два наиболее распространенных и приемлемых пути использования в проектах внешних ресурсов:
1. Нахождение недостающих материалов в передовом педагогическом опыте, в имеющейся научной и методической литературе, в учебно-программной документации, разработанной в других организациях или в педагогических ВУЗах, областных институтах повышения квалификации и т.д.
2. Заказ проведения части необходимых работ сторонним научным организациям или отдельным научным работникам. В этом случае необходимо самым подробным образом в соответствующих договорах и в разделах технического задания обговорить, что именно хочет получить заказчик (дошкольная организация) от исполнителя (научная организация или отдельный научный коллектив). И в каких формах будет завершена заказываемая работа, кем она должна быть утверждена.
Как показывает практика, если детали заказываемой работы подробно не оговорены и не уточнены, то чаще всего исполнитель – научная организация или отдельный ученый – приносят по окончании работ совсем не те материалы, которые от него ждал заказчик. И дело здесь вовсе не в недобросовестности исполнителя, хотя и это случается, а в том, что разные люди по-разному будут понимать выполнение работ по одному и тому же проекту.
Еще одной важной функцией руководителя проекта в процессе его реализации является обобщение получаемых результатов. С этими целями руководитель проекта должен, в частности, регулярно выступать перед рабочей группой, родительской общественностью, членами педколлектива.
Обязательным компонентом работы по проекту является экспертиза каждой законченной (даже промежуточной) работы. Экспертиза проводится как внутренняя, выполняемая членами самой рабочей группы проекта, так и внешняя, когда законченный отчет по проекту и другие, подготовленные в его рамках материалы, передаются коллегам, не участвующим в проекте или направляются в отдельному специалисту, научному работнику, в соседнее учебное заведение, методический центр или органам управления образованием.
При подготовке итогового отчета, руководителю проекта целесообразно выступать в роли научного редактора наработанных в нем материалов, чтобы, во-первых, самому детально увидеть всю картину получаемых в проекте результатов; во-вторых – посредством согласования редакторских правок с авторами отдельных материалов собрать в нечто логически цельное отдельные разрозненные части, которые затем будут основой для работы других воспитателей детского сада.
Выполнение каждого проекта должно заканчиваться отчетом и анализом его результатов. Смысл анализа состоит не только в том, чтобы решить, выполнен ли проект, какие его результаты теперь могут быть использованы в практике, но и для того, чтобы определить, какой проект должен быть следующим, к каким работам можно и необходимо приступить. Анализ дает возможность накапливать положительный опыт, который может использовать в других проектах.
Результаты управленческих решений: освоенные новшества как результаты проектов, опыт реализации проектов, определение направления дальнейшей работы на основе анализа результатов реализации проектов.
HYPER13PAGE HYPER15
1