Управление процессами недопущения и профилактики межличностных конфликтов в начальной школе | Тихонова Лилия Юрьевна. Работа №354822. Номер работы: №354822
В статье рассматриваются эффективные методы профилактики и урегулирования конфликтов в начальной школе, способствующие формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Как и для любого социального института,для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Был проведен анализ документации и исследованы работы психологов.
СТАТЬЯ «УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ НЕДОПУЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Аннотация: в статье рассматриваются эффективные методы профилактики и урегулирования конфликтов в начальной школе, способствующие формированию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Объект исследования: процесс профилактики и разрешения конфликтов между младшими школьниками.
Предмет исследования: педагогический инструментарий, способствующий профилактике и урегулированию конфликтов между обучающимися в начальных классах.
Ключевые слова: конфликт, классный коллектив, профилактика конфликтов.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современной педагогической практике широко распространена проблема буллинга в школьных коллективах, а также отсутствие сплочённости между детьми, недостаточно развитые навыки коммуникации, отсутствие доброжелательных отношений между одноклассниками. Все эти факторы провоцируют ухудшение психологической обстановки в школьной среде, снижение успеваемости, тенденцию к травматизации личности школьников, их нахождение в ситуации систематического стрессового состояния.
Все указанные проблемы требуют от педагогов поиска особых методов их профилактики и преодоления.
В отечественной педагогике интерес к изучению конфликтологии начал формироваться, начиная с 1920-х годов. Известные психологи, педагоги и учёные, такие как Анзупов А.Я., Козырев Г.И., Белинская А.Б., Шипилов А.И., Воронин Л.Г., Гришина Н.В. рассуждали о необходимости профилактики и урегулирования конфликтов среди учащихся начальной школы так, как именно в начальных классах закладывается фундамент нравственного поведения человека в общественных отношениях [1;32].
Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования у учащихся необходимо воспитывать следующие личностные качества: дружелюбие, умение слушать собеседника, корректно обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, быть готовыми действовать самостоятельно и нести ответственность за свои действия перед семьей и обществом. Работа по предотвращению конфликтов между младшими учениками также отражена в профессиональном стандарте учителя. В нем говорится, что учитель должен уметь эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды, выработать систему регулирования отношений и возможных конфликтов между обучающимися. Таким образом, с учетом требований нормативных документов учитель должен уметь диагностировать и выявлять причины и первые признаки конфликтной ситуации среди учащихся, а также применять различные эффективные формы, средства и методы предотвращения конфликтов в начальной школе [2;59].
Именно потому, что конфликт между обучающимися начальной школы может иметь серьезные, необратимые последствия для учащихся или даже всего класса и учителя, учитель должен знать возрастные особенности и личностные особенности каждого ребёнка, а также знать различные методы предотвращения и устранения межличностных конфликтов. Поэтому можно сказать, что для наиболее успешной и эффективной профессиональной деятельности учитель должен понимать, что приведет к межличностному конфликту учащихся, поскольку очень важно не ошибиться с типом конфликта, к которому он относится: конструктивный или деструктивный.
По мнению Н.В. Гришиной: «Конфликт - источник развития» [1;97]. Фактически, процесс конструктивного разрешения межличностных конфликтов также является неотъемлемой частью воспитательного и развивающего процесса, так как в процессе решения конфликтной ситуации ребёнок приобретёт практический жизненный опыт, как правильно и без последствий найти оптимальные пути решения проблемы во взаимоотношениях с конфликтной стороной. Однако учителю необходимо помнить, что без поддержки и наставления взрослых дети данного возраста, как правило, не могут самостоятельно прийти к конструктивному и корректному разрешению конфликта.
Профилактическое воздействие учителя на межличностный конфликт необходимо, когда конфликт оказывает негативное воздействие на его участников. Педагогу необходимо помочь детям найти рациональный способ предотвращения этого конфликта, который удовлетворит обе стороны «конфронтации». Какие же существуют методы профилактики и недопущения конфликтов в начальной школе, которые бы помогли классному руководителю установить безопасную и благоприятную атмосферу в классном коллективе?
Исследователи выделяют следующие формы поведения в межличностных конфликтах:
Конфронтация характеризуется настойчивым, бескомпромиссным отстаиванием своих интересов, для чего используются все доступные средства.
Избегание предполагает попытку избежать конфликта, не придавать ему большого значения, возможно, из-за отсутствия условий для его разрешения.
Приспособление –
подразумевает готовность субъекта пожертвовать своими интересами ради сохранения отношений, которые выше субъекта и объекта разногласий.
Компромисс –
требует
договора
обеих сторон, поскольку решение, приемлемое для противоборствующих сторон, достигается путем взаимных уступок.
Сотрудничество –
предполагает совместное заявление сторон о решении проблемы. При таком поведении различные взгляды на проблему считаются законными. Такая позиция позволяет им понять причины разногласий и найти приемлемый для
конфликтующих
сторон выход из кризиса без ущ
емления интересов каждой из них
[1;
63
].
Профилактика межличностного конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на взаимовыгодное решение проблемы, которая привела к столкновению, на устранение противоречия, вызвавшего столкновение сторон.
В профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста учителю необходимо осуществлять:
Систематическую
диагностику
и
контроль
взаимоотношений между детьми
в классе.
Работу по сплочению классного коллектива.
Воспитательное воздействие по формированию доброжелательных отношений в детском коллективе.
Таким образом, проанализировав структуру и методы профилактики конфликтов в начальной школе, можно сделать вывод, что классный руководитель играет ключевую роль в воспитании у обучающихся основ нравственного поведения и осознания недопустимости конфликтного поведения в коллективе. В современной педагогической практике существует широкий спектр разных педагогических инструментов по профилактике и недопущению конфликтов в начальной школе. При выборе того или иного метода учителю необходимо руководствоваться психологическими особенностями и характером взаимоотношений в конкретном классе.
Библиографический список
Белинская, А. Б. Педагогическая
конфликтология
: учеб. пособие для
бакалавриата
и магистратуры / А
. Б. Белинская. — 2-е изд. — М.:
Издательство
Юрайт
, 2019. — 206 с.
https://vk.com/away.php?to
.
Пигалова
, П.А. Особенности конфликтного поведения младшего
школьника [Текст] / П.А. Пигалова, М.В. Жукова // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020 – № 7(93). – С. 55–57.