управление психологической устойчивостью юных баскетболистов 14-15 лет | Мой кабинет. Работа №346270
Исследование деятельности человека в условиях действия помех было предметом ученых в различных областях человеческой деятельности. Исследований по изучению психологической устойчивости в условиях спортивных соревнований в конкретном виде спорта крайне мало, что не дает возможности разрабатывать методики повышения помехоустойчивости спортсменов в том или ином виде спорта .
Спортивное соревнование как процесс включает четыре категории событий, две из которых (объективная соревновательная ситуация и субъективная соревновательная ситуация) составляют комплекс помех, действующих на спортсмена и вызывающих нежелательные явления, затрудняющие выполнение запланированной деятельности.
Соревновательная деятельность сопряжена с воздействием па спортсмена различных помех внешнего и внутреннего плана. Влияние помех на спортсмена осуществляется через эмоциональную сферу, вызывая негативные переживания, неадекватное поведение и снижение результативности деятельности. При этом действие внешних помех опосредуется внутренним содержанием человека комплексом индивидуально-психологических особенностей. Преимущество в соревновательной борьбе имеют те спортсмены, у которых психологическая устойчивость, частью которой является развитая способность к противодействию помех, находится на более высоком уровне.
Тема: Управление психологической устойчивостью юных баскетболистов
14-15 лет
Тренер-преподаватель Шабанов М.С.
Исследование деятельности человека в условиях действия помех было предметом ученых в различных областях человеческой деятельности. Исследований по изучению психологической устойчивости в условиях спортивных соревнований в конкретном виде спорта крайне мало, что не дает возможности разрабатывать методики повышения помехоустойчивости спортсменов в том или ином виде спорта .
Спортивное соревнование как процесс включает четыре категории событий, две из которых (объективная соревновательная ситуация и субъективная соревновательная ситуация) составляют комплекс помех, действующих на спортсмена и вызывающих нежелательные явления, затрудняющие выполнение запланированной деятельности.
Соревновательная деятельность сопряжена с воздействием па спортсмена различных помех внешнего и внутреннего плана. Влияние помех на спортсмена осуществляется через эмоциональную сферу, вызывая негативные переживания, неадекватное поведение и снижение результативности деятельности. При этом действие внешних помех опосредуется внутренним содержанием человека комплексом индивидуально-психологических особенностей. Преимущество в соревновательной борьбе имеют те спортсмены, у которых психологическая устойчивость, частью которой является развитая способность к противодействию помех, находится на более высоком уровне.
Являясь составной частью надежности, психологическая устойчивость рассматривается, как способность системы работать в условиях действия помех без снижения своей эффективности. Психологическая устойчивость связана с эмоциональной устойчивостью человека, способностью противостоять влиянию стрессфакторов и с рядом других личностных качеств.
Рост психических и физических нагрузок в спорте, действия спортсменов в экстремальных ситуациях предъявляют высокие требования к личности спортсмена, к устойчивости его функций (психических, физиологических, двигательных) против воздействия сбивающих факторов (помех, стресс-факторов). Зная характер влияния помех на конкретного спортсмена и комплекс свойств личности, обусловливающих психологическая устойчивость, можно снизить влияние помех на спортсмена, развивая личностные качества, обеспечивающие противодействие влиянию помех. Однако таких данных в специальной литературе не приводится.
Баскетбол характеризуется широким спектром помех, оказывающих отрицательное влияние на деятельность спортсмена. Это помехи со стороны противника, зрителей в зале, судьи, партнеров по игре, соревновательных условий, а также помехи личностного плана (внутренние), составляющие переживание спортсменом влияния внешних помех и собственного состояния. Влияние помех на спортсмена может сказываться отрицательно на его состоянии, поведении и результативности соревновательной деятельности. Не шея глубоких знаний о составе помех, природе психологической устойчивости и ее повышения у спортсменов, тренеры не всегда понимают причины их неудачных выступлений на соревнованиях.
В этой связи повышение психологической устойчивости у баскетболистов является актуальной проблемой и составляет одну из задач психологической подготовки спортсменов. Однако в специальной литературе не приводится методик повышения психологической устойчивости спортсменов.
В последние десятилетия проблема психической устойчивости в спорте является одной из важнейших в спортивной психологии. Данная проблема становится все более актуальной в связи с возросшим интересом к спорту, а также ростом его социальной значимости, повышением требований к технико-тактической подготовленности спортсмена. Усложнение технической составляющей подготовки во многих видах спорта привело к увеличению физических и психических нагрузок, что и определило необходимость целенаправленного формирования психической устойчивости спортсмена.
Психологические факторы устойчивости в спорте стали изучаться еще в прошлом веке. Тем не менее, спортивные психологи не предлагают общей точки зрения на эту проблему. Так, В.Б. Коренберг среди психологических факторов, содействующих повышению устойчивости исполнения спортсменом упражнения, выделяет: самоконтроль, управление вниманием и эмоциями, идеомоторную настройку и уверенность в правильности выполнения программы.
Психологическая подготовка юных спортсменов обусловлена особенностями их физического и психического развития, возрастного кризиса и психических новообразований, а также спецификой юношеского спорта. Ее содержание должно основываться на анализе тренировочного и соревновательного процесса, знаниях механизмов регуляции деятельности, а также учёте особенностей развития и проявления психики юных спортсменов.
Спортивная карьера спортсмена проходит в несколько этапов, каждый из которых сопряжен с кризисными периодами. Юные спортсмены испытывают на себе кризис начала спортивной карьеры, который может быть связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации, сменой тренера и др. Таким образом, совпадение кризиса перехода к углубленной специализации с подростковым кризисом ставит спортсмена в сложную жизненную ситуацию, что обусловливает необходимость индивидуализации психологической подготовки. Юные спортсмены обладают более высокой восприимчивостью к обучению и воспитанию по сравнению с взрослыми спортсменами, что определяет целесообразность и эффективность психологической работы в данный период.
Таким образом, приоритетным направлением в психологической подготовке юных спортсменов следует считать создание предпосылок для результативности в тренировочной и соревновательной деятельности, а не коррекцию, оптимизацию, регуляцию и т. п. Такими предпосылками выступают:
1. оптимальная структура спортивной мотивации;
2. соответствие особенностей личности спортсмена выбранному виду спорта;
3. развитые до необходимого уровня профессионально важные психические качества; развитая способность к управлению своей деятельностью и психическим состоянием;
4. навыки самоконтроля и целеполагания и др.
Создание в процессе подготовки юных спортсменов указанных предпосылок позволит предотвратить возникновение различных негативных явлений в деятельности.
Соревновательная деятельность, по своей психологической сущности, это не что иное, как сложное, многоаспектное, регламентированное правилами взаимодействие спортсменов и команд. Без этого взаимодействия (соперников или партнеров по команде) акт спортивного противоборства невозможен. Конкретные формы субъектно-объектных отношений или взаимодействий зависят от особенностей спортивной деятельности, определяющих в существенной мере психологическую специфику разных видов спорта, а отсюда и возможность их сравнения, объединения и систематизации [11].
Особое значение в баскетболе уделяют психологическим качествам, которые в свою очередь зависят от ряда факторов: масштаба, значения, системы, места соревнования, формы оценки, психологического состояния игроков, их тренированности перед данным соревнованием, физической, технической и тактической подготовленности, продолжительности соревнования и степени напряженности, полноценности состава команды, взаимоотношений между тренером и спортсменами и прочих причин, которые могут воздействовать на эмоционально-волевую сферу спортсменов.
В основе успеха соревновательной деятельности игроков лежит не переоценка собственных возможностей и недооценка сил противника, а уверенность в своих силах и возможностях и, что самое главное, страстное желание добиться победы.
Педагогический эксперимент проводился на базе МУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Динамо» г. Магнитогорска.
В исследовании принимали участие 14 юных баскетболистов в возрасте 14-15 лет.
Эксперимент проводился в течение 6 месяцев.
Исследование проводилось в 4 этапа.
На первом этапе (с ноября 2019 по февраль 2020 года) изучалась науч-но-методическая литература по теме исследования.
На втором этапе (февраль-апрель 2020 года) были подобраны средства и методы управления психологической устойчивостью в баскетболе.
На третьем этапе (с сентября 2020 по март 2021 года) проводился педагогический эксперимент.
На четвёртом этапе (март-апрель 2021) проводилась обработка полученных данных, их анализ и интерпретация полученных результатов исследования.
Разработанная нами методика опирается на применяемую в данный момент в МУ «СШОР «Динамо» методику. Мы заменили 2 часа в две недели с занятий по общефизической подготовке и ввели психологические тренинги и диагностику психологического состояния. Кроме того, на каждой неделе мы проводили учебно-тренировочные занятия, направленные на техническую подготовку, с различными источниками стресса – секундомер, искусственный шум трибун, психологическое воздействие соперника.
Среди психологических тренингов мы делали акцент на аутотренингах. Наш комплекс аутотренинга состоял из следующих упражнений.
Дыхательные упражнения при соревновательном стрессе
Нервно-мышечная релаксация Э. Джекобсона
Методика саморегуляции Л. Персиваля
Метод визуализации К. Саймонтона и С. Мэтьюз-Саймонтон
Десенсибилизация психотравм с помощью движения глаз (ДПДГ) Ф. Шапиро
Метод идеомоторной тренировки А. В. Алексеева
Помимо аутогенных психологических тренингов, в практической части учебно-тренировочного процесса мы использовали разного рода источники, которые в соревновательной деятельности могут вызвать дополнительный стресс.
Так, упражнения выполнялись в одном варианте с лимитом по времени, имитируя концовку матча, в другом – с шумовым сопровождением, создавая образ игры «в гостях».
Список использованной литературы
Андреев В.И. Исследование некоторых особенностей точности бросков в прыжке в баскетболе в зависимости от дистанции их выполнения / В.И. Андреев, Н.Н. Токарь, О.В. Смирнов, Д.В.
Суглобов
// Мат-
лы
III
междунар
. науч.-практ.
конф
. Томск, 2000. - С.79-86.
Андреев В.И. Исследование точности бросков в прыжке одной рукой в зависимости от дистанции выполнения / В.И. Андреев, В.П. Хвостиков, Н.В.
Полтаропавлов
// Организация и методы спортивной тренировки. Томск, 1989.- С.23-25.
Андреев В.И. К вопросу построения тренировочного процесса, направленного на совершенствование точности броска у квалифицированных баскетболистов/
В.И.Андреев
,
В.П.Хвостиков
// Мат-
лы
науч.-практ.
конф
., Таллин, 1986.- С.44-46.
Андреев В.И. Некоторые особенности атлетической подготовки и сопряженного метода тренировки в бросках одной рукой в прыжке в баскетболе/ В.И. Андреев, Г.И.
Реш
, Н.Н. Токарь // Физическое воспитание в процессе перестройки высшей школы. Томск, 1989. – С. 42-45.