Управление ДОУ | Железнова Татьяна Николаевна. Работа №206501
Автор: Железнова Татьяна Николаевна
Детский сад - дом для детей.
Моя статья
«Кто-то сказал: «Человек, который знает «как», всегда найдет работу, а человек, который знает «почему», будет его начальником».
Мой педагогический стаж уже 20 лет, из них я много раз исполняла обязанности заведующего детского сада. Поэтому для себя решила, что обязана знать «как» и искать ответы на все «почему».
Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Многие думают: дошкольное образование – первая ступенька системы образования, и это если не маленькая школа, то место, где к ней готовят.
Но жизнь дошкольника – это не подготовка к школе, а уже жизнь, полноценная и очень значимая, но только при условии, что развитие ребенка планируется и осуществляется с учетом его потребностей и возможностей.
А легко ли быть лидером в образовательном учреждении? Теперь я понимаю, что педагогического образования для руководителя дошкольного учреждения мало. Жизнь заставляет учиться и превращаться в психолога, юриста, менеджера, дизайнера. Руководитель должен оперативно чувствовать время, предвидеть и прогнозировать любую ситуацию, гибко перестраиваться по всем требованиям жизни, разумно рисковать. На мой взгляд, роль руководителя в образовании – суметь поставить перед собой задачу развития и совершенствования той системы, управленцем которой он является.
Качество жизни и качество образования определены как одни из главных ориентиров политики государства. Управление образованием – это обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса по достижению запланированных результатов.
В работе для себя выделила современные требования к организации образовательного процесса:
исключение специально организованных форм взаимодействия с детьми в виде занятий вплоть до подготовительной группы;
использование комплексно-тематического принципа в организации образовательной деятельности;
интеграция совместной деятельности ребенка с взрослым и самостоятельной деятельностью ребенка.
В связи с этим в управлении образовательной деятельности ДОУ поставила цель - повышение качества образовательного процесса.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
разработать образовательную программу детского сада
;
создать систему морального и материального стимулирования активности педагогов и другого персонала детского сада;
способствовать вовлечению родителей в процесс планирования, организации и управления образовательной деятельностью;
создать предметно-пространственную и предметно-развивающую среду в дошкольных группах в соответствии с ФГТ;
совершенствовать систему информационного обеспечения
.
В механизме решения перечисленных задач огромное значение придается кадровому потенциалу детского сада. Кадровый потенциал - это штатная численность педагогов и ее фактическое наличие; это образовательный уровень и профессиональная квалификация педагогов; это физическое и психологическое здоровье педагогов, это психологическая готовность педагогов к инновациям и способность к достижению необходимого позитивного результата; это способность педагогов к творческим преобразованиям окружающей действительности и положительная мотивация по отношению к новому, то есть совокупность множества составляющих, которые влияют на профессиональное развитие кадров.
Укомплектованность кадрами в детском саду составляет 100%, высшее образование имеют 10 педагогов, квалификационные категории - 100 %, педагогический стаж более 10 лет - 14 педагогов, что свидетельствует об их достаточной профессиональной компетентности в области дошкольного образования.
В целях повышения качества образовательной деятельности и обеспечения постоянного профессионального роста педагогов детский сад сотрудничает с ведущими специалистами научных учреждений г. Новосибирска, Москвы (вебинары), педагоги постоянно участвуют в работе районных методических объединений. В течение 2009-2013 годов на базе нашего детского сада «Алёнушка» организуется работа творческой площадки «Содружество», где
Таким образом, я считаю, что это является движущей силой в профессиональном развитии педагогического коллектива, в повышении качества дошкольного образования.
С целью решения первой задачи издано распоряжение о создании рабочей группы по разработке образовательной программы детского сада. Специалистами детского сада создана модель организации образовательного процесса.
Вторая задача решалась посредством анализа деятельности специалистов, направленного на определение дополнительных нагрузок в пределах рабочего времени и применения стимулирующих надбавок за интенсивность труда. Для педагогов, работающих в инновационном режиме, создана система морального и материального стимулирования, способствующая их саморазвитию и самореализации. Очень важна само мотивация профессиональной деятельности, которая заключается в наличии личностного смысла той деятельности, которую специалист осуществляет, в установлении приоритета дел, разделении трудной задачи на этапы, установлении сроков и награды для себя при своевременном выполнении работы.
Как же организуется образовательный процесс в нашем детском саду?
Он представляет собой реализацию ряда проектов. Каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей.
Продолжительность проекта - от одного дня до целого года в зависимости от условий реализации и характера темы. Организация детской деятельности основывается на выборе детьми центров активности по интересам, когда ребенок действует в каком-либо центре, не переходя в другие. Данный вариант оптимален для детей 3-4 лет. Для детей 4-7 лет организация детской деятельности предполагает переходы из одного центра активности в другой после достижения детьми результата.
Воспитатели осуществляют педагогическое исследование посредством ведения мониторинга достижений в журнале наблюдений за развитием каждого ребенка, сообщают родителям в виде «мини-писем» или записей в блокнотиках об успехах и достижениях детей.
Организация образовательной деятельности посредством осуществления проектной деятельности, основанной на интересе детей, позволяет сделать жизнь детей в детском саду живой и насыщенной, а образовательный процесс – мотивированным. Взаимодействие детей, сотрудников и родителей в ходе работы позволяет сформировать единое сообщество детского сада.
Хотелось бы отметить, что с целью решения третьей задачи взаимодействие с ребенком строится на основе изучения его воспитательного микросоциума – семьи посредством проведения тестирования, анкетирования, опроса и т.д. Основное внимание уделяется вовлечению родителей непосредственно в деятельность стимулирования развития ребенка, в планирование и проектную деятельность. Специалисты детского сада консультируют родителей по интересующим их темам и проблемам в развитии ребенка. Ежегодно педагогами организуется концертно-театрализованная деятельность, выставки детского творчества, дни открытых дверей, спортивные праздники и другие мероприятия совместно с родителями.
Благодаря усилиям воспитателей и специалистов детского сада возросла активность родителей, направленная на создание условий для оздоровления и всестороннего развития детей, а также повысилась их включенность в образовательный процесс: увеличилось количество семей - «участников» на 17%, уменьшилось количество семей -«заказчиков» на 8% и семей - «наблюдателей» - на 9%.
Поддержание и развитие материально-технической базы является одним из важнейших условий успешного осуществления образовательного процесса. В рамках решения четвертой задачи в детском саду создана достаточная предметно-пространственная и предметно-развивающая среда индивидуально-ориентированная на каждого ребенка по центрам активности: центр игры и драматизации, центр литературы, центр познания и науки, искусства, кулинарии, центр конструирования, математики и открытой площадки.
Таким образом, образование в детском саду ориентировано на создание комплекса условий, в которых происходит формирование интегративных качеств детей, обеспечивается открытость деятельности детского сада педагогическому сообществу и родительской общественности, имеются положительные отзывы.
Образовательная деятельность любого ДОУ зависит от того, в какой степени руководитель владеет информацией, как быстро ее может обработать и довести до сведения участников образовательного процесса. С целью оперативного обеспечения информацией в ДОУ работает электронная почта и обеспечен доступ к интернет - ресурсам. Электронная почта позволяет оперативно собирать заявки на курсовую подготовку, участие в конференциях, конкурсах, обмениваться опытом работы с другими ДОУ города, района, области.
Результатом грамотного управления и организации полноценной жизнедеятельности ребенка, являются достижения воспитанников ДОУ: это участие в конкурсах, соревнованиях. Активизация нашего педагогического коллектива принесло свои плоды.
Вся проводимая работа отражается на полноценном развитии будущего Человека, готовит ребенка, как Гражданина, к решению проблем и обеспечивает успешность его дальнейшего обучения и развития.
Список используемой литературы
1. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/К.Ю. Белая. – М.: Астрель; АСТ, 2003. – 123 с.
2. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция/К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
3. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением./под ред. А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
4. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов педагогических ВУЗов / С.А. Козлова. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
6.Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. – Ростов на Дону, 2002. - 212 с.
7. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./ под ред. Л.В. Поздняк. – М.: Академия, 2001. – 238 с.
8.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации./Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. – М,: Просвещение, 1991 - 216 с.