Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Управление дебиторской задолженностью в системе финансового менеджмента предприятия ☼☼ | Мельникова Наталия Николаевна. Работа №272400

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мельникова Наталия Николаевна
Управление дебиторской задолженностью в системе финансового менеджмента предприятия

Управление дебиторской задолженностью в системе финансового менеджмента предприятия

 

Понятие управление рассматривает двух главных участников: субъект и объект управления. Субъект осуществляет к объекту управления определённую деятельность, направленную на достижение цели управления. А объект - кто-либо, на кого направлена управленческая деятельность.

С точки зрения финансового менеджмента, в качестве субъектов управления на предприятии могут выступать должностные лица или работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота.

В крупных предприятиях для управления финансами созданы специальные структурные подразделения - финансовые службы и дирекции. Главным лицом выступает, финансовый директор - главный финансист. Так же субъектами финансового управления могут быть финансовый менеджер, главный бухгалтер, административный директор.

Объектом управления для финансового менеджмента являются денежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия1. Таким образом, с точки зрения управления дебиторской задолженности, субъектом управления является - специалист или специалисты финансовых служб, и другие структурные подразделения, деятельность которых направлена объект управления - дебиторскую задолженность, как части оборотных активов предприятия.

В современное время управление дебиторской задолженности вышло за пределы функций финансового менеджмента. Комплексный регламент управления дебиторской задолженностью представлен таблице 1.

Из таблицы 2, можно сделать следующий вывод: работа над управлением дебиторской задолженностью, является комплексным воздействием служб (коммерческой, финансовой, юридической) предприятия на дебиторскую задолженность. Конечно, в большей степени, необходимой информацией о состоянии дебиторской задолженности владеют специалисты

финансовых служб предприятия (финансовой директор, финансовые менеджеры различной категории).

Процесс управления дебиторской задолженностью является частью маркетинговой политики предприятия с одной стороны, с другой стороны - частью политики управления оборотным капиталом предприятия.

Поэтому специалисты коммерческой и финансовой служб должны взаимодействовать между собой для принятия решении в области политики управления дебиторской задолженностью.

Таблица 2

Комплексный регламент управления дебиторской

задолженностью

Мероприятия

Субъекты управления

1.До наступления срока платежа

 

1.2. Подготовка к заключению договора об

Менеджер по работе с

отсрочке платежа

клиентами

1.1. Заключение договора

Менеджер по продажам

1.2 Контроль отгрузки

Коммерческий директор

1.4 Извещение об отгрузке, сумме и сроках дебиторской задолженности

Финансовая служба

1.5 Оформление расчётных документов дебитора.

1.6 За 2 - 3 до наступления срока оплаты, уведомление об оплате по телефону

 

2. В первые 7 дней - после просрочки платежа

 

2.1 При неоплате в срок, звонок по выяснению причин неоплаты и выселение графика оплаты

Финансовая служба

2.2 Прекращение поставок (до оплаты)

Коммерческий директор

2.3 Направление предупредительного письма с оповещением об установлении штрафа

Финансовая служба

3. Просрочка до 30 дней

 

3.1 Предъявление штрафа к дебитору

Финансовая служба

3.2 Постоянные телефонные звонки дебитору с напоминаниями о задолженности

Финансовая служба

3.2 Рассмотрение совместной возможности с дебитором о реструктуризации долга

Коммерческий директор

4.При просрочке платежа до 60 дней

 

4.1 Официальная претензия дебитору, направленная заказным письмом, о неоплате долга и передаче дела в арбитражный суд

Финансовая служба

4.2 Передача дела в арбитражный суд

 

4.3 Принятие мер досудебного урегулирования данной проблемы.

 

Перед тем как приступать к разработке политики управления дебиторской задолженностью, руководители выше указанных служб предприятия должны определиться с целями и задачами управления дебиторской задолженностью.

В долгосрочном периоде цель управления может сводиться к максимизации денежного потока при минимизации издержек, связанных с формированием дебиторской задолженности. В краткосрочном периоде предприятие самостоятельно определяет цели исходя из стадии его развития, своего положения на рынке, финансового состояния.

Определившись с целями и разработав задачи для решения поставленных целей, финансовые службы выбирают методы и инструменты управления дебиторской задолженностью. Выбор методов может зависеть от положения предприятия в конкретной отросли, степени влияния компании на рынок товаров, доступной стоимости финансовых источников, выбранного типа кредитной политики. Что означает понятие - методы управления дебиторской задолженность? С точки зрения теории менеджмента под методом управления понимается, способ управляющего воздействия для реализации целей управления. Тогда методами управления дебиторской задолженностью можно считать совокупность способов и приемов, подчиненных решению конкретных задач для воздействия на дебиторскую задолженность. Под инструментами управления понимается - договор или регламент, в результате исполнения которого будет изменятся состояние дебиторской задолженности2.

Согласно анализу литературных источников, методы управления дебиторской задолженностью можно разделить на методы управления текущей (срочной) и просроченной дебиторской задолженностью .

Методы управления текущей дебиторской задолженностью 1. Аналитический метод рассмотрен на примере сквозного анализа дебиторской задолженности предприятия.

Данный анализ делится на этапы, представленные на рисунке 1

Рисунок 1. Этапы выполнения сквозного анализа дебиторской

задолженностью

Проведение сквозного анализа дебиторской задолженности основано на данных бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия. Целю для проведения сквозного анализа является определение сроков и состава дебиторской задолженности исследуемой организации.

Сквозной анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения необходим для определения срока давности задолженности, выявления вероятности и сумм сомнительных и безнадежных долгов. Интервалы длительности дебиторской задолженности могут быть различны и определены самостоятельно предприятием. В таблице 2 представлен один из вариантов структурирования дебиторской задолженности.

Таблица 2

Структурирование дебиторской задолженности по срокам возникновения

Длительность

дебиторской

задолженности

дн.

Сумма

дебиторской

задолженности,

тыс.р.

Удельный вес в общей сумме, %

Вероятность 5езнадежных долгов, %

Сумма безнадежных долгов, тыс. р.

Реальная величина задолженнос и, тыс р.

0-30

 

 

 

 

 

30-60

 

 

 

 

 

60-90

 

 

 

 

 

Свыше 90

 

 

 

 

 

 

Сквозной анализ дебиторской задолженности по перечню дебиторов проводится, с целю выявления наиболее крупных дебиторов, выявлению добросовестности и недобросовестности их к оплате долгов. В таблице 3 представлено структурирование дебиторской задолженности по перечню дебиторов.

Таблица 3

Структурирование дебиторской задолженности по перечню дебиторов

№ п/i

Наименование

дебитора

0-30

дн.

30-60

дн.

60-90

дн.

свыше 90 дн.

Сума задолженности тыс.р

Доля

(%)

1

Предприятие А

 

 

 

 

 

 

2

Предприятие Б

 

 

 

 

 

 

3

Предприятие С

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

В результате анализа структуры дебиторской задолженности по перечню дебиторов выделяются самые крупные дебиторы. Классификация может быть следующей:

-задолженность более 5% от общей суммы;

-задолженность от 2-5%;

- прочие дебиторы.

Самым крупным дебиторам из передоложенных групп необходимо оказать наибольшее внимание, и начать принимать меры по инкассации задолженности.

Наяду со сквозным анализом проводится анализ показателей эффективности управления дебиторской задолженности.

2. Определение принципов кредитной политики по отношению к дебиторам

Формирование кредитной политики направлено на повышение эффективности финансовой и операционной деятельности предприятия.

В основе формирования принципов кредитной политики по отношению к дебитору, предприятию-кредитору необходимо решить два основных вопроса:

- в какой форме осуществлять реализацию продукции;

- и какой тип кредитной политики выбрать.

По формам реализации продукции в кредит можно выделит: товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.

Товарный (коммерческий) кредит - представляет оптовую форму реализации продукции предприятием-кредитором, на условиях отсрочки платежа, если данная отсрочка превышает сроки банковских расчётов3.

Потребительский кредит (в товарной форме) - представляет розничную форму реализации продукции предприятием-кредитором для дебиторов (физических и юридических лиц) на условиях отсрочки платежа. Обычно, потребительский кредит в товарной форме выдается на более длительный срок, нежели чем товарный (коммерческий) кредит.

Выбор формы реализации продукции в кредит зависит от типа кредитной политики предприятия. Различают следующие типы кредитной политики: консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный тип кредитной политики характеризуется минимизацией кредитного риска. Минимизация рассматривается, как главная цель существования кредитной деятельности предприятия. При осуществлении данного типа политики кредитования, предприятие не ставит перед собой задачу повышения прибыли за счет за счет увеличения объёма выпуска изготовляемой продукции, а наоборот предприятие осознано сокращает круг дебиторов. Оно выделяет дебиторов, входящий в группу повешенного риска, и не сотрудничает с ними. Так же предприятие минимизирует срок предоставления кредита и его размер, повышает стоимость кредита, использует строгие процедуры инкассации.

Умеренный тип ориентирован на средний уровень кредитного риска при условиях продажи продукции предприятия с отсрочкой платежа.

Агрессивный тип. Под агрессивной политикой понимается, отнюдь не жесткая политика в отношении дебиторов. Наоборот, предприятие-кредитор расширяет группы потенциальных дебиторов, работая даже с рисковыми группами. Приоритетную целью, которую ставит пред собой данное предприятия - это увеличение прибыли за счет реализации продукции на условиях кредитования. Предприятие-кредитор, увеличивает период предоставления кредита, снижает стоимость кредита и предоставляет возможность дебиторам пролонгировать кредит.

Необходимо учитывать основные факторы, при выборе типа кредитной политики предприятием:

- экономическое состоянии в стране и мире, влияющее на финансовые возможности дебиторов;

- уровень спроса на предложенную предприятием продукцию;

- возможность самого предприятия наращивать масштабы производства, производить необходимый объём продукции;

- учитывать, отвлечение определенного объёма средств, для финансирования дебиторской задолженности4.

При определении типа кредитной политик предприятию стоит учитывать, что выбор консервативного типа кредитования негативно влияет на рост объёма производства, на коммерческие связи. Агрессивный тип вызовет высокое отвлечение финансовых средств, снижает платежеспособность, на процедуры инкассации задолженности расходуется значительные ресурсы, что в конечном итоге, может значительно повлиять на рентабельность оборотных активов и финансирующего их капитала.

6.Установление суммы финансовых средств, которые необходимо инвестировать в дебиторскую задолженность по товарному кредиту

Рассчитывая сумму инвестирования, необходимо учитывать величину объёма реализации продукции в кредит; средний период, на который предоставляется отсрочка платежа по частным формам кредита; средний период просрочки платежей, коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, реализуемой в кредит.

7.Разработка системы кредитных условий

При формировании кредитной политики необходимо определить следующие условия:

-период предоставления кредита;

-кредитный лимит;

-стоимость предоставления кредита;

-система штрафных санкций, при просрочке исполнения платежа со стороны дебиторов.

Период предоставления кредита - представляет предельный период, в который дебитор должен оплатить отсрочку платежа. Период предоставления определяется следующими условиями:

-особенностями отношений предприятия с отдельными группами дебиторов;

-сложившейся на данный момент на рынке практикой коммерческого кредитования;

- альтернативой, связанной с тем, что увеличение объёма продаж, за счет длительных сроков кредита требует увеличение источников денежных средств, направленных в дебиторскую задолженность. Это естественно замедляет оборачиваемость, удлиняет финансовый и весь операционный цикл предприятия, ухудшает показатели рентабельности.

Кредитный лимит - определяет максимальный размер, предоставляемого товарного кредита. Устанавливается на основании кредитной политики, выбранной предприятием; планируемого объёмом реализации продукции на условии отсрочки платежа; среднего объёма проведенных сделок; финансового стояния покупателя.

Стоимость предоставления кредита - определяется системой скидок на цену товара, при осуществлении немедленного расчета за предоставляемый товар. Вместе со сроком предоставления кредита ценовая скидка определяет уровень процентной ставки, рассчитываемой для сравнения в годовом исчислении. При расчете стоимости предоставления товарного или потребительского кредита, предприятию необходимо учесть, что размер кредита не должен быть выше уровня процентной ставки по банковскому кредиту5.

Система штрафных санкций при просрочке исполнения платежа со стороны дебиторов - разрабатывается предприятием в процессе создания системы кредитных условий и регулируется положениями ГК РФ. Система санкций доложена предусматривать, штрафы, пени и неустойки. За счет данной системы санкций предприятие может полностью возместить свои финансовые потери.

5. Анализ платежеспособности дебиторов

Предприятию-кредитору необходимо провести анализ платежеспособности каждого конкретного дебитора, если работа по предоставлению товарного или потребительского кредита с ним уже проводится или еще не проводилась.

Процедура анализа включает: сбор информации о каждом дебиторе, проведение ее анализа и принятие решения о предоставлении кредита.

В качестве источника информации можно использовать:

-бухгалтерская отчетность дебитора, получение которой может быть предусмотрено в договоре поставки или купли-продажи.

-оперативная информация, связанная с оплатой предоставленной продукции.

-информация банков, которую они могут предоставить на определенных условиях в отношении каждого клиента, но учитывая соблюдение коммерческой тайны.

Но не всегда есть в наличии все источники информации, поэтому чаще всего проводится анализ финансовой отчетности контрагента на основе финансовых коэффициентов. Помимо анализа финансовой отчетности необходимо исследовать деловую репутацию дебитора в целом.

Однако, для того чтобы принять решение предоставлять дебитору коммерческих кредит только анализа не достаточно. Предприятию-кредитору необходимо сформировать критерии оценки платежеспособности и присвоения кредитных рейтингов, что позволит поддерживать расходы на управление дебиторской задолженностью на заданном уровне. Для этого используется инструмент стандарты кредитоспособности.

Стандарты кредитоспособности - это документ, который регламентирует требования к кредитоспособности претендента на получение товаров в кредит. Он основан на критериях оценки кредитоспособности дебитора, которые разрабатывает предприятие-кредитор, и присвоенных дебиторам кредитных рейтингах6.

При оценке платёжеспособности дебиторов используются следующие критерии:

-общее время работы с данным дебитором;

-объём хозяйственных операций с дебитором и стабильность их осуществления;

-показатель оборачиваемости дебиторской задолженности по данному дебитору;

-объём и сроки просроченной дебиторской задолженности;

-финансовые показатели деятельности дебитора;

-особенность конъектуры рынка, на котором работает дебитор.

Для определения числового значения кредитного рейтинга все вышеперечисленные критерии должны быть переведены в шкалу. При этом наивысший балл шкалы, присевается предпочтительному значению. Затем каждому критерию присваивается вес значимости и выводится сводный рейтинг дебитора.

По результатам оценки все дебиторы могут быть распределены на три группы:

1 группа - кредит предоставляется в максимальном размере;

2 группа - кредит предоставляется в ограниченном размере;

3 группа - кредит не предоставляется.

Эффективность стандартов кредитоспособности зависит от того как его придерживаются специалисты финансовых и коммерческих служб, насколько четко прописан регламент и как жестко сотрудники его придерживаются.

6. Ускорение возврата задолженности дебиторами за счет предоставления скидок

Этот метод формируется на основе изменения условий договора, в частности условий формирования цены товарного кредита. В книге Дж. Ван Хорна «Основы финансового менеджмента» отмечаются следующие инструменты управления дебиторской задолженностью:

-Предприятие предоставляет своим дебиторам скидки за ранние платежи. Скидка за ранние платежи - это уменьшение цены продажи, представленное в процентах. Предоставляется при оплате счетов-фактур раньше срока, установленного в договоре. Основная задача предприятия- кредитора определить, покроит ли выгода от ускорения процесса, затраты предприятия на предоставление скидки.

-Сезонные датировки. Под данным видом скидок подразумеваются: условия кредита, при которых дебиторы, могут произвести закупку продукции до наступления пикового сезона продаж, а расплатиться могут до окончания данного переда. Имеет большое значение, сравнение прибыли от дополнительного объёма продаж с прибылью, которую можно получить от альтернативного вложения средств, требуемых для образования дополнительной задолженности. Сезонные датировки так же используются для сокращения издержек, связанных с хранением материальных запасов.

Скидки выполняют роль психологического фактора, так как поощрение в форме скидки всегда лучше, чем наказание (штраф).

7. Страхование дебиторской задолженности

В сошествии со статьей 929 ГК РФ под страхованием дебиторской задолженности понимается страхование риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушений обязательств со стороны контрагентов предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обязательствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов - предпринимательского риска.

Данный инструмент управления дебиторской задолженности способствует снижению кредитного риска и более интересен организациям, работающим на конкурентных рынках и не имущих возможности влиять на покупателя своими условиями.

Преимущества страхования:

-повышение финансовой независимости предприятия;

-дебиторская задолженность может быть предметом залога в кредитных организациях:

Недостатками данного инструмента управления можно считать:

-высокую стоимость страховой премии;

-страхование всего оборота, включая поставки добросовестным контрагентам и ненадежным;

-длительность периода от наступления страхового случая до возмещения застрахованной суммы.

8. Использование предприятием современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

Совершенствование рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка, позволяет использования в практике управления дебиторской задолженность нового метода, ее рефинансирования. Рефинансирование - это ускорение перевода в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

Инструменты рефинансирования, использующиеся в современное время: цессия, факторинг, учет векселей, выданных дебитором, форфейтинг.

Цессия (уступка права требования на дебиторскую задолженность) признается соглашение, согласно которому цедент предает свои права кредитора к должнику третьему лицу (цессионарию).

Методы управления просроченной дебиторской задолженности

В случае возникновения просроченной дебиторской задолженности предприятие-кредитор должен выяснить причину ее возникновения, прежде чем ввести методы и инструменты взыскания задолженности. Основными причинами, вследствие которых дебитор оказался недобросовестным, могут

быть: неорганизованность работы сотрудников предприятия-дебитора; психологические причины - дебитор имеет возможность оплатить свои обязательства, но предпочитает откладывать оплату свои долговые обязательства, до тех пор, пока ему не вынесут претензию; финансовые трудности дебитора, мошеннические действия со стороны дебитора - дебитор изначально не желает исполнять свои долговые обязательства, форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, авария, природный катаклизм).

После установления причин, вследствие которых образовалась просроченная дебиторская задолженность, предприятие-кредитор определяет методы взыскания задолженности. По предмету направления, данные методы распределяются на группы.

1.Методы психологического воздействия на дебиторов. Психологические методы воздействия более эффективны при небольшом периоде задолженности (до 30 дней). Простейшие психологические методы воздействия на дебитора, которыми могут руководствоваться работники коммерческого отдела или финансовой службы: напоминания по телефону, различной эмоциональной окраски, письма на электронную почту, рассылка уведомлений об оплате по факсу, личные встречи с дебитором, направление досудебных претензий.

Более серьезными действиями по отношению к дебиторам являются:

-распространение информации о сложившейся ситуации в средствах массовой информации, имеющей документальное подтверждение об уклонении дебитора от оплаты задолженности, ущерб его репутации пред кредитными организациями и его контрагентами;

-подача заявления на руководителя предприятия-дебитора, в правоохранительные органы, о привлечении к уголовной ответственности за мошенничество или уклонение оплаты дебиторской задолженности.

2. Экономические методы воздействия на дебиторов. Данные методы более эффективны при сочетании их с психологическими методами воздействия и вводятся в зависимости от причины образования просроченной задолженности, срока просроченного долга, репутации дебитора. В данную группу включаются следующие методы воздействия: прекращение поставки

продукции, применение штрафных санкций, реализацию залога, взаимозачет, реструктуризацию задолженности, новацию, продажу долга.

3. Методы юридического воздействия на дебиторов.

Методы юридического воздействия на дебиторов - это серьёзные меры по взысканию дебиторской задолженности, срок которой наступает после 60-90 дней просрочки платежа. Данная методы начинают действовать, когда никакие приговоры с дебитором, уведомления или иная работа не принесла результатов. К методам юридического воздействия можно отнести: взыскание долга через арбитражный суд, инициирование банкротства дебитора.

 

 

 

Список использованных источников

Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 31.01.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.

Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ ред. от 05.04.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.

О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] : федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ ред. от 04.11.2014. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Алиев Т. А. Факторинг как инструмент управления дебиторской задолженностью в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2016.-№7. — С. 755-758.

Бабалыкова И.А., Сериков В.В., Костенко С.А. Анализ дебиторской задолженности коммерческих организаций//Вестник Академии знаний. 2018. № 26 (6). С. 18-24.

Бабушкина А.В. Подходы к управлению дебиторской задолженностью на предприятии//Инновационное развитие. 2018. № 5 (22). С. 62-65.

Батукова О.А. Дебиторская задолженность как объект управления// В сборнике: Инновационные технологии в образовании и науке Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 165-167.

Батырмурзаева З.М., Набиева Х.А. Дебиторская задолженность: учет и управление задолженностью//В сборнике: Финансовая система новой эпохи: перспективы развития. Актуальные проблемы и приоритетные инновационные направления развития современной науки Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 9-12.

Белокуренко Н.С., Холодилина К.И. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью//Наука и образование: проблемы, идеи, инновации. 2018. № 4 (7). С. 48-50.

Вьюкова А.Д., Зинурова Г.Х. Роль анализа в управлении дебиторской задолженностью предприятия//В сборнике: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в современных условиях Материалы XVIII Межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Под ред. А.Н. Грязнова. 2018. С. 110-115.

Груздова Л.Н., Никольченко Е.И. Управление дебиторской задолженностью для обеспечения финансовой устойчивости//В книге: Органическое сельское хозяйство: проблемы и перспективы Материалы XXII международной научно-производственной конференции. 2018. С. 50-51.

Егоренко Н.С. Дебиторская задолженность предприятия//В сборнике: материалы и методы инновационных исследований и разработок. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 119-121.

Еськова Л.Ф. Дебиторская задолженность: управление и финансовые методы оптимизации//В сборнике: Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции Материалы международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Ответственные редакторы Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. 2017. С. 92-94.

Заболоцкая Н.В. К вопросу о трактовке понятия дебиторская задолженность//В сборнике: наука сегодня: теоретические и практические аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 123-125.

Заболоцкая Н.В. К вопросу о трактовке понятия дебиторская

задолженность// В сборнике: наука сегодня: теоретические и практические аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 123-125.

Калашникова Е.Ю., Жукова В.О., Першина А.П. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью//В сборнике: Университетская наука - региону Материалы VI ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета. Под редакцией Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. 2018. С. 266-271.

Коваленко Е.В., Заставская Н.Н. Особенности учета и анализа дебиторской задолженности//В сборнике: Современные научные исследования в сфере экономики Сборник результатов научных исследований. Киров, 2018. С. 561-567.

Кожина Е.А. Факторы, влияющие на оборачиваемость дебиторской задолженности//Финансы и кредит. 2017. Т. 23. № 21 (741). С. 1258-1272.

Колодкина А.В., Салтыков М.А. Дебиторская задолженность: понятие, методы анализа, управление//Проблемы науки. 2017. Т. 1. № 5 (18). С. 48-51.

Колондаева Н.С. Дебиторская и кредиторская задолженность: оценка и пути снижения//В сборнике: Актуальные проблемы финансирования и налогообложения АПК в условиях глобализации экономики Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 74-78.

Костюк Е.С., Ломаченко Т.И., Кокодей Т.А. Управление дебиторской задолженностью//В сборнике: Cовременные проблемы экономики, финансов, бухгалтерского учета и бизнеса Материалы I Всероссийской молодёжной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Электронный ресурс. 2018. С. 34-39.

Кравчук Д. И. Проблемы и пути решения управления дебиторской

задолженностью на предприятии // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 272-274.

Серебренников. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2014.-464 с.

Максютов А.А. Управление дебиторскими и кредиторскими долгами компании. – М.: Инфра – М, 2016. – 456 с.

Марченкова И.Н. Дебиторская задолженность: оценка и управление//В книге: Органическое сельское хозяйство: проблемы и перспективы Материалы XXII международной научно-производственной конференции. 2018. С. 65-67.

Мельникова О.Ю. Дебиторская задолженность: возникновение, управление//В сборнике: Финансы, инвестиции, банки: проблемы и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам I Международного научно-практического форума. 2017. С. 192-196.

Москальчук С.И. Дебиторская задолженность: сущность, контроль и управление//В сборнике: Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества сборник статей по материалам XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 296-299.

Муждабаева Э.Э.К. Преимущества и недостатки дебиторской задолженности//В сборнике: развитие бухгалтерского учёта, анализа и аудита в современных концепциях управления. Материалы межвузовской VII региональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. . 2018. С. 350-352.

Муллаянов М.Р., Бакеев Б.В. Дебиторская задолженность ее состав и структура//В сборнике: Advances in Science and Technology Сборник статей XII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 118-120.

Муллаянов М.Р., Бакеев Б.В. Дебиторская задолженность ее состав и структура//В сборнике: Advances in Science and Technology Сборник

статей XII международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2018. С. 118-120.

Насибуллин Б.А. Дебиторская задолженность организации: оценка и методы оптимизации//Вестник современных исследований. 2018. № 3.2 (18). С. 172-174.

Павлюченко Т.Н., Калюгина И.В. Управление дебиторской задолженностью//Modern Economy Success. 2018. № 2. С. 37-44.

Потемкин М.А. Дебиторская задолженность: понятие, виды, классификация//NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 75. С. 153-156.

Селиверстова О.В., Владимирова О.А. Дебиторская задолженность и причины ее появления//Плехановский барометр. 2017. № 9. С. 106-110.

Серебров А.С., Бражник М.В. Понятие и классификация дебиторской задолженности//Молодежь и наука. 2018. № 5. С. 135.

Степанова Д.А. Основные мероприятия по управлению дебиторской задолженностью//В сборнике: развитие бухгалтерского учёта, анализа и аудита в современных концепциях управления. Материалы межвузовской VII региональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов. . 2018. С. 398-400.

Супонькина А.В. Эффективное управление дебиторской задолженностью//В сборнике: Научные исследования: теория, методика и практика сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. С. 178-180.

Сутягин В. Ю. Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление : учебное пособие .- Москва : ИНФРА-М, 2016. - 216 с.

Хисматуллина Л.Ф. Теоретические основы организации учёта дебиторской задолженности и основные направления оптимизации учёта дебиторской задолженности//Аллея науки. 2018. Т. 5. № 4 (20). С. 235-238.

 

 

Колодкина А.В., Салтыков М.А. Дебиторская задолженность: понятие, методы анализа, управление//Проблемы науки. 2017. Т. 1. № 5 (18). С. 49

Кравчук Д. И. Проблемы и пути решения управления дебиторской задолженностью на предприятии // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 273

Потемкин М.А. Дебиторская задолженность: понятие, виды, классификация//NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1. № 75. С. 155

Селиверстова О.В., Владимирова О.А. Дебиторская задолженность и причины ее появления//Плехановский барометр. 2017. № 9. С. 109

Сутягин В. Ю. Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление : учебное пособие .- Москва : ИНФРА-М, 2016. С. 87

Тагирова Д.В., Усанова Д.Ш. Дебиторская задолженность: анализ и управление//Синергия Наук. 2017. № 14. С. 250

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×